Interested Article - Ленинкент (село)

Ленинкент ( дарг. Шамшагьар, «Город свечей» ) — село в Карабудахкентском районе Дагестана . Входит в Сельсовет Губденский .

География

Расположено в 29 км юго-восточнее районного центра села Карабудахкент и в 8 км северо-восточнее села Сергокала .

Население

Численность населения
1939 1970 1989 2002 2010
365 513 717 1044 1101

История

История вновь образованного Шамшагара связана с историей коллективизации в Дагестане и началом основания своих периферийных земель . В начале 30-х годов XX века 8 хозяйств из Губдена , в основном зажиточные уздени , имея тягловое молочное поголовье, лошадей и орудия труда, дополнительно заселились на местности Шинишкьар (зеленая трава), основали новое поселение рядом с цитаделью старинного городища и назвали его Шамшагар ( дарг. Шамшагьар — «Город свечей» город с времён древнейшей цивилизации / ШАМ / ). Земля была плодородной, а люди трудолюбивые, постепенно они освоили около 300 га земли. Росло население и расширялось производство за счет освоения новых земель, путем выкорчевывания леса, кустарников и очистки от камней.

Шамшагар — это одно из древних дагестанских поселений, которое было расположено в живописной местности и занимавшая территорию в два раза больше, чем Урцеки, Центром была, видимо, возвышенная часть города. Здесь был и храм, – не случайно губденцы называют это место «Киласла кьакь», т.е. «Церковный, храмовый холм». Город с трех сторон был защищен крепостными стенами, а с четвертой – естественными обрывистыми скалами. Почти рядом с древним Шамшагаром был расположен, видимо, и второй город. Границы его начинаются за обрывистыми скалами, через лощину, тянутся примерно на 700–800 м. Город этот целиком горный. К нему ведет только одна дорога, – следы ее хорошо можно увидеть и сейчас. Город был обращен в сторону моря и сильно укреплен. Хорошо сохранились здесь остатки крепостной стены.

Согласного преданиям, жители всех этих городов исповедовали христианство. Города были разрушены арабами, так как жители их не хотели принимать ислам и оказали завоевателям упорное сопротивление. Причем, как видно из собранного материала, христианство было армянского толка, что подтверждает распространение его здесь армянскими миссионерами из епископства, находившегося в районе Дербента. Об этом говорят и сохранившиеся сведения. У губденцев же сохранилось предание, что Шамшагар некогда был заселен «народом армянской веры».

У губденцев так же сохранилось предание и о том, что эти города были разрушены именно в период арабских завоеваний в Дагестане. Арабам не сразу удалось завоевать эти города, и поэтому по преданию завоеватели не раз шли войной на эти города, но взять их они не могли. Лишь при арабском полководце Мерване эти крепости были взяты и сожжены. Вполне возможно, название Шамшагар и возникло как память о сожжении арабами города. Не горящий ли город Шамшагар и не подтверждают ли это название толстые слои золы, уголь и обгоревшие куски дерева?

Примечания

  1. . Дата обращения: 13 мая 2014. 24 декабря 2013 года.
  2. Список населённых мест с указанием численности населения по переписи 1939 года по Дагестанской АССР . — Махачкала, 1940. — 192 с.
  3. Состав населённых пунктов Дагестанской АССР по данным Всесоюзной переписей 1970 (статистический сборник) . — Махачкала: Дагестанское республиканское управление статистики Госкомстата РСФСР, 1971. — 145 с.
  4. Национальный состав населения городов, посёлков, районов и сельских населённых пунктов Дагестанской АССР по данным Всесоюзных переписей 1970, 1979 и 1989 годов (статистический сборник) . — Махачкала: Дагестанское республиканское управление статистики Госкомстата РСФСР, 1990. — 140 с.
  5. . Дата обращения: 12 июня 2017. 22 сентября 2017 года.
  6. Алиев Б. Г. К вопросу о расселении даргинцев и их религиозных верованиях (V-XV вв.). — Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, 2010. — С. 7—8. — ISBN 2078-1423.
  7. . Дата обращения: 7 января 2018. 7 января 2018 года.
Источник —

Same as Ленинкент (село)