Interested Article - Миграция армян в средневековую Европу

Художественное изображение армянина (Ormianin) среди представителей населения Речи Посполитой , 1655 год

Средневековая миграция армян в Европу ( арм. Հայկական միջնադարյան գաղթավայրերը Եվրոպայում ) — переселение армян из исторической родины в Европу, начавшееся в XI - XIV веках , когда пали государства Багратуни ( 1045 ) и Армянское царство Киликия ( 1375 ). В период турецко-персидских войн вследствие оттока населения из региона исторического расселения на Армянском Нагорье укрупнялись армянские колонии. Чтобы сохранить армянскую идентичность, светские и духовные лидеры , купцы и деятели культуры осуществляли строительство церквей, школ, типографий, строительство отдельных армянских кварталов и сел. Во время правления сельджуков и монголо-татар, особенно в позднем средневековье, отток армянского населения усилился. Армяне продолжались селиться в колониях, сохраняя родной язык, религию и национальные традиции.

Восточная Европа

Крым

Историю переселения армян из Армении в Крым описал автор XVII века Мартирос Крымеци в стихотворной «Истории Крымской земли» .

Крымский полуостров расположен на севере Чёрного моря . Крым всегда был в центре внимания различных цивилизаций. Греки , понтийцы , византийцы , татары и другие народы правили здесь в разное время. Армяне поддерживали торговые, культурные и политические связи с этими цивилизациями в большей или меньшей степени с древних времен.

Монастырь Сурб Хач (Крым)

Согласно первые армяне поселились на территории Крыма в XI веке . Влад Бэнэцяну также датирует образование армянской колонии в Крыму XI веком . В начале XII века они уже формировали общину в Киеве .

Сохранились данные об обращении в 1299 году армян к генуэзцам Кафы с просьбой разрешить им переехать в город .

Постоянное армянское население образовалось в Крыму около IX века . Это было связано с политикой Византии. Позже, особенно в XIV веке , вследствие монгольских нашествий продолжилась миграция армян в Крым. Численность армян возросла настолько, что они стали вторыми по численности населения после татар. Юго-восточный регион Крымского полуострова часто называли морской Арменией. Армяне жили в разных городах полуострова и в ряде только армянских сел.

Самым известным центром крымских армян была церковь Сурб Хач . Это был не только духовный, но и культурный центр. Веками церковь была столицей Армянской Апостольской Церкви . Построенный в Старом Крыму ( Сурат ) или Грицйа на северо — западном склоне горы Монастырская в 5 км к юго — западу . Гора, на склоне которой расположен монастырь, а также река, протекающая у подножия горы, когда-то назывались Святым Крестом. По мнению некоторых ученых, имя Сурхат также происходит от армянского названия Святой Крест(Сурб Хач.) В прошлом оживленная дорога, ведущая к прибрежным поселениям, проходила мимо монастыря, следы которой сохранились до наших дней. Церковь Сурб Хач относится к 1347 году .

По словам Филиппа Куртина ( Университет Джонса Хопкинса ) в XIV—XV веках армяне играли важную роль в торговой жизни региона. Крымские армяне не только везли товары на родину; они также управляли караванами еще дальше на запад через современную Румынию и Польшу и далее в Нюрнберг в Германии и Брюгге в Нидерландах. Их колонии в Крыму были настолько велики, что генуэзцы иногда называли Крым Armenia maritima . Влад Бэнэцяну отмечает: «В XIV в. крымские армяне начали играть большую роль в торговле между Крымом и европейскими странами» .

В Крыму была школа армянской миниатюрной живописи. Это одно из важных направлений армянской миниатюрной живописи . В работах армянских художников Крыма заметны влияния искусства родной страны и киликийской миниатюрной живописи. На миниатюрную живопись Крыма также повлияла новая среда, в которой жили и работали другие народы. Армянские художники-миниатюристы создавали уникальное искусство, которое характеризуется высоким профессионализмом, уникальным сочетанием линейного и разноцветного стилей. Фон золота часто заменяют темно-синим цветом, который акцентировал выразительность и загадочность миниатюры .

