Макаров, Игорь Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Геннадий Михайлович Макаров ( тат. Геннадий Михаил улы Макаров ; род. 21 марта 1952 , Альметьево , Альметьевский район , Татарская АССР , РСФСР , СССР ) — советский и российский музыковед , этнограф , фольклорист , композитор . Кандидат искусствоведения (2004). Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2016).
Геннадий Михайлович Макаров родился 21 марта 1953 года в селе Альметьево Альметьевского района Татарской АССР . Из семьи кряшен . Отец — Михаил Васильевич Макаров (1921—2005), участник Великой Отечественной войны , работник . По отцовской линии происходит из деревни Нижние Чершилы Сармановского района , по матери — из села Фёдоровка Заинского района . Стал старшим сыном в семье из пятерых детей, имеет двух братьев и двух сестёр . С детства рос в атмосфере народной музыки , начал собирать старинные музыкальные инструменты , стал записывать на магнитофон народные песни .
Учился в русской школе, в дальнейшем выучил литературный татарский язык по книгам Г. Тукая . После окончания восьмого класса школы поступил в , но через полтора года бросил учёбу и устроился работать геофизиком . В тот период также окончил вечернюю школу, не переставая заниматься изучением фольклора . После срочной службы в Советской армии , которую проходил на территории Дагестана , вернулся на родину и поступил в , окончив его в 1977 году . Переехав в Казань , в 1977—1983 годах преподавал музыку в средней школе села Ленино-Кокушкино Пестречинского района . Одновременно поступил на заочное отделение музыкально-педагогического факультета Казанского государственного педагогического института , начав профессионально заниматься музыковедческими исследованиями .
В 1984 году по приглашению поступил на работу научным сотрудником в отдел искусства Института языка, литературы и истории имени Г. Ибрагимова при Казанском филиале Академии наук СССР . В 1986 году окончил КГПИ со специальностью учителя музыки . В 1989 году по предложению стал членом организационного комитета Клуба кряшенской культуры, образованного под руководством Г. В. Родионова при Всетатарском общественном центре , с чего началось развитие национально-общественного движения кряшен Татарстана . Поддерживая деятельность в рамках существующего татарского национального движения, Макаров тогда отмечал, что задачей Клуба является «тесное сотрудничество и взаимодействие со всеми национальными и интернациональными прогрессивными общественными объединениями», каким является ВТОЦ, которое «именно такие задачи решает» и кряшены могут «внести свой вклад в это важное дело» .
С начала 1990-х годов преподавал в татарской гимназии № 13, где вёл уроки музыки и фольклорный кружок . Одновременно с научной и общественной деятельностью, с 1992 года занимался преподавательской работой в Казанской государственной консерватории , был доцентом на кафедры татарской музыки и этномузыкологии . В том же году стал организатором и руководителем ансамбля старинной этнической музыки «Бәрәкәт» при Казанской консерватории, занявшегося исполнением как татарских народных песен, так и произведений классического устно-профессионального творчества . В 1995 году при основал детский фольклорный ансамбль «Ак калфак» , которым руководил на протяжении нескольких лет, реализовав на практике свои исследования татарского этномузыкального наследия . В 1997 году стал членом группы по переводу переводу Нового Завета на церковно-кряшенскую языковую традицию, созданной казанской кряшенской общиной вместе с Санкт-Петербургским отделением Российского библейского общества . В 2002 году стал руководителем отделения по изучению этнографии и фольклора кряшен, образованного на факультете национального искусства в Казанском государственном университете культуры и искусств . В том же году на базе КГУКИ организовал кряшенский студенческий фольклорный ансамбль «Бермянчек» («Верба»), в котором приступил к сценической постановке произведений музыкальной культуры кряшен .
