Interested Article - Клиповая культура

Клиповая культура ( англ. clip culture ) — термин, предложенный Элвином Тоффлером для описания культуры развитых стран, определяемой господством свойственного для средств массовой коммуникации способа представления и восприятия информации . Особенности клиповой культуры — мозаичность и фрагментарность образа, его яркость и кратковременность, быстрая смена другими; алогичность, разрозненность, отрывочность информации, растворение её целостных моделей . В российских источниках для обозначения особенностей мышления пребывающего в клиповой культуре человека нередко употребляются связанные термины клиповое мышление (сознание) , введённые в оборот Фёдором Гиренком . Употребление этих терминов обычно подразумевает негативную, критическую оценку подобного мышления .

История понятия

Предпосылки описания феномена клиповой культуры содержатся в работе Маршалла Маклюэна « Галактика Гутенберга » : «…общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в „электронное общество“ или „глобальную деревню“ и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры» .

Один из первых вариантов определения понятия клиповой культуры в явном виде предложил в своей книге « Третья Волна » американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер . Тоффлер представляет термин «Клиповая культура» и понимает его как характерное для информационного общества «принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума» . Исследователь обращает внимание на растворение единых медийных моделей в пользу множественных некогерентных вспышек, отрывков информации — клипов .

Клиповое мышление

В России одним из первых термин «клиповое сознание» употребил российский философ Фёдор Гиренок . Гиренок называет клиповым «мышление, реагирующее только на удар» . Российский культуролог Константин Фрумкин выделяет пять предпосылок появления клипового мышления: возрастание информационного потока, связанного с развитием технологического процесса; потребность в новой актуальной информации и скорости её получения; увеличение разнообразия поступающей информации; увеличение количества дел, которыми человек может заниматься одновременно; рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы .

Другая точка зрения связана с утверждением, что клиповые характеристики восприятия, понимания, сознания современных людей являются не столько «глобальным новообразованием», сколько восстановлением естественных процессов в психике человека. Вячеслав Букатов, подчёркивая объективность позиции Маклюэна , добавляет, что первые дискретные успехи по настойчивой реанимации прежнего докнижного стиля в культурном укладе общества «возникли задолго до появления компьютерных игр и социальных сетей» .

Основная масса публикаций, в которых используются понятия «клиповое сознание», «клиповое мышление», связана с русскоязычными источниками и авторами. Возведение их тезисов к работам Маклюэна и Тоффлера критикуется рядом других исследователей как носящее спекулятивный характер, а само понятие и его предмет как ненаучное .

Примечания

  1. .
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .
  6. .
  7. .
  8. .
  9. .
  10. .
  11. . postnauka.ru . Дата обращения: 16 января 2022. 11 января 2022 года.
  12. . radiomayak.ru . Дата обращения: 16 января 2022. 16 января 2022 года.
  13. . Дата обращения: 16 января 2022. 16 января 2022 года.

Литература

  • Гиренок Ф. И. Клиповое сознание. — М. : Академический проект , 2014. — 249 с.
  • Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего = The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. — М. : Академический проект , 2005. — 496 с.
  • Тоффлер Э. Шок будущего = Future Shock, 1970. — М. : АСТ , 2008. — 560 с. — (Philosophy). — 1500 экз. ISBN 978-5-17-010706-3 .
  • Тоффлер Э. Третья волна = The Third Wave, 1980. — М. : АСТ , 2010. — 784 с. — (Philosophy). — 5100 экз. ISBN 978-5-403-02493-8 .
  • Березовская И. П. // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. — 2015. — № 2 (220) .
  • Букатов В. М. Клиповые изменения в восприятии, понимании и мышлении современных школьников – досадное новообразование «постиндустриального уклада» или долгожданная реанимация психического естества? // . — 2018. — № №4 (49) . — С. 5—19 . — ISSN .
  • Исаева А. Н., Малахова С. А. от 14 октября 2020 на Wayback Machine // Мир психологии. 2015. — № 4 (84)
  • Романов Н. А. // Человек. Культура. Образование. — 2017. — № 3 (25) .
  • Семеновских Т. В. // Интернет-журнал Науковедение. — 2013. — № 4 (17) .
  • Семеновских Т. В. // Интернет-журнал Науковедение. — 2014. — № 5 (24) .
  • Фасоля А. А., Сливин Т. С., Буканов С. С. // Мир образования — образование в мире. — 2017. — № 4 (68) .

Ссылки

Источник —

Same as Клиповая культура