Церковь Святого Георгия (Феодосия)

Наиболее значимыми центрами письма были Кафа ( Феодосия ) и Сурхат (ныне Старый Крым). Здесь работали Григор Сукиасанц, Аракел, Аветис и Степанос, сыновья Натера, известные по всему Крыму и его сын Ованнес. Когда татары и турки завоевали Крым в конце XV века , культурная жизнь армянской общины ухудшилась. Писательская деятельность возродилась в XVII веке . Среди художников — Нагаш Эолпе, Никогайос Цахкарар, Хаспек, которые продолжили лучшие традиции своих предшественников. С появлением техники печати миниатюрное искусство сменилось гравировкой и машинной росписью. Крымские армяне имели значительный успех. Лучшим выразителем морского искусства из крымских армян был признан Ованес Айвазовский .

В 1385 году в крымском городе Феодосия была построена еще одна армянская католическая церковь Георгиевская . Его основателем был маркиз Аслан, бывший мусульманин, перешедший в христианство . В прошлом, по случаю Дня Святого Георгия, в монастырском комплексе организовывалось торжество, в котором участвовали не только армяне близлежащих и дальних сел, но и татары. Здесь находилось представительство иерусалимских армян, и именно отсюда началось армянское поломничество в священные христианские города .

Крымские армяне принимали участие в торговле с Кавказом , Арменией и Москвой , а также в Средиземноморском регионе. Армянские и зарубежные купцы ввозили в Крым текстиль, мех, предметы роскоши, специи и т. д. Хлеб, рыба, кожа, свечи, соль и т. д. вывозились из Крыма. Крымско-армянские купцы имели тесные связи, особенно со Львовом . В их руках была монополия внешней торговли в татарских регионах. Крымские армяне в меньшей степени занимались ремеслами и сельским хозяйством.

У крымских армян была своя церковь и школы. Они поддерживали связи с родиной и Киликией , а также с Константинополем , Молдовой и многими другими районами, населенными армянами. Эти отношения в значительной степени способствовали сохранению и развитию национальных традиций .

Польша

Львовская Армянская Католическая Церковь

История Польши восходит к средневековью , когда поляки отделились от восточнославянских племен и создали свое государство. Страна имела разные географические границы и в разные исторические периоды она часто завоёвывала западные регионы современной Украины и Белоруссии . Поэтому, говоря об армянских колониях в средневековой Польше, мы также имеем в виду армянские общины в этих регионах. Армяне играли важную роль в таких городах как Львов, Луцк, Каменц-Подольский, Бучач, Броды и др. .

Армяне поселились на украинских территориях, принадлежащих Польше, в XI- XII веках в связи с распадом царства Багратуни . В Польше сформировали армянские общины в XIII и XIV веках . Из-за конфликтов с монголами армяне эмигрировали из Киева на запад Украины. Они создали и возродили армянские общины Западной Украины и Польши.

После распада армянского государства Киликии , новая волна мигрантов направилась в эти страны. Армянские колонии появляются во Львове , Каменце-Подольском и других городах. Армянские общины получают свободу вероисповедания и право на свободную экономическую деятельность. Судебный процесс проводился в соответствии с собственными законами, в соответствии с решениями польских армян, основанным на законодательстве Армении. Основным занятием армян этих стран была также торговля, так как они были в основном городскими жителями. Небольшое количество деревень или особых районов также занималось о сельским хозяйством, наряду с ремеслами.

Шимон Шимонович , польский поэт, филолог и деятель культуры, XVI—XVII века

Значение львовской колонии было особенно велико в армянских общинах. Город был главным религиозным и национальным центром армян региона . Другие армянские колонии часто обращались в армянский суд Львова. У армян был свой устав . Пётр Эберхардт отмечает, что на протяжении нескольких веков армяне владели автономией во Львове, имели свою систему образования и самоуправления . Армяне активно участвовали во внутренней и международной торговле во всем регионе. Они импортировали ковры, шёлк, сухофрукты, специи и другие продукты с Востока . Из Венгрии и Молдовы привозили скот и лошадей.

В Каменец-Подольске армяне перебрались в XI веке из разрушенного армянского царства Багратидов . Новые группы беженцев прибывали в Украину и Польшу из Закарянской Армении после её упадка в XIII веке . В XVII веке в городе было 1200 армянских семей . Являясь значительной частью населения Каменца-Подольского, армяне играют важную роль в его культурной, экономической и военной жизни. Армяне живут в основном в юго-западной части города. Район в котором раньше жило много армян, до сих пор сохранился и носит имя «армянского».

