Interested Article - Тирияки, Виктор Захарович

Внешние изображения
Ашдод , 2011.

Ви́ктор Заха́рович Тирия́ки (также Хаджи́ Дави́д Тирия́ки ; укр. Віктор Захарович Тіріяки ; род. 2 мая 1955 , Евпатория , Крымская область ) — советский и украинский инженер - строитель , караимский общественный и религиозный деятель, руководитель и газзан караимской религиозной общины Евпатории, автор ряда работ по караимоведению . Заслуженный работник культуры Автономной Республики Крым (2009).

Биография

Родился 2 мая 1955 года в Евпатории в караимской семье. Отец — Захар Маркович (1926—1969), повар, ветеран Великой Отечественной войны , кавалер орденов Красной Звезды и Славы III степени . Мать — Султан Давидовна, дочь Давида Бабакаевича Паши , артиллериста, погибшего в 1944 году при освобождении Литвы . Бабушка — Ханыш Авадьевна Терьяки (Ефет) .

По окончании в 1977 году Одесского инженерно-строительного института служил в армии, уволен в запас в звании старшего лейтенанта . Работал мастером, затем прорабом и технологом в тресте «Евпатория-Строй» , инженером АП «Строймеханизация» . Самостоятельно занимался изучением караимской религии , истории, литературы и языка . В 1989 году избран заместителем председателя Крымского караимского общества культуры «Бирлык» . С 1991 года по настоящее время руководит Евпаторийской караимской религиозной общиной. По его инициативе был создан фонд восстановления Малой кенассы в Евпатории . В 1992—1995 годах — председатель Евпаторийского национально-культурного караимского общества «Кардашлар» . В ноябре 1994 года вместе с Д. М. Элем и К. С. Батозским осуществил перевоз из Галича в Евпаторию алтаря и религиозной утвари бывшей галичской кенассы , закрытой в 1960 году . В 1998—1999 годах руководил общестроительными работами по восстановлению Малой кенассы . Принимал активное участие в восстановлении Большой кенассы (2005) .

13 февраля 2011 года в Евпатории на IV конференции Духовного управления религиозных организаций караимов Украины избран его председателем . В ноябре 2011 года вместе с женой и сыном Александром совершил паломничество в Святую землю . C 15 августа 2016 года по 6 сентября 2019 года — председатель Централизованной религиозной организации «Духовное управления караимов Республики Крым» . Занимался вопросом передачи в собственность караимской общины бывшего здания Александровского караимского духовного училища в Евпатории, занимаемого Международным центром театрального искусства «Золотой ключик», но Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым заявление Духовного управления караимов было оставлено без рассмотрения .

Состоит в Совете по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Совете министров Республики Крым и Межконфессиональном совете Евпатории . Участвует в деятельности Межконфессионального Совета Республики Крым «Мир – дар Божий», где занимает должность сопредседателя .

Семья

Жена — Галина Владимировна Тирияки (род. 1955), русская . Сыновья:

  • Виталий (Берахья) Викторович Тирияки (род. 1980), выпускник музейного факультета Крымского института культуры, смотритель и хранитель фондов Музея истории и этнографии крымских караимов имени С. И. Кушуль .
    • Внучка — Султан Тирияки (род. 3 февраля 2003) .
  • Александр (Аарон) Викторович Тирияки (род. 1987), экскурсовод при Комплексе караимских кенасс в Евпатории .
    • Внучка — Ева Тирияки (род. 17 февраля 2016) .

Брат — Марк Захарович Тирияки (род. 1963), участвовал в ремонтных работах по восстановлению Комплекса евпаторийских кенасс в 1998—1999 году .

Общественная позиция

Встреча Главы Республики Крым Сергея Аксёнова с председателем Караимского духовного управления Хаджи Давидом Тирияки. Симферополь, 29 декабря 2014 года.

Отрицательно относится к эмиграции части караимов из бывшего СССР в Израиль :

Они делают экономический выбор. Они просто выбирают полное корыто, а не памятники своих предков.

В декабре 2012 года как председатель Духовного управления религиозных организаций караимов Украины выступил против возможного предоставления общине любавичских хасидов киевской кенассы для проведения богослужений, назвав их обращение к Киевскому горсовету «чисто иудейской провокацией» и «обыкновенным рейдерским захватом» .

Во время аннексии Крыма Российской Федерацией с «ноткой уверенности» отметил :

Наша община жила в Крыму при пяти или семи разных правительствах. Но здесь мы всегда на своей земле.

Комментируя события на востоке Украины в ходе заседания 4 сентября 2014 года Межконфессионального совета Крыма «Мир — дар Божий», высказался следующим образом:

Наверное, те, кто развязал сейчас братоубийственную войну на Юго-Востоке Украины, — маловерующие люди. Потому что познавший откровения, живущий по заповедям Всевышнего не возьмёт винтовку, чтобы пойти убивать брата или соседа .

Оценки деятельности и критика

Говоря о караимоведческих работах В. З. Тирияки, историк Татьяна Щёголева заключает, что евпаторийский газзан является представителем «более традиционалистического направления, с более мягкой хазарской ориентацией ». По её мнению Тирияки «пытается возродить религиозные традиции караимов в той форме, в которой они существовали в Крыму и Польше в ранний период гахамства Серайи Шапшала » .

