Interested Article - Бенинское царство
- 2020-03-27
- 1
Бени́н ( йоруба Ilẹ̀ Ọba Benin ) — историческое государство народов бини и йоруба , существовавшее в низовьях реки Нигер , на территории современной Нигерии , в XIII—XIX веках . Самоназвания государства — Игодомигодо (при «Первой династии»), Иле-Ибину (1-я пол. XIII в.), Убини (2-я пол. XIII — сер. XV вв.), Эдо (с сер. XV вв.).
История
Народы, жившие на южной границе Сахары, торговали с племенами берберов , которые в то время населяли территорию Магриба ( Северная Африка ). Долгое время караваны верблюдов пересекали пустыню с грузом соли, орехов и золота. В V—XI веках эта торговля стала основой богатства царства Гана , которое контролировало многие северо-западные торговые пути.
«Первая династия»
Правление бенинской «Первой династии» относится приблизительно к 900—1150 годам . Первой столицей государства бини стал город (ныне деревня) (примерно в 24 км к северо-западу от современного города Бенин ), откуда происходили правители первой династии, носившие титул огисо («правитель, сошедший с небес»). Ранее власть Удо распространялась на значительные территории в междуречьи и , поселения которых платили Удо дань, в частности, леопардовыми шкурами. Согласно устной традиции, первый огисо (Игуду) спустился с небес и вначале правил в Удо, а затем отправился в район современного города Бенин, где основал поселение Игодомигодо («город городов» или «земля Игодо»). Однако своей резиденцией Игодо избрал культовый центр , расположенный в нескольких километрах к юго-востоку от Игодомигодо. Его сын и преемник Эре учредил в Угбекуне святилище для отправления культа духа Игодо и назначил для этого специального жреца (или охен исо ) .
Вероятно, в конце I тысячелетия поселение Удо было достаточно самостоятельным форпостом на востоке йорубской державы Ифе , откуда совершались набеги в глубь соседних областей. Перенос резиденции Игодо из Удо в Угбекун, то есть за пределы державы Ифе, может свидетельствовать как об утверждении власти Игодо в центральных районах Биниленда, так и об обретении им полной независимости от правителя ( они ) Ифе. Следовательно, на северо-западе Биниленда, в Удо, образование вождеств началось раньше, чем собственно в Бенине. Процесс политической централизации через становление вождеств предполагал дальнейшую концентрацию власти, которая в итоге привела к появлению «монархии» во главе с правителями «Первой династии» .
Список огисо
Список составлен Д. М. Бондаренко при участии П. М. Рёзе на основе записей устной исторической традиции бини .
- (Игуду, Огодо, Обагодо)
- Эре (Эрхе), сын Игодо
- или , сын Эре
- (Ориа)
- — женщина- огисо
- (Оррорро) — женщина- огисо
- , сын Ориагбы
- , сын Одолигие
- (Хенненден, Эхенеден), сын Увы
- , сын Хенедена
- , сын Охуэде
- , сын или племянник Одувы
- , сын или брат Обиойе
- Оводо , сын Аригхо, последний огисо , свергнут ок. 1150 года
«Вторая династия»
Расцвет Бенинского царства пришелся на правление обы (царя) Эвуаре Великого (ок. 1440 — ок. 1473). В этот период процветала торговля и достигло совершенства искусство бронзового литья.
Первыми европейскими партнёрами бенинских правителей были португальцы, установившие контакт с обой Бенина в 1486 г. и создания торговой фактории на территории современного Гвато . Бенинское царство было захвачено английской военной экспедицией 1897 года.
Список оба
- Эвека I , сын , правил ок. 1200—1235 гг.
- , сын Эвеки I, правил ок. 1235—1243 гг.
- , сын Эвеки I, правил ок. 1243—1255 гг.
- Эведо , сын Эхенмихена, правил ок. 1255—1280 гг.
- Огуола (Огвола), сын Эведо, правил ок. 1280—1295 гг.
- , сын Огуолы, правил ок. 1295—1299 гг.
- , сын Огуолы, правил ок. 1299—1334 гг.
- Охен (Авхен), сын Огуолы, правил ок. 1334—1370 гг.
- , сын Охена, правил с ок. 1370 г.
- , сын Охена, правил до ок. 1440 г.
- , сын Охена, правил ок. 1440 г.
- Эвуаре Великий , сын Охена, правил ок. 1440—1473/1475 гг.
- , сын Эвуаре, правил 14 дней
- , сын Эвуаре, правил ок. 1473/1475—1480 гг.
- Озолуа , сын Эвуаре, правил ок. 1481—1504 гг., первый «император» Эдо
- Эзигие , сын Озолуы правил ок. 1504—1550 гг.
- Орхогбуа , сын Эзигие правил ок. 1550—1578 гг.
Обряд «игу»
Каждый год по случаю обряда «игу», оба покидал свой дворец. Музыканты оповещали о его появлении звуками колокольчиков и поперечных рожков. Оба отправлялся в поход по стране. Считалось: «Кто увидит обу, того ждёт большое чудо».
Искусство
Ни одному ремесленнику не позволялось отливать что-либо без ведома обы.
Бронзовые изделия мастеров бини часто сравнивают с работами античных скульпторов [ источник не указан 1133 дня ] .
Процветание торговли бронзой и слоновой костью повлияли на архитектуру, искусство и стиль одежды народа Эдо.
Географическое положение
Государственное образование располагалось на юге современной Нигерии .
На северо-западе Бенинское царство граничило с Ойо .
Экономика
Основу хозяйства составляло подсечно-огневое и мотыжное земледелие (культура ямса и масличной пальмы), торговля слоновой костью, тканями, пряностями, металлообработка . Эдо было первым западно-африканским государством, где европейцы стали закупать рабов большими партиями .
Примечания
- ↑ Бенин // Африка : энциклопедический справочник : Т. 1 : А–К / гл. ред. А. А. Громыко ; ред. коллегия: В. М. Васев, А. М. Васильев , Н. И. Гаврилов и др. — М. : Советская энциклопедия , 1986. — С. 324-326. — 57 000 экз.
- , с. 89.
- , с. 78—79, 83—84.
- , с. 87—88.
- , с. 91—93.
- Bethwell A. Ogot. . — California: University of California Press, 1999. — Т. 5. — С. 221. — 508 с. — ISBN 0520067002 , 9780520067004.
Литература
- Бондаренко Д. М. Бенин накануне первых контактов с европейцами. Человек. Общество. Власть. — М. : Институт Африки РАН , 1995.
- Бондаренко Д. М. Доимперский Бенин: формирование и эволюция системы социально-политических институтов. — М. : Институт Африки РАН , 2001. — ISBN 5-201-05100-6 .
Ссылки
- 2020-03-27
- 1