Eglise des Armeniens на карте Каменец-Подольского , 1691 год

В городе был «Армянский рынок», а также армянские монастыри и школы, которые сохранились и по сей день . Достопримечательностями города помимо армянского рынка, являются также армянская цитадель и армянский колодец.

Церковь святого Николая ( XIII - XIV вв. ), первая армянская церковь Каменец-Подольска, которая не могла удовлетворить духовные потребности растущего сообщества. В XV веке в самом центре района, рядом с двумя перекрещивающимися армянонаселенными улицами началось строительство новой церкви, которой было дано имя святого Николая Чудотворца .

В середине XIV века эмиграции армян в Польшу поспособствовала политика короля Казимира III .

Армянские общины создаются в других столицах того времени, в Кракове и Варшаве , а также в столице Древней Руси Киеве .

В конце XVI—начале XVII веков во Львове, Каменце и других местах существовали армянские школы, где обучались армянскому языку .

Армяне также активно участвовали в политической жизни страны. Они оказывали важные дипломатические услуги и участвовали в борьбе против турецких захватчиков. В Венской битве ( 1683 г. ), где турки потерпели поражение, в польской армии сражались 5000 армян.

Польско-армянские колонии жили плодотворной жизнью. Во всех армянских общинах были школы. Армянская типография была основана во Львове в начале XVII века . Развиваются другие отрасли культуры, в том числе архитектура . Армянский храм, построенный во Львове в ( 1363 г. ), стоит до сих пор.

Впоследствии серьезное ослабление армянской общины произошло вследствие принуждения армян католичеству и отмены привилегии самоуправления .

Болгария

Болгария расположена в центральной части Балканского полуострова , на западном побережье Чёрного моря . Граничит с Грецией на севере. На севере находится Румыния . На протяжении веков эти страны были неотъемлемой частью Римской империи, а затем и Византии . Традиционные связи армян с греко-римскими регионами продолжались даже после распада этих империй.

Армянская Церковь , Бургас

Во время арабского правления армяне массово мигрировали в Византию. Среди них были крестьяне и ремесленники, священнослужители и дворяне. Благородная семья Мамиконянов была особенно известна среди дворянских семей. Византийские императоры регулярно организовывали депортации армян. Таким образом, большие массы армян поселились на Балканах. Еще в XI веке возле города Пловдив был основан монастырь Св. Аствацацин. Это был духовный центр армян, обосновавшийся недалеко от города. Позже, в XIV и XV веках , армянские колонии появились в Софии , Варне , Бургасе и других местах.

Подавляющее большинство болгар-армян были ремесленниками. Они занимались ювелирным делом, медным делом, кузнечным делом, текстилем, кожей и другими ремеслами. Например, армянские кузнецы Софии пользовались большой славой. У армян были свои мастерские, которые одновременно служили точками продаж. Кроме того, болгаро-армянские ремесленники и торговцы играли активную роль во внутренней и внешней торговле Балкан. Значительное количество армян поселились в селах. Прибрежный климат Болгарии способствовал развитию сельского хозяйства. Армяне занимались сельским хозяйством, особенно много выращивали фруктов и овощей .

По словам армянских историков, в этот период стражу крепости Филиппов (Пловдив) составляли в основном армянские солдаты. Судьба армян, обосновавшихся в Болгарии, была тесно переплетена с историей болгар, в результате чего была создана общая жизнь, обычаи и традиции. Болгария письменным центры .

Румыния и Молдавия

Церковь Святой Богородицы (Кишинёв)

Согласно Владу Бэнэцяну, миграция армян в Молдову происходила из Крыма через Белгород-Днестровский . В XIV—XV веках в ряде городов региона ими были образованы свои общины .

Армянские колонии на территории Валахии , Трансильвании и Молдавии появились в XIV веке . Миграция армян в Молдову продолжалась и последующих веках. Армяне поселились в Сучаве , Яссах , Фокшануме и других городах. Самые важные армянонаселенные центры имели свою автономию, городские советы. Бэнэцяну отмечает, что армянские общины имели свою администрацию и руководящий совет во главе с войтом . Сохранился документ 1445 года в котором упоминается войт арменски Саркиз .