В 2003 году возглавил класс кряшенского фольклора в детском центре дополнительного образования «Многонациональная воскресная школа» при Доме Дружбы народов Татарстана , где создал детский этнический ансамбль «Балтырган» . В 2003—2004 годах был председателем «Общественной организации народности кряшен г. Казани» при Республиканском национально-культурном центре кряшен Татарстана , также руководил фольклорным классом при воскресной школе Тихвинского прихода . В 2004 году получил учёную степень кандидата искусствоведения , закончив аспирантуру ИЯЛИ и защитив в консерватории диссертацию на тему «Традиционные аэрофоны татар Волго-Камья: проблемы генезиса и исторической реконструкции» под научным руководством кандидата искусствоведения . В 2007 году ушёл из ИЯЛИ, занявшись организацией фольклорного ансамбля татар-кряшен « Бермянчек », художественным руководителем которого был в 2008–2009 годах . В 2008 году получил учёное звание доцента в Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова .
В 2010 году был назначен руководителем при Институте истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан , решение о создании которого было принято ещё в 2008 году . В 2015 году название Центра было изменено после просьбы со стороны членов Общественной организации кряшен Татарстана, посчитавших негативным этноним «крещёные татары», но в то же время не пожелавших отсоединяться от татар как этноса . В том же году новым руководителем Центра изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков стал , тогда как Макаров остался старшим научным сотрудником . До 2018 года работал в Казанском государственном институте культуры , ныне преподаёт на кафедре музыкологии Казанской консерватории . С 2020 года является научным руководителем Музея тюркских музыкальных инструментов и автором композиций для ансамбля старинной музыки «Кадим Алмет», образованных при общественном центре «Алмет» в Альметьевке .
Член Союза композиторов России и Республики Татарстан , экспертного совета по межконфессиональным и этническим отношениям при Казанском Приволжском федеральном университете , правления Общественной организации кряшен Республики Татарстан . В 2016 году удостоен звания заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан . В 2023 году выдвигался на соискание Государственной премии Республики Татарстан имени Г. Тукая — «за вклад в сохранение и развитие песенно-инструментальных традиций народов Республики Татарстан» . Активно выступает в прессе по вопросам татарской культуры в целом и музыки в частности , критикует уровень фольклорного образования в республике , высказывается против навязывания единого стиля в татарской национальной одежде .
Будучи одним из ведущих этномузыковедов Татарстана , специализируется на изучении , вокального, музыкально-поэтического, инструментального искусства , истории тюркского искусства . Как фольклорист-собиратель на протяжении более чем сорока лет занимается полевой этнографией , участвует в , записав за это время большое количество уникальных образцов этнической музыки народов Поволжья , Урала , Сибири , а также в районах компактного проживания татар в Венгрии , Голландии , Турции . Со студенческих лет занимается изучением, реконструкцией и возрождением татарских музыкальных инструментов по старинным образцам , таких как, например, даф , танбур , думбра , смычковый кубыз , курай , гусли . Музыкальные инструменты своей работы Макаров активно использует в практике собственного исполнительства, обучает игре на них в казанском Культурном центре имени Я. Емельянова .
Является автором нескольких книг, более ста научных и критических статей по проблемам татарской традиционной музыки, ряда монографий и сборников народных песен . Занимаясь исследованием музыкально-пропагандистской, фольклористической и композиторской деятельности С. Х. Габяши , внёс значительный вклад в популяризацию его наследия, выпустив сборник «Народные мелодии. Тюрко-татарские напевы (по записям Султана Габяши)» (2002). В этом издании, составленном на материалах музыкального быта татар, Макаров осуществил большую работу по реконструкции народных мелодий, записанных Габяши в начале ХХ века . В кандидатской диссертации «Традиционные аэрофоны татар Волго-Камья: проблемы генезиса и исторической реконструкции» (2004) Макаров проанализировал ряд образцов песенной и инструментальной культуры музыкального фольклора этнических групп татар Поволжья , зафиксировал особенности бытования традиционных духовых инструментов, народную манеру их исполнения, названия, закономерности историко-стилевого формирования и исторической реконструкции . На лингвистическом материале, собранном в результате многолетней экспедиционной работы, Макаров подверг тщательному анализу некоторые субстраты индоиранских музыкальных традиций в культуре казанских татар , кряшен , мишарей , мордвы , чувашей и других народов Волго - Камья , описал их диалектную лексику и разновидности аэрофонов ранних историко-стилевых пластов . Он также ввёл в научный оборот ценные материалы из жизни и творчества татарских деятелей музыкальной культуры, рассмотрев инструментальное искусство поволжских татар в контексте как Волго-Камского, так и шире — Центральноазиатского этнокультурного региона . В дальнейшем на основе диссертации вышла отдельная книга «Традиционные духовые музыкальные инструменты татар Волго-Камья (Проблемы генезиса и исторической реконструкции)» (2006) .
