Interested Article - Лабан, Рудольф фон

Школа танца Лабана. Берлин, 1929
Рудольф фон Лабан в окружении учеников

Рудо́льф фон Ла́бан ( нем. Rudolph von Laban , англ. Rudolf Laban ; 15 декабря 1879 , Пресбург , Австрийская империя — 1 июля 1958 , Уэйбридж в графстве Суррей , Великобритания) — танцовщик и педагог, создатель (вместе с М. Вигман) предтечи танца модерн — « ». Как теоретик создал методику анализа движения ( ) и разработал собственную систему записи движений человеческого тела — , что сделало его одной из ключевых фигур современного танца.

Биография

Рудольф фон Лабан родился в Австро-Венгрии, в семье аристократа: его отец был генералом и принадлежал к венгерскому дворянству, мать происходила из Англии. Рудольф провёл своё детство между Пресбургом и Веной , часто бывая в Сараево и Мостаре , так как его отец был губернатором Боснии и Герцеговины .

Изучал архитектуру в парижской Школе изящных искусств . Во время обучения заинтересовался взаимодействием движения человеческого тела и пространства, которое его окружает. В возрасте 30 лет, увлёкшись идеями Хайди Дзинковска (Heidi Dzinkowska) и свободным танцем , фон Лабан переезжает в Мюнхен , где начинает разрабатывать собственный стиль пластики — « » ( Ausdruckstanz ).

В 1915 году в Цюрихе фон Лабан основывает «Хореографический институт», у которого позднее появились филиалы в других городах Европы.

Лабан стремился к возрождению социальной роли искусства как совместного действия людей; главное место в этом он отводил танцу. Настоящий новатор и один из первых теоретиков танца, он придумал новую систему его записи — «лабанотацию». Наибольшую известность Лабан приобрел как создатель «экспрессивного танца» ( Ausdruckstanz ) и искусства «движущихся хоров» (последний вид искусства был особенно распространён в Германии и Советской России в 1920—1930-х годах).

Чтобы танец поднялся на уровень других искусств, в нём должен совершиться переворот, подобный тому, какой в начале XX века произошёл в изобразительном искусстве. Лабан помог этот переворот совершить. Самый, пожалуй, радикальный из всех пионеров свободного танца, он отказался не только от традиционных танцевальных па, но и от музыкального аккомпанемента, темы и сюжета. Он открыл, что выразительность танцу придает пространство, а не тело как таковое. Освободившись от заученных движений, тело должно искать собственные ритмы и «упиваться пространством».

В 1920-е годы вокруг Лабана объединились не менее смелые экспериментаторы танца — Курт Йосс , Мэри Вигман , Сюзанн Перротте , Дуся Берёзка (Dussia Bereska). Они работали вместе в больших летних школах в Мюнхене, Вене и Асконе, до тех пор, пока не была основана первая международная труппа Tanzbuehne Laban (1923—1926) — «театр аутентичного жеста» или «экспрессивного танца».

Театр танца Лабана не был чужд социальной тематике, вдохновляясь драмой Б.Брехта , конструктивизмом, политической карикатурой. В 1930-е годы, совместно с Йоосом, Лабан создавал политические антивоенные балеты. В 1938 г. он покинул Германию, а после окончания войны открыл студию по изучению движения в Манчестере. В 1975 г. эта студия, переехав в Лондон, стала всемирно известным Центром движения и танца Лабана .

Среди учеников фон Лабана были , балерина .

Примечания

  1. Rudolf Laban // (англ.)
  2. Rudolf von Laban // — 2005.
  3. — 2018.
  4. Е. Я. Суриц. Балет и танец в Америке. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета. С. 109

Ссылки

  • Кох, Моника . Введение в ранний период европейского экспрессивного танца через работы Рудольфа Лабана.
  • Сироткина, Ирина. Свободное движение и пластический танец в России . Москва: Новое литературное обозрение, 2012.
  • на YouTube , начиная с 40:40 — раздел «Рудольф фон Лабан» (5 минут) в лекции Елены Романовой в Центральной универсальной научной библиотеке им. Н. А. Некрасова

См. также

Источник —

Same as Лабан, Рудольф фон