Суд проходил в соответствии с национальными традициями. Армянский суд возглавлял мэр. В современной столице Бухаресте армяне построили армянскую апостольскую церковь Святых Архангелов. Это была первая церковь, которая была основана в 1581 - 1629 годах, она служила в равной степени православным и католическим верующим. Когда она стала в католической церковью в 1638 году , православные армяне построили еще одну деревянную церковь. Церковь Святых Архангелов была построена в Бухаресте 1911 - 1915 в том же месте, по проекту архитектора Григория Черкеза .

Роль армян была велика во внутренней и внешней торговле страны. Они умело использовали сухопутные и водные маршруты, ведущие в Польшу и Россию . У них были парусные корабли в Чёрном море . На сухопутных маршрутах караваны армянских купцов были известны как «армянские повозки». Армяно-населенные центры Румынии были также заметными центрами ремесленничества. Румынские армяне имели тесные отношения с армянами Крыма, Константинополя и Польши. Армяне провели обширные строительные работы, возвели церкви и соборы. У них были национальные школы. Здесь армяне пользовались свободой вероисповедания.

В середине XVII века армяне Молдовы начинают переселяться в Трансильванию , где общины были еще с XIV - XV веков .

Западная Европа

Италия

Армянская рукопись переписанная в Перудже в 1331 году

В VI веке, при императоре Юстиниане византийская армия под руководством полководца армянского происхождения Нерсеса , имея в смоем составе крупные армянские контингенты завоевала Италию и положила конец королевству остготов . Равеннские документы начала VII века упоминают Numerus armeniorum в византийской армии. В раннем средневековье армяне жили в основном в южной, византийской части Италии. В 792 году император Константин VI Слепой переселил в Сицилию часть населения фемы Армениак . Византийский полководец Никифор Фока Старший в 885 году поселил армян в Калабрии . Среди выдающихся армян Раннего средневековья живших в южной Италии известны узурпатор Мизизий , губернатор Сицилии Мушег и военачальник Смбатик .

Армяне имели экономические , политические и культурные связи с местным населением со времен Римской империи . Армянские общины в торговых городах Италии начали возникать в 13 и 14 веках , когда Италия была еще только географическим названием, а ее города-государства входили в состав Священной Римской империи германской нации . Армяне мигрировали сюда из Киликии и Крыма .

Армянский купец из Венеции, худ. Джованни Гревемброх, XVIII век

Армянское королевство Киликия установило тесные связи с итальянскими городами во время крестовых походов . В Ряде итальянских городов ( Рим , Генуя , Венеция , Ливорно ) в 13 14 веках армяне создали свои общины. Самая большая и самая важная колония была в Венеции. Согласно Дэвиду Бенджамину, армянское присутствие в Венеции прослеживается как минимум с XIII века. В одной из венецианских документов 1253 года Марко Зиани упоминает армян, и завещает чтобы они «вечно жили» в доме недалеко от Сан Марко . Впоследствии это место назывался Calle dei Armini (Армянская улица). Бенджамин отмечает, что к 1341 году армянский дом ( domus Arminorum ) имел функцию организационной структуры. На острове Сан-Джорджо находилась армянское кладбище и церковь. В 1348 году армяне приобрели церковь в районе Кастелло . К 1434 году они владели небольшой церковью Calle degli Armeni , где литургия проводилась в соответствии армянскому обряду . XV—XVI веках венецианская колония была организованным армянским центром. Армяне импортировали хлопок , шелк , соль , изюм , пшеницу , медь и т. д. Импорт персидского шелка был в основном связан с армянами. Многие торговые дома были основаны в Венеции. Кроме богатых купцов были также малые и средние торговцы, которые имели лавки на площади Сан Марко .

Значительное количество мастеров поселились в итальянских городах. Они работали в основном на верфях. Значение Венеции было велико для армян, особенно с точки зрения культуры. Важным достижением общины Венеции стало основание в городе армянского книгопечатания . Именно там в 1512 году вышла первая печатная книга на армянском языке . В 1717 году в Венеции было основано аббатство мхитаристов .

Франция

отмечает, что проживание армян во Франции имеет долгую историю . Так, например, источники сообщают, что в 591 году Францию посетил некий епископ Симон, который был принят Григорием Турским . Последний король Армении Левон VI похоронен в Париже, в монастыре Сен-Дени (1393 г.) .

