Соколов, Юрий Матвеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ю́рий Матве́евич Фе́льтен ( Георг Фридрих Фельдтен , нем. Georg Friedrich Veldten ; 1730 , Санкт-Петербург — 1801 , Санкт-Петербург ) — российский архитектор, получил образование в Германии , состоял при архитекторе Растрелли помощником по сооружению Зимнего дворца и стал ведущим архитектором в Конторе от строений Её Императорского Величества домов и садов , а с 1764 года преподавал архитектуру в Академии художеств . В 1772 году был возведён в звание академика, в 1785 избран в адъюнкт-ректоры Академии и в 1789 году стал её директором .
По идее и по чертежам Фельтена была устроена приводившая в своё время всех в удивление машина для передвижения Гром-камня , ставшего основой пьедестала конного памятника Петру Великому работы Этьена Мориса Фальконе .
Будущий зодчий родился в семье эконома Академии наук Матиаса Фельтена (троюродный брат Иоганна Фельтена — обер-кухмейстера Петра I , который владел в Немецкой слободе участком на Дворцовой набережной , ныне дом 10 ). После смерти Матиаса в 1736 году дела семьи идут не лучшим образом. В 1738 году старшая сестра Фельтена Екатерина вышла замуж за профессора физики и математики Георга Вольфганга Крафта и по окончании старшего класса гимназии при Академии Фельтен вместе с семьёй в 1745 году отправляется в Германию. Юный Георг в течение нескольких лет изучает в Тюбингенском университете у Крафта математические и физические науки . Позднее Фельтен напишет об этом времени:
«…а при том по склонности моей прилежал особливо к архитектуре гражданской и к прочим художествам, которые доброму архитектору знать должно. В практике был я в герцогской резиденции Стутгарт у строения тамошнего великолепного замка весь 1747 и 1748 год, а оттуда объездил некоторую часть Германии, прибыл в 1749 году в Берлин , где также, препроводя целое лето, имел случай ещё больше утвердиться во всём том, что принадлежит к архитектуре»
— РГИА , ф. 470, оп. 83/517, д. 110, 1755 г., л. 3
Осенью 1749 года Фельтен возвращается в Петербург и вскоре проходит экзамен в Собрании Академии художеств при тогдашней Академии наук, где оказалось, что « в арифметике, геометрии и в рисовании с гипсу и с печатных фигур, так и в копировании всяких архитектурных строений, уже доброе основание имеет… ». К экзаменационному листу также прилагался фасад церкви (проект Преображенского собора ) — единственный сохранившийся образец графики Фельтена раннего времени . Студент Фельтен обучался арифметике и геометрии у Г.-В. Рихмана , архитектуре — у И.-Я. Шумахера , рисунку — у И.-Э. Гриммеля . Дж. Валериани учил Фельтена перспективе и ордерам, а И.-Ф. Дункер — резному и лепному делу. В феврале 1752 года последовало заключение членов Собрания Академии художеств, где особо отмечалось рисовальное искусство Фельтена:
«а… в архитектуре всякие планы, фасады и профили чисто изрядно копирует, а что касается до собственных его инвенций из данного ему плана фасад и профили чертит також а в практической архитектуре проб от него не видели, однако видно, что довольную к тому способность имеет… его можно с довольною пользою употреблять в рисовании и копировании всяких архитектурных чертежей и прочаго»
— АРАН , ф. 3, оп. 1, кн. 160, л. 26, 31-33, 36
В 1750—1753 гг. участвует вместе с И.-Я. Шумахером в строительстве павильона для Готторпского глобуса (не сохранился).
С 1756 года зачислен на постоянную службу в качестве чертёжника-рисовальщика в мастерской Франческо Растрелли при Зимнем дворце , а 16 октября 1760 года он был произведён в архитекторы. После увольнения в 1763 году обер-архитектора Растрелли , Фельтену приходится завершать начатое его наставником и приступить к самостоятельному проектированию. Зодчему, органически связанному с барочной традицией, предстояло искать рациональные основы нового стиля и стать одним из ярких представителей так называемого раннего классицизма .
Как художник весьма способный и сведущий в своей специальности, пользовался расположением И. И. Бецкого , который поручал ему многие работы.
