Interested Article - Аскольдов, Сергей Алексеевич

Серге́й Алексе́евич Аско́льдов (настоящая фамилия — Алексеев ; 25 февраля [ 9 марта ] 1871 , Мошарово , Калужская губерния 23 мая 1945 , Потсдам ) — русский религиозный философ , спиритуалист и панпсихист, профессор Санкт-Петербургского университета . Внебрачный сын философа А. А. Козлова , друг и оппонент Н. О. Лосского .

Биография

Сергей Алексеевич Алексеев родился в 1871 году в семье философа Алексея Александровича Козлова и Марии Александровны Челищевой. Будучи внебрачным сыном, он не мог носить фамилию отца и получил произведённую от отчества фамилию Алексеев . Семья Козлова проживала в имении Машарово в Калужской губернии , а в 1876 году переселилась в Киев , где Козлов защитил диссертацию по философии. Философские занятия отца оказали решающее влияние на судьбу Алексеева. Сергей закончил киевскую гимназию, а в 1891 году поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета . Во время обучения он начал заниматься философией и гуманитарными науками, а два последних семестра был слушателем историко-филологического факультета . По окончании университета, в 1895 году , Алексеев поступил на службу в Департамент таможенных сборов, где проработал экспертом по химии до 1917 года. С 1898 года он принимал участие в работе Санкт-Петербургского философского общества . В 1900 году Алексеев женился на Елизавете Михайловне Голдобиной, от которой имел троих детей — Владимира, Марию и Александру .

А. А. Козлов

В 1900 году Алексеев опубликовал под псевдонимом С. Аскольдов свою первую книгу «Основные вопросы теории познания и онтологии», в которой была изложена целая философская система. С этого времени он стал постоянным автором журнала « Вопросы философии и психологии », энциклопедии Брокгауза и Ефрона и других изданий. В 1907 году Аскольдов стал одним из основателей Санкт-Петербургского религиозно-философского общества и был избран первым председателем его Совета. В 1912 году он опубликовал книгу «Алексей Александрович Козлов», в которой изложил биографию и философское учение своего отца. В 1914 году философ опубликовал очередную книгу «Мысль и действительность» и защитил на её основе магистерскую диссертацию в Московском университете . В том же году он получил звание приват-доцента и начал преподавательскую работу в Санкт-Петербургском университете. В 1918 году Аскольдов стал доцентом , а в 1919 профессором кафедры философии Санкт-Петербургского университета. В 1918 году вышла его очередная книга «Сознание как целое», лёгшая в основу читанных в Московском университете лекций по психологии . В том же году стал одним из авторов сборника « Из глубины », который инициировал и редактировал П. Б. Струве . Он выступил там со своей статьёй "Религиозный смысл русской революции".

С приходом Советской власти для философа наступили тяжёлые времена. В 1922 году Аскольдов лишился работы в университете, как философ-идеалист, и вынужден был искать заработок в другом месте. С этого времени он преподавал общую технологию и товароведение в Политехническом институте , а также логику и психологию в средней школе. В том же 1922 году в журнале «Мысль» были опубликованы философские работы Аскольдова «Аналогия как основной метод познания» и «Время и его преодоление». В дальнейшем философ мог публиковать только работы по литературоведению и лингвистике. К этому времени относятся воспоминания о нём Д. С. Лихачёва : «…В начале 20-х гг. Сергей Алексеевич Алексеев пришёл преподавать психологию в нашу школу имени Лентовской, на Плуталовой улице Петроградской стороны… С молодёжью Сергей Алексеевич всегда общался как с равными ему по возрасту. Он приглашал меня к себе домой (жил он с семьёй, из которой хорошо помню его сына-поэта, на Кронверкской улице в отличном доме). Он не только давал мне книги для прочтения, но и разговаривал со мной о своих впечатлениях от музыки и поэзии…»

С. А. Аскольдов. XX век

В 1927 году Аскольдов вместе с И. М. Андреевским основал тайное религиозно-философское общество «Братство преподобного Серафима Саровского», среди участников которого был и Д. С. Лихачёв. В 1928 году все члены общества были арестованы по обвинению в антисоветской деятельности и получили различные сроки наказания. Аскольдов был приговорён к ссылке в Рыбинск , а оттуда выслан по новому обвинению в Коми-Зырянскую область . В 1933 году он был переведён в Новгород , откуда смог навещать проживавшую в Ленинграде семью.

Во время Второй мировой войны будучи в Новгороде, философ оказался в зоне немецкой оккупации. Здесь он принял участие в антимарксистской пропаганде, публикуя под псевдонимом С. Зырянский статьи в журнале «Новые вехи» . В 1944 году он получил премию за книгу, посвящённую критике диалектического материализма . В конце войны Аскольдов был вывезен немцами в Германию, где проживал под Потсдамом в «Русской деревне». По сообщению Н. О. Лосского, незадолго до смерти он сжёг рукопись своей книги «О перевоплощении», решив, что изложенное в ней учение несовместимо с христианством . Философ скончался в мае 1945 года в Потсдаме во время своего ареста советскими органами госбезопасности.