Нидерланды

Портрет молодого армянина, Каспар Нетшер , XVII век

Нидерланды — страна в Западной Европе на берегу Северного моря . Она была основана в XVI веке . Её южная часть, с регионом Фландрия ( Бельгия ), присоединилась к Испании , а затем установила тесные связи с Францией . Между тем, северная часть, Нидерланды , пошла самостоятельным, независимым путем развития. XV и XVII века считаются золотым веком голландской истории, когда ее военно-политическая власть была установлена над несколькими африканскими и азиатскими странами, а Нидерланды стали мировой державой. Армяне переселялись в Нидерландах с XIV века . Армянские купцы были в Амстердаме , который был признан центром коммерции и культуры в мире. Город приобрел репутацию «Императрицы Европы» . Здесь начала XVII века , были созданы коммерческие дома и формировались армянские общины. У некоторых армянских купцов были свои корабли. В летописи сохранилось, что два из пяти кораблей, которые плавали из Амстердама в Смирну в 1653 году , были армянскими и назывались «армянский купец» и «персидский купец». Здесь имелась своя типография. Первая армянская типография в Амстердаме была основана в 1660 году . Есть много книг, изданных в течение короткого времени .

Амстердамская колония ослабевает с ослаблением Нидерландов и конце XVIII века , когда Испания , Португалия и Нидерланды были заменены Великобританией и Францией военно-политической арене.

Примечания

  1. , p. 58.
  2. , p. 263.
  3. , с. 171.
  4. . Дата обращения: 22 апреля 2020. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  5. , p. 186.
  6. , с. 171—172.
  7. Ալպոյաճյան Ա․, Պատմություն հայ գաղթականության, ե․ 2, Կահիրե, 1955:
  8. Միքայելյան Վ․, Ղրիմի հայկական գաղութի պատմություն, Ե․, 1964: ․
  9. . Дата обращения: 22 апреля 2020. 17 октября 2011 года.
  10. . Дата обращения: 22 апреля 2020. 24 мая 2016 года.
  11. . Дата обращения: 22 апреля 2020. 2 июля 2016 года.
  12. . Дата обращения: 22 апреля 2020. 14 августа 2014 года.
  13. . Дата обращения: 22 апреля 2020. 13 мая 2012 года.
  14. . Дата обращения: 22 апреля 2020. 15 ноября 2014 года.
  15. , с. 172.
  16. , с. 25.
  17. . Дата обращения: 22 апреля 2020. 5 марта 2016 года.
  18. . Дата обращения: 22 апреля 2020. 5 марта 2016 года.
  19. . Дата обращения: 22 апреля 2020. 16 августа 2019 года.
  20. . Дата обращения: 22 апреля 2020. 4 марта 2016 года.
  21. . Дата обращения: 22 апреля 2020. 29 июля 2016 года.
  22. , p. 34.
  23. , p. 34—35.
  24. , p. 35.
  25. , p. 458—459.
  26. . Дата обращения: 22 апреля 2020. 5 марта 2016 года.
  27. , p. 55.
  28. , p. 115.
  29. . Дата обращения: 22 апреля 2020. 4 марта 2016 года.

Литература

на русском языке;
  • Бэнэцяну В. // Историко-филологический журнал. — Ер. , 1962. — № 1 . — С. 171-191 .
  • С. Захаркевич. // Художественная культура армянских общин на землях Речи Посполитой: Материалы Международной научной конференции / Сост. и отв. ред. И. Н. Скворцова. — Минск: Арт. Дизайн, 2013. — С. 20—29.
на английском языке
  • Bardakjian K. B. . — Wayne State University Press , 2000.
  • Philip D. Curtin. . — Cambridge University Press , 1984.
  • Piotr Eberhardt. . — Routledge, 2015.
  • Benjamin David. // A Companion to Venetian History, 1400-1797 / Edited by Eric R. Dursteler. — BRILL, 2013. — P. 449—487.
  • Robin Cohen. . — Routledge, 2008.
  • Tim Greenwood. // The Oxford Handbook of Late Antiquity / Edited by Scott Fitzgerald Johnson. — Oxford University Press, 2015. — P. 115—142.
на французском языке
  • Claude Mutafian . // Migrations et diasporas méditerranéennes (Xe-XVIe siècles) / Sous la direction de Michel Balard et Alain Ducellier. — Publications de la Sorbonne, 2002. — P. 33—41.

См. также

Армяне

Источник —

Same as Миграция армян в средневековую Европу