В феврале 1761 года Юрий Матвеевич женился на дочери хирурга конной гвардии Христиана Паульсена Анне. Его семейная жизнь резко оборвалась: один за другим умерли два сына и дочь, а в июне 1774 года, в возрасте тридцати двух лет, умерла жена . В 1773 — 1784 годах Фельтен занимал участок на набережной реки Мойки . В середине XVIII века здесь находился деревянный дом Паульсена . В 1773 году этот дом был продан архитектору, который вскоре вместо него построил трёхэтажный каменный особняк, где сам и поселился. С 1810 года участок принадлежит Певческой капелле . Леонтий Бенуа при постройке здания Певческой капеллы в 1886 — 1889 гг. использовал фундаменты и часть стен дома Фельтена .
Было у Фельтена и собственное имение — ( ) — которой он владел с 1785 по 1796 годы . Согласно формулярному списку за 1793 год, в деревне Катентак — немецкое название мызы Ааспере вблизи Везенберга (эст. Раквере ) — за Фельтеном числилось крестьян 350 душ.
Невозможность продолжать творческую работу заставила стареющего Фельтена сосредоточить всё своё внимание на преподавании в Академии . К старости он потерял зрение. Умер архитектор Юрий Матвеевич Фельтен 14 июня 1801 года .
После отъезда Растрелли в 1760-х годах Фельтен был главным архитектором Канцелярии от строений . Именно в это время у Екатерины II рождаются грандиозные честолюбивые замыслы обновления столицы и загородных резиденций. На передний план стали выдвигаться задачи градостроительного порядка, учреждается Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы .
В числе первых мер по преобразованию Петербурга была замена деревянной набережной Невы каменным парапетом с лестницами-пристанями. Определяющая роль в осуществлении этого замысла принадлежала Фельтену. Трудоёмкие работы по сооружению гранитной набережной продолжались до 1780 года. Зыбкая почва укреплялась свайною бойкою, местами делалась подсыпка земли. Лестницы-причалы предполагалось сделать прямыми уступами, однако в окончательном варианте они приобрели овальные очертания. Тогда же у старого Зимнего дворца над канавкой соорудили каменный « мост со сводом и балюстрадом ». Мост через Фонтанку задуман был каменным только у берегов, а в середине деревянным, с подъёмным устройством, но ради прочности его соорудили « весь каменный со сводами », тот самый, который сохранился до наших дней.
В 1773 году Фельтен по поручению двора переделывает « Глазовский дом », а уже 20 декабря 1778 года императрица велит преобразовать площадь « против императорского Зимнего дворца, между восточным углом Адмиралтейства и Миллионною улицею » . В 1779 году Академия художеств объявляет конкурс на застройку площади. По итогам конкурса предпочтение было отдано модели «с порталом дорического ордера и антаблементом ордера коринфского… по открытии записки, приобщённой при упомянутой модели», сочинителем её оказался архитектор Фельтен . Предложение Фельтена фактически явилось типовым проектом по застройке площади, согласно плану реконструкции, разработанному Алексеем Квасовым ещё в 1765 году. Фельтеновские здания выстраивались по условной дуге, которую в дальнейшем сохранит и К. Росси , возводя Главный штаб (здание Росси поглотит фельтеновские постройки, но сохранит их масштабность и ритмичность всех повторяющихся элементов).
Важное градостроительное значение имело участие зодчего в благоустройстве Сенатской площади и установке памятника Петру I работы скульптора Фальконе . Фельтен победил в конкурсе Академии художеств 1768 года , целью которого было уточнение местоположения памятника и всех деталей. Фельтен выполнил план площади с обозначением контуров постамента и проект гранитной набережной. Спуски-пристани решены в тех же формах, что и остальные уже построенные, но ради большей парадности здесь на парапете сделаны скульптурные акценты. В 1770 году на выставке в Академии , наряду с архитекторами Валлен-Деламотом и Старовым , « …Фельтен представил для смотрения всенародного свой труд — проект месту статуи Петра Великого… » . Скорее всего,Фельтен также был непосредственным наблюдателем перевозки Гром-камня и запечатлел с натуры основные моменты происходившего (на основе именно этих рисунков созданы офорты Якова ван де Шлея), тем более, в силу своих административных обязанностей, он должен был присутствовать на месте работ. В начале 1773 года Фельтен был назначен в помощь к Фальконе . Архитектор, умевший ладить с Бецким , мог для пользы дела улаживать портившиеся отношения между скульптором и президентом Академии художеств. После отъезда Фальконе на родину в 1778 году Фельтен осуществляет общее руководство по завершению памятника.
