Акмаев, Ильдар Ганиевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Наби Ганиевич Ганиев ( узб. Nabi Gʻaniyev ; 15 сентября 1904 , Ташкент — 29 октября 1953 , там же) — советский и узбекский актёр, кинорежиссёр и сценарист . (1944)
Родился 15 сентября 1904 года в Ташкенте . В 1921 — 1924 года учился в ВХУТЕМАС . После завершения учебы Наби работал в кинофабрике «Шарк Юлдузи» ( Узбекфильм ). Деятельность в кинофабрике начинал с работы советника, помощником ассистента режиссёров. В то же время играл во второстепенных ролях таких фильмов, как «Последний бек» и « Вторая жена ». В 1925—1930 года работал директором киностудии по развитию и привлечению талантливой узбекской молодежи. Для неё он написал книги «Киносценарий» и «Киноактер» на узбекском языке. В 1931 году экранизировал свой первый художественный фильм — «Подъем».
В 1935 году Ганиев был отстранён решением ЦК ВКП(б) от режиссёрской работы, мотивируя тем, что якобы его работы не внушают доверия.
Осенью 1949 года Наби Ганиев тяжело заболел и 29 октября 1953 года ушёл из жизни. Похоронен в Ташкенте на Чигатайском кладбище .
Жена — Максума. Четверо детей. Внук — Отабек Ганиев, артист кино. Узбекская певица Райхон — правнучка Наби Ганиева.
Наби Ганиев преодолел ряд трудностей, не только творческих, но и технических и организационных. В основном были проблемы с актерами. На тот момент узбекских профессионалов этого рода не было. Либо Наби приходилось работать с приезжими, которые не знали жизнь персонажа, либо с работниками фабрик и заводов, большинство которых даже не видели фильмов. Так в Маргилане встретил Хамраева Эргаша отца знаменитого советского узбекского режиссёра и сценариста Али Иргашалиевича Хамраева и предложил снятся в кино, который в последующим сыграл главную роль в его первых трех фильмах «Подъём», «Рамазан», «Йигит». Большие сложности представляли поиски исполнительниц женских образов, так как образ человека запрещалось религией . Духовенство восстали против кино и кинорежиссёров, считая их вероотступникам.
В годы войны Наби встретил Протазанова . После совместной работы Ганиева также заинтересовал фольклор. Несколько лет спустя он создал кинокомедию «Похождения Насреддина». Этот фильм привлек внимание Ганиева к другому жанру — комедии.
В послевоенные годы он работал с творческим интересом как над полнометражными, так и над небольшими фильмами, хотя в то время узбекское кино испытывало серьёзные трудности .