Interested Article - Кинотрест Эдисона

Компания кинопатентов ( англ. Motion Picture Patents Company , MPPC , также известная как «Трест Эдисона» ) — американский кинематографический картель , созданный в декабре 1908 года по инициативе Томаса Эдисона .

История компании

Основатели Компании кинопатентов, 1908

С момента изобретения « Кинетоскопа », Эдисон считал себя единоличным правообладателем всех кинотехнологий, и не прекращал попытки монополизировать доходы от кинопроизводства и кинопроката в пределах США. Большинство патентов , защищавших основные элементы конструкции киноаппаратуры, на территории США принадлежали компании Эдисона. В конце 1907 года её юристы предложили закончить «патентную войну» владельцам наиболее крупных кинопредприятий страны. Для этого кинокомпании должны были объединиться в картель и выплачивать Эдисону определённый процент за право пользования его патентами, без которых кинопроизводство и прокат кинофильмов запрещались в судебном порядке. Задуманный союз получил бы монополию на территории США, избавив своих участников от ставших традиционными судебных тяжб, однако, потеря самостоятельности не устроила большинство компаний, отклонивших первое предложение Эдисона.

В результате долгих переговоров 18 декабря 1908 года было объявлено о создании «Компании кинопатентов», в которую вошли, сохранив свою самостоятельность, следующие фирмы: « студия Эдисона », « Байограф », « Вайтограф », « », « Эссеней », « », « Калем » и американские филиалы французских студий — « Пате » и « Мельеса » . Было выпущено девять лицензий без права включения дополнительных членов по формальной причине их «неявки» на учредительное собрание. Участники объединения по-прежнему имели свои самостоятельные студии и подчинялись компании только по общим организационным вопросам, выплачивая незначительные отчисления. Остальные игроки американского кинорынка были обязаны отчислять новому картелю огромные суммы за право снимать и демонстрировать кинофильмы . Атака на независимый кинопрокат началась 24 декабря 1908 года: этот день известен в истории кинематографа , как «Чёрное Рождество». Из 800 нью-йоркских кинозалов полиция закрыла 500 под предлогом нарушения патентного права .

Представительства иностранных компаний, не вошедшие в картель, и не желавшие уходить с американского рынка, в феврале 1909 года основали International Projecting & Producing Company, быстро проигравшую войну с «трестом Эдисона», как стали называть новую монополию её противники. Американские кинопроизводители и прокатчики, не вошедшие в трест, также отказалась ему подчиниться и объявили себя «независимыми». Эта группа непокорённых дельцов вела непрекращающуюся войну с компанией кинопатентов, отказываясь платить отчисления, которые считала незаконными. Чтобы избежать судебного преследования, «независимые» снимали фильмы аппаратурой европейского производства (« Пате », « Гомон », « ») и на французскую киноплёнку. Эдисон пытался препятствовать этому, используя патент на петлю Латама , необходимую для работы любых киносъёмочных аппаратов . Однако, контроль за соблюдением этого ограничения оказался практически невозможным. Руководство компании стало прибегать к криминальным методам, чтобы вернуть свою монополию. В ответ на это, независимые кинопроизводители стали переносить свои студии с восточного побережья США на западное, скрываясь от преследования.

Для общественности всё очевиднее становился факт, что компанию кинопатентов интересуют доходы, а не качество кинопродукции, стремительно падавшее у «легальных» киностудий. Участники картеля были не в состоянии насытить рынок достаточным количеством фильмов, вынудив свои киносети покупать их у независимых киностудий. Кроме того, деятельность компании противоречила антимонопольному законодательству . Джордж Истмен, в своё время поддержавший трест Эдисона, тем не менее был заинтересован в конкуренции кинопроизводителей, способствующей росту продаж киноплёнки. В 1913 году в результате судебного процесса «Соединённые Штаты Америки против Компании кинопатентов» ( англ. US vs Motion Picture Patents Company ), был вынесен вердикт о прекращении деятельности треста.

Роль независимых киностудий

20 марта 1909 года «независимые» образовали союз, в который вошли почти 60 членов, в частности Кессель, Бауман, Вильям Фокс . 12 апреля к ним присоединился Карл Леммле , владевший разветвлённой киносетью . Участники союза стали переносить производство фильмов на западное побережье США, подальше от агентов кинотреста. Возникают новые фирмы « Юниверсал », « », «ИМП», студии которых находились как в Нью-Йорке , так и в Калифорнии . Наиболее популярным среди «независимых» постепенно становится небольшой посёлок Голливуд — предместье Лос-Анджелеса , возникшее на месте испанской колонии. Естественные природные условия: обилие солнечных дней, необходимых для киносъёмки, и уникальный ландшафт, способствуют росту популярности этих мест для создания новых киностудий. Постепенно Голливуд из посёлка превращается в крупный город и становится центром американской киноиндустрии.

См. также

Примечания

  1. .
  2. . «Кинодороги». Дата обращения: 13 сентября 2015. Архивировано из 3 октября 2015 года.

Литература

  • Жорж Садуль . Всеобщая история кино / В. А. Рязанова. — М.,: «Искусство», 1958. — Т. 1. — 611 с.

Ссылки

  • ' New York Times October 2, 1915
  • [inventors.about.com/library/inventors/bl_Edison_Motion_Pictures4.htm History of Edison Motion Pictures: Litigation and Licensees]
Источник —

Same as Кинотрест Эдисона