Клюг, Эккехард
- 1 year ago
- 0
- 0
Эккехард из Ауры ( лат. Ekkehardus Uraugiensis , нем. Ekkehard von Aura ; около 1050 — 23 января или 20 февраля 1125 ) — средневековый хронист, немецкий монах- бенедиктинец , аббат монастыря Св. Лаврентия в Ауре , в Вюрцбургском диоцезе . Автор «Всеобщей хроники» и возможный автор «Вюрцбургской хроники», важных сочинений по истории Священной Римской империи и Первого крестового похода . Последовательный сторонник папства в его борьбе с германскими императорами .
Выходец из Верхней Германии, он, возможно, происходил из старинной рыцарской семьи ( нем. edelfrei ), служившей знатному баварскому роду Арибонидов . В документах впервые упоминается под 1100 годом в качестве каноника и магистра в Вормсе . Утверждения историков XIX века о том, что он подвизался в бенедиктинском аббатстве Корвей , в настоящее время пересмотрены, хотя полностью не опровергнуты. Около 1101 года, по словам его биографа Иоганна Тритемия , собирался вступить в монастырь в Хиршау , но отказался от этого намерения, отправившись в Святую землю . В августе-сентябре 1101 года побывал в Палестине , а в 1102 году в Риме .
В 1102—1103 годах жил в Тегернзее , а в 1103—1105 годах — в аббатстве Св. Михаила на горе Михельсберг в Бамберге , активно пользуясь местными библиотеками. В мае 1105 года присутствовал на соборе в Нордхаузене . В феврале 1106 года ездил в Италию с епископом Оттоном Бамбергским , в октябре 1106 года участвовал в соборе в Гвасталле . Стал первым настоятелем монастыря Святого Лаврентия в Ауре , основанном в 1108 году епископом Оттоном и освящённом в 1113 году .
на озереПользовался расположением и поддержкой со стороны императора Генриха V , но под конец жизни изменил своё мнение о нём в худшую сторону , сделавшись убеждённым сторонником папства . В 1117 году готовился совершить новое паломничество в Иерусалим , но отправился ли туда, неясно.
Умер в своей обители не позже 1129 года , возможно, 20 февраля 1125 года .
Работу над своей «Всемирной хроникой» ( лат. Chronicon Universale ) Эккехард начал ещё до 1100 года , собирая документы и материалы, но закончил её, вероятно, незадолго до своей смерти. Исследователи выделяют три редакции хроники: первую, законченную около 1111 года , вторую, относящуюся к 1116 году и третью, завершённую в 1125 году .
Основным источником для неё послужило одноимённое сочинение приора монастыря Св. Михаила в Бамберге , дополненное сообщениями за 1117—1125 годы. Помимо Фрутольфа, Эккехард пользовался такими источниками, как «Церковная история» Евсевия Кесарийского в переводе и с продолжением Руфина Аквилейского , « Хроника » Иеронима Стридонского , «Сокращение хроник» Проспера Аквитанского , «История против язычников» Павла Орозия , «Гетика» Иордана , «Хроника Фредегара », « Церковная история англов » Беды Достопочтенного , «История лангобардов» Павла Диакона , « Лоршские анналы », «Описание Земли» Дикуила , «Всемирная хроника» Сигеберта из Жамблу . Анализ его сочинений выдаёт также знакомство с трудами Саллюстия , Вергилия , Тита Ливия , Иосифа Флавия , Плиния Старшего , Тертуллиана , Марциана Капеллы , Аврелия Августина , Боэция , Григория Великого и др .
Хроника является одним из главных источников по истории Германии в период 1080—1125 годов. Она подразделяется на пять книг: первая содержит историю древности от Сотворения мира до строительства города Рима (753 г. до н. э.); вторая доводит изложение до Рождества Христова ; третья содержит сообщения до времён Карла Великого (800 г.); четвертая — до императора Генриха V (1111—1125); пятая подробно рассказывает о правлении последнего .
Для хроники Эккехарда характерен широкий охват исторического материала, помимо чисто германских дел, она касается событий в других европейских странах, причём освещение многих из них содержит элементы критики . Наибольшую ценность для историков представляют её сведения о переселении германских народов в « тёмные века », возникновении в X веке Священной Римской империи , Первом крестовом походе (1096—1099) и борьбе за инвеституру между императорами и папами в начале XII века, завершившуюся в 1122 году заключением Вормсского конкордата . Невзирая на апологетический тон в описании крестовых походов как «божественных» по своим истокам, а самих крестоносцев как «истинных учеников Христа», которые «победили царства мира», Эккехард подробно излагает не только идеологические, но и социально-политические причины движения на Восток, представляя широкую картину развертывания его в германских землях .
Эккехарду приписывается также краткая «Вюрцбургская хроника» ( лат. Chronicon Wirziburgense ), охватывающая события мировой истории со времён Октавиана Августа до прихода к власти императора Генриха IV и смерти герцога Швабии Оттона III Белого (1157). Перу его также, возможно, принадлежат житие вюрцбургского епископа VIII века Бурхарда ( лат. Vita Burchardi ) и морально-дидактическое сочинение в 5-ти книгах «Светоч монахов» ( лат. Laterna monachorum ).
Известно свыше 10 рукописей «Всемирной хроники» Эккехарда, относящихся к XII—XIII векам, старейшие из которых хранятся в Саксонской земельной библиотеке в Дрездене , Вюртембергской земельной библиотеке в Штутгарте , в Йене , Готской научной библиотеке в замке Фриденштайн и др. собраниях . «Вюрцбургская хроника» известна в двух манускриптах XII века, находящихся ныне в собраниях библиотеки Тюрингии в Йене и .
Комментированное научное издание хроник Эккехарда из Ауры было подготовлено в 1844 году в Ганновере историком Георгом Вайцем для VI тома « Monumenta Germaniae Historica ». В 1879 году в Лейпциге вышел немецкий перевод Вильгельма Пфлюгера, переизданный там же в 1893 году . Наиболее авторитетной критической публикацией считается выпущенная в 1972 году в Дармштадте под редакцией историка- медиевиста , в которой сочинения Эккехарда изданы вместе с хроникой Фрутольфа и « Императорской хроникой » .