6 февраля 2015 году на расширенном заседании комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений с участием представителей Общественной палаты Республики Крым, Межрелигиозного совета России и Межконфессионального Совета Крыма «Мир — дар Божий» Виктор Тирияки, комментируя высказывание директора Института этнологии и антропологии РАН В. А. Тишкова о возможном включении караимов и крымчаков в перечень коренных малочисленных народов России , заявил, что «караимов фашисты по этническому или религиозному признаку не уничтожали». По мнению историка Михаила Кизилова, это утверждение является неверным, так как, по его словам, «в некоторых населённых пунктах караимов расстреливали именно по этническому признаку, т. е. как евреев» .

Историк Диана Михайлова также считает, что В. З. Тирияки представляет в своих работах умеренную хазарскую (тюркскую) теорию происхождения караимов :

Евпаторийский караимский газзан Виктор (Давид) Тирияки является последователем традиционной модели караизма . Тем не менее он писал, что восточноевропейские караимы были потомками племён Хазарского каганата и местного населения в Крыму. Он сослался на В. Алексеева , который якобы подтвердил их тюркское генетическое происхождение. Тирияки упомянул племена узунов, коменов, калмуков, халачей, борю, кара и других, которые участвовали в караимском «этногенезе» после распада Хазарского каганата. Он написал, что упомянутые этнонимы племён были отражены в караимских фамилиях. Что касается других последователей караизма , Тирияки считает их этническими арабами.

Награды

  • Премия имени С. Э. Дувана (2000; совместно с К. С. Батозским, Б. Э. Кушлю, С. И. Кушуль (посмертно), М. С. Сарачом , С. Б. Синани, Д. М. Элем ) — за восстановление комплекса караимских кенасс Евпатории ;
  • Почётная грамота Совета министров Автономной Республики Крым (8 июня 2004) — за весомый личный вклад в восстановление Евпаторийского комплекса караимских кенас и создание караимского этнографического музея, активную работу по возрождению духовности крымских караимов ;
  • Заслуженный работник культуры Автономной Республики Крым (2009) — за значительные достижения в работе, многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм и в связи с Днём независимости Украины ;
  • Памятная медаль ЦК КПРФ «90 лет Советских Вооруженных Сил» (2009) ;
  • Императорская медаль «Юбилей Всенародного подвига. 1613—2013» (2014, Российский императорский дом ) ;
  • Знак Императорского и Царского Ордена Святого Станислава 2-й степени (16 мая 2016, Российский императорский дом) ;
  • Императорская наследственная медаль «В память 400-летия Дома Романовых» (16 мая 2016, Российский императорский дом) ;
  • Медаль «За доблестный труд» (21 мая 2020, Республика Крым ) — за весомый вклад в укрепление единства, развитие и процветание Республики Крым, добросовестный труд, безупречное исполнение служебных обязанностей и в связи с Днём России .