Учение

Был сторонником панпсихизма , идеи которого развивал его отец, философ А. А. Козлов . В центре философских интересов Аскольдова стояли проблемы теории познания . Критиковал учение В. Шуппе , неокантианство , Э. Гуссерля , Н. О. Лосского , развивал учение о чистом опыте. Последний мыслился им как чистое, доструктурное основание познания, которое само непознаваемо и доступно лишь алогической формулировке. Также интересовался этико-моральными, религиозно-философскими вопросами, историей русской философии.

Сочинения

Отдельные издания

  • — СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1900. — VIII, 250 с.
  • Христианство и политика. — Киев, 1906.
  • — М.: Путь, 1912. — VIII, 218 с.
  • — М.: Путь, 1914. — 387 с.
  • — Киев: Изд. журн. «Христианская мысль», 1916. — 25 с.
  • Сознание как целое. Психологическое понятие личности. — М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1918. — 54 с.
  • Гносеология. — Пб., 1919.
  • Философия. — Пб., 1919.
  • Введение в гносеологию. — Пг., 1920.
  • Диалектический материализм. Критический очерк. — Прага: «Новые вехи», 1944. — 40 с.

Статьи в периодических изданиях

  • Философия и жизнь // Проблемы идеализма . М., 1902.
  • // Вопросы философии и психологии. 1903. Кн. 66.
  • // Вопросы философии и психологии. 1903. Кн. 70.
  • // Вопросы философии и психологии. 1904. Кн. 71.
  • // Вопросы философии и психологии. 1904. Кн. 74.
  • // Вопросы философии и психологии. 1904. Кн. 75.
  • О романтизме // Вопросы жизни. 1905. № 2.
  • Рец. на книгу Т. Липпса «Основные вопросы этики» // Вопросы жизни. 1905. № 6.
  • Религиозное обновление // Век. 1906. № 3.
  • Новая гносеологическая теория Н. О. Лосского // Журнал министерства народного просвещения. 1906.
  • // Вопросы философии и психологии. 1907. Кн. 86.
  • По поводу поучений Д. Философова // Век. 1907. № 19.
  • // Вопросы философии и психологии. 1908. Кн. 94.
  • Рец. на книгу Н. Бердяева «Философия свободы» // Русская мысль . 1912. № 1.
  • Идея справедливости в христианстве // Философский сборник Льву Михайловичу Лопатину. М., 1912.
  • // Русская мысль. 1912. № 3.
  • // Вопросы философии и психологии. 1913. Кн. 117.
  • // Вопросы философии и психологии. 1914. Кн. 125.
  • Рец. на книгу Н. Лосского «Интуитивная философия Бергсона» // Русская мысль. 1914. № 2.
  • О русской философии во Франции // Русская мысль. 1915. № 7.
  • О связи добра и зла // Русская мысль. 1916. № 4, 5.
  • // Русская мысль. 1916. № 3.
  • // Русская мысль. 1916. № 5.
  • Памяти В. Ф. Эрна // Русская мысль. 1917. № 5—6.
  • Религиозный смысл русской революции // Из глубины. М.; Пг., 1918.
  • // Вопросы философии и психологии. 1918. Кн. 141—142.
  • Религиозно-этическое значение Достоевского // Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы. Пг., 1922.
  • // Мысль. 1922. № 1.
  • // Мысль. 1922. № 1.
  • // Мысль. 1922. № 3.
  • Творчество А. Белого // Литературная мысль. 1923. № 1.
  • Форма и содержание в искусстве слова // Литературная мысль. 1925. № 3.
  • Дух и материя // Новые вехи. Прага, 1945. № 2.

Статьи в «Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Ефрона»

Примечания

  1. Katalog der Deutschen Nationalbibliothek (нем.)
  2. Петруня О. Э. Сергей Алексеевич Аскольдов: Несостоявшаяся революция в теории познания // С. А. Аскольдов. Гносеология: Статьи. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — 200 с.
  3. Лихачёв Д. С. . — СПб. : Logos, 1995 . Дата обращения: 7 ноября 2014. 24 сентября 2015 года.
  4. . lists.memo.ru. Дата обращения: 12 сентября 2017. 25 сентября 2017 года.
  5. Зырянский С. Дух и материя // Новые вехи. — Прага, 1945. Вып. 2. — C. 73—81.
  6. Лосский Н. О. История русской философии. — М. : Советский писатель, 1991. — 480 с.
  7. Зеньковский В.В. История русской философии. — Москва: Раритет, 2001. — С. 610.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Аскольдов, Сергей Алексеевич