В 1776 году Фельтен занимался созданием памятника Екатерине II в Твери . Обелиск из дикого камня с шаром наверху был заложен 28 июня 1777 года на центральной площади города против здания Присутственных мест и стал единственным прижизненным монументом в честь правящей монархини .
В 1784 году Фельтен, возглавлявший Контору от строений е.и.в. домов и садов , попросил отставку, жалуясь на плохое здоровье и прогрессирующую слепоту:
«…изнуренный трудами и летами, начинаю терять мои силы, и даже зрение, почему опасаясь вместо приобретенных до ныне службою моею ваших милостей ( И. И. Бецкого ), упущением по моим должностям не от нерадения, но от единой невозможности, привлечь на себя какое недовольствие почитаю за долг мой, покорнейше просить себе увольнения…»
— РГАДА , ф. 470, оп. 34/518, д. 170, л. 1, 2, 9, 1784 г.
24 сентября 1772 года в Публичном собрании Академии художеств Фельтен произведён в профессора архитектуры, что давало право преподавать в классах. По решению Совета Академии 30 мая 1775 года « за отъездом господина адъюнкта Деламота архитектурный класс поручается господину профессору Фельтену ». С 1 июня 1775 года он был зачислен в штат Академии в звании старшего профессора с жалованьем 600 рублей в год. Некоторые его ученики становятся его ближайшими помощниками. Среди них — Егор Соколов . Среди учеников также стоит отметить самых видных: Андреян Захаров , братья Александр и Андрей Михайловы, , , , , , Павел Шрётер , Готлиб Паульсен .
В июле 1785 года Фельтен был объявлен адъюнкт-ректором. Пришла известность и более широкая: ещё в 1783 году Фельтен был избран корреспондентом Французской Королевской академии . Некоторое время Фельтен, которому оказывал покровительство И. И. Бецкой , занимал пост директора Академии художеств (1789—1794).
Получив в 1760 году звание архитектора , он продолжал работать в Зимнем дворце . В феврале 1764 года проходит «апробацию» его проект Путевого дворца в Смоленске . Инициированный генерал-губернатором Смоленска графом В. В. Фермором , этот проект мог стать типовым для такого рода построек. Фельтен был одним из первых, кто предложил использовать в отделке интерьеров цветной естественный камень . По инициативе возглавляемой Фельтеном Конторы от строений организуются экспедиции (первую из них в 1765 году возглавил Яков Данненберг ) для изучения месторождений мрамора , агата , хрусталя и других минералов. 1760—1770-е годы стали периодом становления и расцвета таланта Фельтена. Будучи современником таких мастеров раннего классицизма, как А. Ф. Кокоринов и Ж-Б. Валлен-Деламот , Фельтен был ещё и представителем местной петербургской школы. А индивидуальные эклектические искания архитектора в области псевдоготики сделали его одним из ярких представителей романтизма .
Замечательны церковные постройки Фельтена, значительная часть которых относится к памятникам раннего классицизма , когда происходит усиление формообразующего начала архитектурного ордера . Архитектор создал особый тип небольшого однокупольного храма. Предельная лаконичность храма сочетается с завершённостью форм и выразительностью силуэта, где ордер играет активную роль. Однако, в творчестве зодчего можно встретить и храмы в приёмах ложноготического стиля . Обилие пластических элементов на фасадах смягчает строгий образ архитеткуры, придаёт этим культовым постройкам праздничность.
Первый опыт работы в этой области Фельтен приобрёл в 1765 году, когда участвовал в конкурсе на проект восстановления к тому времени трижды горевшей колокольни Петропавловского собора .
