Interested Article - Воскресенье (Владимирская область)
![](/images/006/044/6044709/1.jpg?rand=232655)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/3a2e8986d4c2bc69a82effbe87e86757.jpg)
- 2021-07-17
- 1
![](/images/006/044/6044709/10.jpg?rand=527427)
Воскресенье — деревня в Петушинском районе Владимирской области России . Входит в состав Нагорного сельского поселения .
География
Деревня расположена в 9 км на северо-запад от города Покрова и в 27 км на северо-запад от районного центра города Петушки .
История
В писцовых книгах 1628-1631 годов в Борисоглебском стану Переславль-Залесского уезда Замосковного края Московского царства значится «погост Воскресенский Аргуновской волости , а на погосте церковь Воскресения Христово, древяна, а в церкви деисус, двери царские, образы местные, ризы и книги, и всякое церковное строение мирское» .
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Покров-Слободской волости Покровского уезда Владимирской губернии Российской империи .
С 1929 года деревня входила в состав Горского сельсовета Петушинского района , в 1945-1960 годах деревня была в составе Покровского района , позднее вплоть до 2005 года — в составе Панфиловского сельсовета.
В 1950-х — 1990-х годах недалеко от деревни проходили ветки узкоколейной железной дороги Электрогорского торфопредприятия : Электрогорск — Ляпино — Желудево . Разобраны в 1993 году .
Деревня упоминается в книге В. А. Солоухина «Владимирские просёлки»:
«На горе, куда нам предстояло подняться, из-за деревьев выглядывала беленькая церковка с зелёной крышей…это село Воскресенье. У церкви ограда наполовину разрушена так, что остались только каменные столбы, а железо пошло скорее всего на подковы в сельскую кузницу. Высоченная нетроганая трава буйствовала за церковной оградой. Но церковь сама и крыша её были недавно покрашены и выглядели как новые. Первое, что бросилось нам в глаза в селе Воскресенье, — это отсутствие садов и огородов. Давно замечено, что в лесных местностях, где крестьянам приходилось постоянно бороться с лесом, нет в деревнях ни деревьев, ни садов. Мы сели отдохнуть в тень старого тополя под окнами пятистенной избы. — Старичка бы теперь для разговора, — мечтательно сказала Роза. И точно, идет вдоль деревни старик. Одна рука заложена за спину, в другой — палка. Спину держит неестественно прямо, словно и правда проглотил аршин. Вообще в передвижении старика ничего не участвовало, кроме семенящих ног. Было такое впечатление, что если старик споткнется, то так и упадет плашмя, прямой и негнутый. — Здешний, что ли, дедушка? — Здешний, — ответил старик, а сам семенит, не сбавляя хода, не поворачивая головы, как заведенная игрушка. — Давно ли здесь живете? — С самого зарождения, — и продолжает чесать дальше. — Посидел бы с нами, отдохнул. Старик остановился. — Постоять постою, а сидеть мне несподобно. — Лет-то сколько? — Годами я не стар, семьдесят шестой пошел, да вот ноги отказали. Всю жизнь сапожничал, чужие ноги обувал, а сам без ног и остался. Рассказывал дед охотно.
— Село наше было плотницкое. Все мужики подчистую уходили на сторону — в Москву, в Питер и вообще. Оставались одни бабы. Огородов с садами было не принято иметь. Картошку, лук, огурцы и прочую овошь возили из Покрова, с базара. Правду сказать, народ избалованный был на сторонних-то рублях, к земле не очень привычный, а сеяли больше „гречан“. Ну, после революции все плотники в Москве и осели. У каждого там зацепка какая-нибудь была. А тут ещё раскулачиванием припугнули. Половины села как не бывало. Вишь, одни ветлы стоят, а домов нет. Теперь опять молодежь чуть что в РУ или другие школы. Мало народу осталось, ой мало! Ну пойду, не взыщите, если чего не так. Ноги болят, когда стоишь, а на ходу словно легче. Старик снова засеменил вдоль улицы».
