Базаров, Борис Ванданович
- 1 year ago
- 0
- 0
Баяртон Ванданович Вампилон или Баэртон Гандалович Вампилун или Борис Владимирович Вампилов , вариант имени Баярто (27 августа 1887 , с. Алари, Иркутской губернии — 1937?) — бурятский политический деятель, член Учредительного собрания .
Отец Баяртона, Вандан, в юности был послушником Аларского дацана , где его отец Вампилун казначеем. Но в 1874 году Вандан ушёл из монастыря, женился и стал заниматься крестьянским трудом. Вместе с его женой Шархунай (в крещении и замужестве Натальей Балюевной Вампиловой) они вырастили 11 детей .
Родился, по предположению Елены Гушанской, 27 августа, а 2 декабря 1887 года был крещён . Тем не менее в 16 лет, то есть примерно в 1903 году, по буддийскому обряду, якобы, был посвящён в убуши (низшая степень монашества) . В 1906 году окончил Иркутскую учительскую семинарию . Полгода служил сельским учителем, но в феврале 1907 года его уволили из-за того, что он отказался повесить в классе икону и за «злоупотребление бурятским языком» .
В августе 1907 году уехал в Санкт-Петербург, где поступил на Черняевские образовательные курсы. Там учился одновременно с Питиримом Сорокиным и Николаем Кондратьевым . Параллельно с учёбой был сотрудником этнографического музея, где под руководством профессора И. К. Волкова регистрировал этнографические коллекции . В 1910 году его исключили из последнего класса реального училища . Но по словам биографа его знаменитого внучатого племянника, драматурга А. В. Вампилова , Баяртон благодаря попечению того же Агвана Доржиева окончил естественное отделение Санкт-Петербургского университета . То, что у Баяртона было высшее образование подтверждает следственное дело 1932 года . Как пишет биограф Ангвана Доржиева, А. И. Андреев : «Весной 1911 года Доржиев поселил в только что отстроенном доме рядом с храмом , в качестве своего доверенного, бурята-студента университета Б. В. Вампилова, поручив ему наблюдение ходом строительства. Эта мера, впрочем, не смогла предотвратить кражи ряда бронзовых предметов со стройки, происшедшей несколько месяцев спустя» . Колоритная деталь о трудностях строительства буддийского храма в Санкт-Петербурге также подтверждает, что Баярто Вампилон учился в Санкт-Петербургском университете.
В декабре 1908 года Борис Вампилов подал прошение в Департамент Духовных дел Иностранных Исповеданий о переходе из православия «в религию моих предков, которую я исповедовал со дня моего рождения». К прошению прилагался отчёт в Петербургскую духовную консисторию проиерея Владимира Галкина, что «пасторское увещевание» Вампилова не помогло. Через год было запрошено и получено свидетельство настоятеля Аларского дацана Нанзана Гармаева:
Предок Бориса Владимирова Вампилова, Вампил Базоев, с 1830 года по 1885 годы был духовным лицом при Аларском дацане, занимая должность казначея, а в последнее время должность штатного ламы. Вампил Базоев до посвящение его духовное звание был женатым миряниным и имел сыновей, из которых Уандан Вампилов получил духовное образование в Цианитской школе (религиозно-философская школа) и впоследствии занял должность ламы (духовного лица) в том же Аларском дацане; но в 1874 году он оставил монашескую жизнь и сделался простым мирянином. Сын Уандан Вампилова, Баерто Сандан - Вампилун (по крещении Борис Владимирович), имея деда и отца буддистов, в силу неизбежности должен был получить соответствующее религиозное воспитание, благодаря которому он, официально числясь православным, фактически остался буддийским прихожанином местного дацана. Поэтому переходу из православия в буддизм, который он исповедовал и исповедует, препятствовать не могу.
Настоятель Аларского дацана - Шеретуй Нанзан Гармаев. /Собственноручная подпись и Печать/ Аларь 1910 г., января 5 дня .
14 октябяря 1910 года прошение Б. Вампилова было удовлетворено, о чём было сообщено в уведомлении № 8457, направленном настоятелю дацана Нанзану Гармаеву .
С 1910 года попал под полицейский надзор в связи с делом группы «молодых эсеров» . С 1911 года член партии социалистов-революционеров .
В 1917 году стал членов руководства Бурятского национального комитета, входил в состав губернского земельного комитета .
В конце 1917 года избран в Учредительное собрание от Иркутского округа по списку № 5 (бурятский национальный комитет). В Петроград не выезжал .
В 1918 году входил в Сибирский областной исполком. Был избран членом Сибирской областной думы, как член Всероссиского учредительного собрания. В 1919 году являлся товарищем министра финансов «Велико-Монгольского государства». Служил комиссаром бурятского конного полка. В 1920 году стал товарищем министра земледелия правительства ДВР .
Начиная 1923 с участвовал в подготовке, а с января 1924 по май 1925 года участвовал в самой 2-й секретной тибетской экспедиции НКИД СССР под руководством С. С. Борисова . В экспедиции отвечал за научную работу . В 1925 служил в Москве . С 1926 года работал ученым-консультант Экономического совета (ЭКОСО) МНР .
В начале 1937 года был ответственным секретарем комиссии партийного контроля по БМ АССР .
Был арестован в июле 1931 (по другим сведениям 13 июля 1932 г. ) в МНР по обвинению в попытке «реставрации феодальной Монголии». Обвинён по ст. 58-10 ч. 2, следствие вёл Бурят-Монгольский ОО ОГПУ. 27 сентября 1932 года освобождён с формулировкой «дело прекращено за отсутствием состава преступления». По этому делу реалибитирован 3 декабря 1996 года прокуратурой Республики Бурятия .
В 1937 арестован управлением НКВД по Иркутской области как один из идеологов бурятской «буржуазно-националистической, пан-монгольской, шпионско-диверсионной, повстанческой организацией», которая якобы была создана во время гражданской войны разведывательным отделом штаба Квантунской армии. В создании и руководстве организацией обвинялись также Эльбек-Доржи Ринчино , профессор Базар Барадин , Даши Сампилон и другие .