Библиография

Примечания

  1. Официальный раздел // Известия Духовного управления религиозных организаций караимов. — Евпатория, 2016. — №18 (27). — С. 1.
  2. . Дата обращения: 18 мая 2017. 20 октября 2017 года.
  3. . Дата обращения: 18 мая 2017. 20 октября 2017 года.
  4. . Дата обращения: 18 мая 2017. 20 октября 2017 года.
  5. в электронном банке документов « Подвиг народа » (архивные материалы ЦАМО . Ф. 33 . Оп. 690155 . Д. 6277 . Л. 47 ).
  6. в электронном банке документов « Подвиг народа » (архивные материалы ЦАМО . Ф. 33 . Оп. 686196 . Д. 2013 . Л. 248 ).
  7. Фуки А. И. . — М. : Интерпринт, 1995. — С. 109. — 160 с.
  8. , с. 82.
  9. Примечания // Легенды и предания крымских караимов / сост. В. З. Тирияки. — Евпатория: Оджакъ, 2002. — С. 69. — ISBN 966-572-313-8 .
  10. Шевченко В. Дело Тирияки // Крымская правда . — Симферополь, 1995. — 30 ноября.
  11. Андрей Мельников. . . Независимая газета (4 декабря 2007). Дата обращения: 2 июля 2019. 2 июля 2019 года.
  12. Селюнина В. С. Деятельность евпаторийского национально-культурного караимского общества «Кардашлар» // Этнография Крыма XIX–ХХI вв. и современные этнокультурные процессы: Материалы и исследования. / отв. ред. М. А. Араджиони, Л. А. Науменко. — Симферополь, 2012. — Вып. 3. — С. 227—234. — УДК (477.75):069.8 (G) ] . — ISBN 978-966-174-174-3 .
  13. Ігор Козловський. (укр.) . . ПП «Україна Молода» (11 апреля 2006). Дата обращения: 29 июня 2019. 29 июня 2019 года.
  14. Караимы сегодня // Караимская народная энциклопедия. — СПб. : ООО Издательский дом „Galina scripsit“, 2006. — Т. 5 : Культура крымских караимов (тюрков) / сост. М. М. Казас, Р. А. Айваз. — С. 432—433. — ( Караимская народная энциклопедия : в 6 т. / гл. ред. М. М. Казас ; 1995—2007). — ISBN 5-901495-14-7 .
  15. , с. 83.
  16. Татьяна Дугиль. Сергей Синани: «Мы благодарны всем, кто принимал участие в восстановлении святыни караимского народа!» // Караимская газета : Специальный выпуск к Всемирному фестивалю культуры крымских караимов (8—11 сентября 2005 года). — Евпатория, 2005. — С. 1—2 .
  17. . (20 марта 2011). Дата обращения: 1 июля 2019. 14 сентября 2020 года.
  18. . (18 марта 2011). Дата обращения: 1 июля 2019. 3 марта 2016 года.
  19. . Дата обращения: 11 января 2012. 30 сентября 2013 года.
  20. Тирияки Д. Живая традиция // Известия Духовного управления караимских религиозных организаций Украины. — Евпатория, 2012. — № 2 (11). — С. [7—10]
  21. Официальный раздел // Известия Духовного управления караимов Республики Крым. — Евпатория, 2016. — №21 (30). — С. 2.
  22. . evp.rk.gov.ru (15 января 2015). Дата обращения: 8 сентября 2021. 8 сентября 2021 года.
  23. . mzem.rk.gov.ru . Дата обращения: 8 сентября 2021. 8 сентября 2021 года.
  24. . Дата обращения: 26 мая 2018. 27 мая 2018 года.
  25. . . Прокуратура Республики Крым (11 июня 2015). Дата обращения: 1 июля 2019. 1 июля 2019 года.
  26. Brown, Christa (1999-09-08). . Religion News Service (англ.) . из оригинала 1 сентября 2021 . Дата обращения: 1 сентября 2021 .
  27. . Евпаторийская здравница (4 апреля 2011). Дата обращения: 19 марта 2018. 20 марта 2018 года.
  28. Державні музеї України : довідник (укр.) / Міністерство культури України. — К. , 2014. — С. 11.
  29. Поздравляем! // Караимская газета. Специальный выпуск к II Всенародному съезду крымских караимов (23-25 мая 2003 года). — Евпатория, 2003. — С. 4
  30. Яструб Н. . Евпаторийская здравница (7 августа 2015). Дата обращения: 19 марта 2018. 20 марта 2018 года.
  31. Зайцев Д. . Crimea Holiday (5 июля 2017). Дата обращения: 19 марта 2018. Архивировано из 19 марта 2018 года.
  32. Евпатория : хроника // Известия Духовного управления караимов Республики Крым. — Евпатория, 2016. — № 19 (28). — С. 17
  33. Синани С. ...И камни оживают от тепла человеческих рук и сердец // Евпаторийская здравница . — 1999. — 2 сентябрь ( № 139 (15572) ). — С. 2 .
  34. . . Религиозно-информационная служба Украины (14 декабря 2012). Дата обращения: 28 июня 2019. 3 сентября 2014 года.
  35. Lavin, Talia (2014-03-26). . Jewish Telegraphic Agency (англ.) . из оригинала 2 июня 2021 . Дата обращения: 8 августа 2020 .
  36. . . Новоросс.info (4 сентября 2014). Дата обращения: 28 июня 2019. 23 декабря 2019 года.
  37. Щёголева Т. // Тирош: Труды по иудаике / отв. ред. Е. Ремпель, В. Членов. — М. , 2003. — Вып. 6 . — С. 226 . 8 мая 2021 года.
  38. Кизилов М. Б. Мифологизация Холокоста караимскими общинами России и Израиля // Холокост: 70 лет спустя : Материалы Международного Форума и 9-й Международной конференции «Уроки Холокоста и современная Россия». — М. , 2015. — С. 116 .
  39. В общественной палате Крыма // Известия Духовного управления религиозных организаций караимов. — 2015. — Апрель ( № 15 (24 ). — С. 1 .
  40. Diana Mykhaylova. (англ.) . — Helsinki: Helsinki University Printing House, 2018. — P. 16, 154. — 290 p. — ISBN 978-951-51-4452-2 . 1 августа 2021 года.
  41. . Дата обращения: 19 октября 2017. 20 октября 2017 года.
  42. Алексей Васильев. . (19 апреля 2014). Дата обращения: 1 июля 2019. 1 июля 2019 года.
  43. . Дата обращения: 18 мая 2017. 1 декабря 2017 года.
  44. . www.crimea.gov.ru . Госсовет Республики Крым (21 мая 2020). Дата обращения: 20 июня 2020. 22 июня 2020 года.

Литература

  • Просветительство // Караимская народная энциклопедия. — СПб. : ООО Издательский дом „Galina scripsit“, 2006. — Т. 5 : Культура крымских караимов (тюрков) / сост. М. М. Казас, Р. А. Айваз. — 448 с. — ( Караимская народная энциклопедия : в 6 т. / гл. ред. М. М. Казас ; 1995—2007). — ISBN 5-901495-14-7 .

Ссылки

Источник —

Same as Тирияки, Виктор Захарович