Зограф, Николай Георгиевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Заха́рий Христов Зогра́ф ( 1810 — 1853 , Самоков ) — крупнейший болгарский художник и иконописец , представитель Болгарского национального возрождения . Знаменит своими иконами и фресками . Часто рассматривается также как основоположник болгарской светской живописи, так как в свои произведения широко вводил портреты современников и предметы быта.
Родился в Самокове , имя отца — Христо Димитров. Учился у своего брата Димитра Христова . Поскольку отец его умер рано, дальше работал вместе с братом. С 1827 года был духовным учеником Неофита Рильского . В 1831 году брат признал его равным партнером, то есть Захарий получил статус мастера. Прозвище «зограф» ( изограф ) по гречески означает просто художник, иконописец.
В 1841 году вместе с учениками расписал церкви Архангела и Николая Бачковского монастыря .
В 1847 году был приглашен, чтобы расписать новопостроенную церковь Успения Богородицы в Троянском монастыре ( Троян ). Расписал все внутренние стены церкви, а также галерею. Кроме канонических сюжетов (ангельский, праздничный, пророческий чины) изобразил несколько групповых портретов ктиторов , болгарских, сербских и (впервые в болгарской живописи) русских святых ( Борис и Глеб , Дмитрий Ростовский ). На своде галереи выполнил сюжеты из Апокалипсиса , на стенах — фрески «Страшный Суд» и «Круг Жизни».
Захарий Зограф расписал также церкви Преображенского монастыря в Велико-Тырново и главную церковь Рильского монастыря .
Среди фресок в трех первых монастырях есть автопортреты художника, что крайне необычно для того времени.
К его самым известным произведениям также относятся иконы церкви Константина и Елены в Пловдиве , церкви Богородицы в Копривштице , и в некоторых других монастырях.
В 1851 — 1852 годах был приглашен и в течение 17 месяцев работал на горе Афон , где расписал придел Великой Лавры . Затем вернулся в Самоков, где выполнил множество портретов.
Умер 14 июня 1853 года от тифа .
Некоторые исследователи считают , что фрески Захария, хотя выполнены на высоком техническом уровне, являются довольно поверхностными. Епископ Порфирий Успенский, исследователь его творчества, писал, что фрески Захария в Великой Лавре «оскорбляют эстетический вкус». С другой стороны, его иконы представляют сплав канонической болгарской церковной живописи, воспринятой им через отца, брата и старших современников (например, ), и новых тенденций светского искусства. За отступления от канона Захарий считается основоположником светской болгарской живописи.
Племянником Захария был болгарский художник
(настоящее имя Зафир Зограф, сын Димитра).