Interested Article - Пермозер, Бальтазар

Бальтазар Пе́рмозер ( нем. Balthasar Permoser ; 13 августа 1651, Каммер близ Траунштайна , Бавария — 20 февраля 1732, Дрезден , Саксония) — немецкий архитектор и скульптор эпохи барокко . Один из создателей оригинального южно-немецкого, или саксонского, барочно-рокайльного стиля .

Биография

Бальтазар Пермозер был сыном баварского крестьянина, учился ремеслу резчика по дереву и скульптора в Зальцбурге (Австрия) у Вольфа Вейсенкирхнера. В 1670 году был в Вене . Затем, в 1675 году, уехал в Италию. Работал подмастерьем в Риме , во Флоренции — помощником архитектора и скульптора Джованни Баттиста Фоджини . Примерами для него служили произведения выдающихся скульпторов эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини и Пьера Пюже .

В 1689 году курфюрст саксонский Иоганн Георг III назначил Пермозера придворным скульптором в Дрездене. Пермозер прибыл в столицу Саксонии в августе 1690 года. Здесь он создал свои лучшие произведения. При этом он неоднократно выезжал в Италию: в 1697—1698 и 1725 годах, а также в Зальцбург, Вену и Берлин.

Пермозер работал до глубокой старости. Он нашел своё последнее пристанище на Старом католическом кладбище на Фридрихштрассе в Дрездене. Незадолго до смерти он спроектировал свой надгробный памятник: группа фигур вокруг распятого Христа; слева Иосиф Аримафейский, Дева Мария и стоящая на коленях Мария Магдалина, справа — евангелист Иоанн .

Бальтазар Пермозер был учителем целого поколения саксонских скульпторов; Доминикус Молинг и Антон Карл Луплау принадлежат к числу художников, на которых он оказал значительное влияние. В память скульптора улица в Каммере, где он родился, теперь называется Бальтазар-Пермозер-штрассе (Balthasar-Permoser-Straße).

Работа в Цвингере

При курфюрсте Августе II Сильном с 1715 года в центре Дрездена развернулись работы по созданию резиденции, вошедшей в историю под названием « Цвингер ». Курфюрст решил превратить старую крепость в роскошный дворец с парком, фонтанами и оранжереями . Архитектор Маттеус Даниель Пёппельман предложил проект, предполагающий перестройку старых крепостных стен в замкнутое каре: двухэтажную галерею с аркадами первого этажа, угловыми павильонами и прогулочной террасой с балюстрадой, вазонами и статуями верхнего яруса.

Скульптурное убранство создавал Бальтазар Пермозер с помощниками, среди которых выделялись Иоганн Беньямин Томе , Пауль Херманн, Иоганн Кристиан Кирхнер, Иоганн Маттеус Обершаль и Иоганн Иоахим Кречмар из Циттау . Около ста тридцати больших статуй из песчаника, изваянных Пермозером с помощниками, украшают постройки Цвингера. Основная особенность южно-немецкого, или саксонского, барокко — необычайная пышность и насыщенность декором архитектурных сооружений. Скульптура и рельефы, балюстры и вазоны, гирлянды и картуши плотно покрывают стены зданий, будто гроздьями свисают с карнизов и капителей.

Дрезден находился на перекрёстке «культурных дорог» между Италией, Австрией, Богемией и Францией. Он расположен примерно посередине «линии Берлин — Прага». В XVIII веке этот поликонфессиональный город с пёстрым в этническом отношении населением стал одним из главных центров европейского искусства. Не случайно его называли одновременно «Флоренцией на Эльбе» и «Вторым Парижем». Пышность Цвингера превосходит обычные свойства немецкого барокко. В «саксонском стиле», по определению В. Г. Власова , сплавились воедино элементы итальянского барокко , немецкого и австрийского ренессанс- маньеризма , элементы французского рококо и даже восточные влияния. Это «особенное соединение многих итальянских, французских и фламандских образцов» .

Шедевром саксонского барочно-рокайльного стиля является маленький квадратный дворик в северо-западной, угловой части Цвингера: «Купальня нимф» ( нем. Nymphenbad ). Рустованные колонны, напоминающие итальянский « сельский стиль », водный каскад, изогнутые лестницы, статуи на балюстрадах, раковины, причудливые маскароны морских чудищ — всё это создаёт ощущение какого-то фантастического царства . В нишах находятся статуи морских нимф работы Пермозера. Созданные из песчаника , они отличаются не только барочной пышностью, но и маньеристичной , чувственной грацией на грани манерности. Пермозер «смело варьировал пропорции и движения фигур, придавая им гротескную выразительность, даже вычурность, но также — нежную красоту» .

Пермозер любил работать в разных материалах и размерах — от больших статуй до миниатюрных статуэток из слоновой кости или терракотовых моделей для серебряного литья. Также известны восемь фигур, выполненных Пермозером из песчаника и украшавших поначалу дворец Фридрихсфельде , а затем его парк .

Примечания

  1. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
  2. Schumann Р. Dresden. 1. Auflage. — Leipzig: E. A. Seemann, 1909. — OCLC 1043264301. — S. 147—148 (Digitalisat [abgerufen am 29. Januar 2021])
  3. Ermisch H. G. Der Dresdner Zwinger. Schriften des Instituts für Theorie und Geschichte der Baukunst der Deutschen Bauakademie. Gebundene Ausgabe — 1. Januar 1953. — Dresden: Sachsenverlag, 1953
  4. Власов В. Г. Дрезден // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 519; Саксонское искусство // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. —Т. VIII, 2008. — С. 479—481
  5. Власов В. Г. . Цвингер // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. Х, 2010. — С. 417—420
  6. Власов В. Г. Пермозер, Балтасар // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имен, 1997. — С. 148
  7. (нем.) . Gemeinschaft der Förderer von Tierpark Berlin und Zoologischem Garten Berlin e.V.. Дата обращения: 7 апреля 2019. 31 марта 2019 года.

Ссылки

Источник —

Same as Пермозер, Бальтазар