В соответствии с манифестом, изданным в июле 1763 года , о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами, поселившимися в России, в обеих столицах были отведены места под строение иноверческих церквей и причастных к ним зданий. Фельтен возводит лютеранские церкви Святой Анны на Кирочной ул., 8 , Святой Екатерины на Большом пр. В. О., 1 и Шведскую церковь (не сохранилась); православные церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове и Чесменскую церковь ; реформатскую Французскую церковь (впоследствии существенно перестроена).
Фельтен неоднократно выполнял заказы известного семейства Лазаревых , так на Невском пр., 40-42 была возведена Армянская Апостольская церковь Св. Екатерины . 22 мая 1770 года по челобитной главы армянской общины И. Л. Лазарева « с прочими армянами » последовало повеление Екатерины II « дозволить им построить в Петербурге церковь ». Сооружение её велось быстро и уже в 1772 году церковь была освящена. На сооружение храма Лазарев пожертвовал 30 000 рублей , на которые и была сооружена церковь в соответствии с парадным великолепием центра столицы. За такую услугу Лазареву было разрешено возвести свой собственный дом с южной стороны в линию с застройкой проспекта ( Невском пр., 40 ). Выстроенное по проекту Фельтена жилое здание обошлось Лазареву в 50 000 рублей . Строительство восточного флигеля производилось на десятилетие позднее, возможно, помощником Фельтена арх. Егором Соколовым . Таким образом храм возвышался в центре участка, а по сторонам его фланкировали жилые дома. Из-за этого и главный фасад с входом в церковь неизбежно должен был быть ориентирован на Невский с южной стороны, что не соответствовало традициям. По проекту Фельтена была построена в 1779 году армянская церковь в Москве (не сохранилась).
В Выборге Фельтен строит лютеранский собор Святых Петра и Павла .
Возможно, по проекту Фельтена была построена лютеранская деревянная церковь в Павловске (сгорела в 1876 году) и церковь в Мариенгофе на правом берегу Луги .
С 1760-х годов в России под влиянием идей Эпохи Просвещения развернулась деятельность по созданию воспитательных и разного рода благотворительных заведений, которую возглавил Бецкой , а неизменным исполнителем всех его замыслов оставался Фельтен.
Для Опекунского совета , ведавшего делами Воспитательного дома , Фельтен строит два здания.
В 1778 — 1779 годах он возводит здание Ломбарда и Воспитательного дома при нём. Главный фасад был обращён на Миллионную улицу и Красный канал . Чуть позже в комплекс вошли ещё два рядом расположенных дома. В 1797 году Петербургский Воспитательный дом был переведен в бывший дворец графа К. Г. Разумовского на Мойке , 48. В 1816 году архитектор В. П. Стасов , создавая здание Павловских казарм , несколько перепланировал и «одел» постройки единым фасадом, сохраняя пропорции и частично — первый ярус фельтеновского здания.
В 1764 — 1775 годах по проекту Юрия Матвеевича возводится здание Училища мещанских девиц близ Смольного монастыря . Окончание же строительства монастыря, возводившегося по проекту Франческо Растрелли и заброшенного после его отъезда, приказом Бецкого от 29 декабря 1764 года с 1 января следующего года было поручено Фельтену. Помощником к нему назначили П. Егорова , а несколько позднее и П. Крылова.
После смерти Кокоринова в 1772 году на Фельтена были возложены обязанности руководителя строительства здания Академии художеств . Непосредственно с именем зодчего связано окончание главного южного фасада здания и вестибюля с парадной лестницей. Помощниками в это время были ближайший ученик Егор Соколов и каменного дела мастер И. Руска .
1770—1780-е годы — период интенсивного дворцового строительства. Возглавив Контору от строений Фельтен так или иначе имел дело со всеми постройками дворцового ведомства. Ещё в 1762 году в южной части Зимнего дворца Фельтен готовит девять комнат для наследника . Фельтен руководит работами по возведению сооружений для грандиозного фейерверка по проекту Я. Штелина , устроенного 28 июня 1763 года . В 1764 году начинается возведение Малого Эрмитажа — здания, которое должно было стать символом просвещённой эпохи Екатерины II . В 1771 году Фельтен начинает строительство ещё одного дворцового корпуса в линию с Эрмитажем — здания Большого Эрмитажа на набережной . В 1780-х годах с возведением через Зимнюю канавку галереи-перехода к Эрмитажному театру окончательно формируется уникальный ансамбль дворцовых построек, выходящих на Неву . Редкому по смелости инженерного замысла сооружению арки через Зимнюю канавку архитектор нашёл и замечательное образное выражение, создав удивительный по красоте и законченности уголок Петербурга.