В работе «В беседах дервишей. Баиты и мунаджаты» (2011) Макаров поместил ряд образцов старинной татарской поэзии (религиозно-сюжетные стихи, наставления, любовная лирика, детские песни) в собственной обработке с сопутствующей нотной записью, приведя свидетельства того, что во многих татарских деревнях и сёлах до сих пор бытуют баиты и . В книге «Нагайбакские песни и музыкальные инструменты» (2015), посвящённой песенно-поэтическому и инструментальному искусству казаков-нагайбаков , Макаров на примерах музыкального фольклора, полевых записей, нотных расшифровок показал своеобразие и самобытность нагайбакского музыкально-поэтического творчества, осветил его жанровые особенности и вопросы происхождения музыкальных инструментов. В этой работе Макаров выступил с идеей включения наследия этой этнической группы татар в единое научное и культурно-просветительское информационное пространство, а также создания механизмов возрождения и сохранения искусства нагайбаков посредством системы образовательных и культурно-просветительских учреждений в тех регионах, где они проживают . Продолжением работы по изучению музыкального наследия нагайбаков стал выход сборника «Нагайбакские народные песни» (2020), изданного в рамках фестиваля-конкурса народного творчества нагайбаков и кряшен «Арумысыз, туганнар». В данном труде Макаров привёл образцы песенных напевов нагайбаков Нагайбакского , Чебаркульского , Уйского районов Челябинской области , а также Оренбургской области , сопроводив их нотами и этнографическими сведениями .
Наряду с музыковедческой работой занимался поиском, фиксацией и восстановления тамга многих кряшенских родов, которые перерисовывал с сохранивших намогильных камней во время фольклорных экспедиций . Был консультантом по фольклору в ряде документальных, учебных, художественных кинофильмов , в числе которых — «Зулейха» (2004, реж. ) , «Возрождая звук» (2008) , «Путь нагайбаков: долг, боль и свет» (2009, оба — реж. ) . Также написал либретто к рапсодии «Чал Болгар аһәңнәре» («Напевы Древнего Булгара», 2003, комп. А. З. Монасыпов ), также записал два компакт-диска «„Ак калфак“ ансамбле жырлары» («Песни ансамбля „Ак Калфак“», 2006) и «Кадим моннар» («Старинные песни», 2007) со старинными татарскими народными песнями в собственной аранжировке . Является одним из авторов Татарской эниклопедии . Активно сотрудничал с , собирал полевые материалы по татарской традиционной вокальной и инструментальной культуре Альметьевска и селений Альметьевского района, исследования по которым были включены региональные издания и коллективные публикации . Значительное внимание уделяет проблеме сохранения культуры кряшен, не считая этот вопрос политическим . Указывая на неопределённости в происхождении кряшен , отмечает, что большой разницы между татарским языком и кряшенским нет, а различия лежат практически лишь в религиозной плоскости . Не отрицая некоторых проблем в положении кряшен в Татарстане , вместе с тем опровергал заявления официального представителя Московского патриархата Р. А. Силантьева о некоем «обращении» кряшенского сообщества к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II для признания их отдельным от татар народом, отмечая, что это могли сделать отдельные люди в частном порядке .
Жена — Фаниса Хасимовна, татарка , родом из села Янаул Башкирской АССР , выпускница Казанского государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина , по образованию филолог . Трое детей: сын Тимур (работник торговли) и две дочери — Анна (налоговый инспектор) и (актриса театра Калягина ) .