Церковный приход
Согласно писцовым книгам 1628-1631 годов в состав Воскресенского прихода входили деревни Панфилово (1 крестьянский двор, 2 бобыльских и 1 пустой), Олехово (2 крестьянских двора, 2 бобыльских), Яковлево (3 крестьянских двора, 4 бобыльских), Жолудьево (1 крестьянский двор, 2 бобыльских) и Заболотье .
В 1707-1709 годах в приходе Воскресенской церкви числилось 98 дворов. В 1711 году была построена новая деревянная церковь. В 1827 году вместо деревянной церкви построен и освещён каменный храм. Престолов в храме три: главный в честь Воскресения Христова, в трапезе тёплой во имя святого Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери .
В 1857 году было такое штатное расписание: священник — 1 чел., дьякон — 1чел., причетников — 2 чел. .
В 1897 году приход состоял из села и деревень Желудьевой , Яковлевой, Олеховой (в настоящее время входит в состав Панфилова), Панфиловой , Заболотья и Пустынки, в которых по клировым ведомостям числится 641 душа мужского пола и 745 женского. Кроме того, было раскольников-беспоповцев 5 душ .
В 1930 году в Свято-Воскресенском храме служил священномученик (1885—1938 гг.) .
В конце 1950-х годов храм ещё действовал. После закрытия его быстро разграбили, крест и колокол сбили. Разрушение самих стен началось в 1970-е годы, когда в его помещении стали хранить химические удобрения. Работы по восстановлению храма начались в 2003 году, это сплотило местных жителей, которым удалось вновь наладить богослужения сначала в деревянном здании, где в советское время проживал персонал пионерского лагеря. В 2014 году проведено богослужение в самом храме . Из старинных предметов сохранилась только икона Святителя Николая в окладе. Её сохранили, а затем вернули в храм прихожане Василий и Варвара Якиманские .
В селе Воскресенском с 1891 года существовала церковно-приходская школа . В 1895-1896 учебный год в ней числилось 58 учащихся . В советское время здание школы служило одним из строений детского лагеря Московского вагоноремонтного завода им. Войтовича . Лагерь был закрыт в конце 1990-х годов . В 2003 году администрация завода выделила приходу заброшенное помещение бывшей церковно-приходской школы. С 2003 года настоятелем церкви является протоиерей Евгений Филатов .
Владельцы деревни
Согласно писцовым книгам 1628-1631 годов село принадлежало боярину Ивану Никитичу Хованскому , а до него князю Сицкому .
В 1857 году село принадлежало помещику Николаю Дмитриевичу Попову. Был деревянный господский дом и его же мукомольная мельница .
Население
По данным на 1857 год, в селе 37 дворов, 151 житель мужского пола, 160 чел. женского пола .
1859 | 1905 | 1926 | 2002 | 2010 | 2021 |
---|---|---|---|---|---|
268 | ↘ 206 | ↘ 194 | ↘ 11 | ↘ 8 | ↘ 1 |
Достопримечательности
В деревне находится действующая церковь Воскресения Христова (1818—1827).
Примечания
- ↑ .
- ↑ Добронравов В. Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. — Владимир, 1897. — Т. 4.
- . Дата обращения: 22 февраля 2019. 22 февраля 2019 года.
- ↑ А. Тихонравов. Статистический список населённых местностей Владимирской губернии. — Владимирского губернского статистического комитета. — Владимир: Губернская типография, 1857.
- ↑ Ткачёва А. Дата обращения: 27 марта 2019. 27 марта 2019 года.
- ↑ Гордонова О. : [ 27 марта 2019 ] // Покров. — 2010. — Вып. 4.
- М. Раевским . — Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. — СПб. , 1863. — 283 с. / Обработано ст. ред.
- . — Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. — Владимир, 1907.
- Предварительные итоги переписи по Владимирской губернии. Выпуск 2-й // / Владимирский губернский статистический отдел. — Владимир, 1927.
- . Дата обращения: 21 июля 2014. 7 сентября 2014 года.
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/3a2e8986d4c2bc69a82effbe87e86757.jpg)
- 2021-07-17
- 1