На территории южнее Большого Эрмитажа , параллельно Малому Эрмитажу в период с 1764 по 1766 годы Фельтен возводит корпус Конюшен , Манеж с надстройкой « жуидепома » и флигель , выходящий фасадом на Миллионную улицу . Интерьер Манежа был отделан с большой роскошью.
В 1767 году Фельтен участвовал в конкурсе на проект « Тронного зала » в Зимнем дворце , отделку которого не успел осуществить Растрелли . Тогда же была изготовлена и модель, которую подверг критике Валлен-Деламот . В новом вкусе, как того требовал двор Екатерины II, Фельтен оформил залы в Петергофском дворце : Чесменский , Тронный и Белую столовую . Там же архитектор перерабатывает и другие растреллиевские интерьеры: Куропаточная гостиная , Диванная , Коронная .
В Царском Селе Фельтен возводит Зубовский корпус — флигель Екатерининского дворца . А на седьмой версте дороги в Царское село в 1774 — 1777 годах был построен путевой увеселительный дворец в ложноготическом стиле — Чесменский дворец .
Большой комплекс разного рода работ выполнял Фельтен в императорских резиденциях под Петербургом, в том числе в Петергофе : он в 1769 году совместно с С. Волковым и П. Патоном участвует в капитальном ремонте Грота. Знание инженерно-строительного дела помогло зодчему в работе с фонтанами Нижнего и Верхнего парков. По чертежам Фельтена вблизи Монплезира была устроена купальня и новый облик фонтана, известный теперь как фонтан «Солнце» .
В собрании Государственного Эрмитажа хранится садовая серия — девятнадцать разнообразных сюжетов, составляющих парковую сюиту, относящиеся к декоративным затеям Царского Села . Значительное место в серии, выполненной в конце 1760-х годов, занимают изображения, выполненные по мотивам китайского искусства. Мостики и беседки вписывались в пейзаж как декоративные элементы, привлекавшие внимание силуэтом и причудливостью форм. Скрипучая беседка — наиболее известное произведение Фельтена в «китайских» формах. Зодчий пробует себя также и в других стилевых направлениях, создавая романтические образы парковых сооружений: Башня-руина возведена по повелению императрицы Екатерины II в 1771—1773 году в честь побед в русско-турецкой войне . Памятник был задуман как фрагмент руин турецкой крепости, состоящей из гигантской башни и части крепостной стены с системой оборонных устройств. В качестве источника идей архитектор широко использовал увражи : образцом для создания Готических ворот послужило изображение из английского гравированного альбома 1759 года.
В связи с устройством Дворцовой набережной архитектор проектирует и строит гранитные парапеты и лестницы-причалы, возводит со стороны Невы знаменитую решётку Летнего сада ( 1770 — 1784 годы ). Ажурные кованые створки ворот позволяли видеть с набережной фонтаны на главной аллее и далёкие перспективы сада. Для ограды использовали 36 « столбов дикого морского камня », добытого в Финляндии и мастерски превращённые каменотёсами в колонны.
По проекту Фельтена в 1777 — 1778 годах возводилась Гранильная мельница в Петергофе . А в 1787 — 1789 годы — Бумажная фабрика в Ропше для И. Л. Лазарева . Ещё в сентябре 1786 года крестьяне Иван Кузьмин, Григорий Тиханов, Осип Кузьмин « с товарищи » подрядились выполнить в будущем сезоне все земляные, каменные и штукатурные работы по новому зданию фабрики, «…как показано будет» . Разрушенное в годы Великой Отечественной войны здание Бумажной фабрики восстановлено. Обширные водоёмы и сама постройка нашли новое хозяйственное применение (была устроена Опытная рыбная станция). Главный фасад здания, перестроенного в XIX, XX веках, решён в приёмах, характерных для Юрия Фельтена.
Сохранился формулярный список архитектора , своего рода анкета, в котором Фельтен описывает своё продвижение по службе. Перечислены работы Фельтена также и в книге И.-Г. Георги .