Костёл Святого Стефана (Вильнюс)
- 1 year ago
- 0
- 0
Костёл Святого Антония Падуанского ( чеш. Kostel svatého Antonína Paduánského ) — римско-католический приходской храм в неоготическом стиле, расположенный на площади Штросмайера в пражском районе Голешовице ( Прага 7 ). Внешний вид костёла, в особенности пары его колокольных башен, был частично позаимствован у облика знаменитого пражского храма Девы Марии пред Тыном .
До конца XIX века территория района Голешовице - относилась к Бубенечскому приходу, а богослужение для его жителей проводилось в небольшом на современной Костелной улице. В 1886 году , через два года после административного включения Голешовице в состав Праги, был создан общественный комитет для организации строительства в Голешовице нового храма. В 1899 году было учреждено Духовное управление для Голешовице при костёле Святого Климента. В 1906 году архитектором , многолетним соратником Йосефа Моцкера , был разработан проект будущего костёла в псевдоготическом стиле, который решено было освятить в честь Святого Антония Падуанского . Согласно этому проекту, костёл длиной в 51 метр состоял из трёх нефов высотой 21 метр и имел две башни высотой 58 метров (63 — вместе с наконечниками). Земельный участок для строительства храма был предоставлен Йосефом Рихтером, землевладельцем из Бубни .
Краеугольный камень в основание храма Святого Антония Падуанского в Голешовицах был заложен и освящён 25 октября 1908 года , в том же году был построен фундамент и цоколь здания. Костёл строился в 1908 — 1911 годах по проекту Франтишека Микша и академического скульптора в стиле неоготики . Однако из-за окончания финансовых средств строительство пришлось приостановить. Благодаря усилиям венское правительство выделило существенную сумму денег и в сентябре 1912 года строительство было возобновлено. Постоянным недостатком средств в течение всего периода строительства объясняется тот факт, что большинство архитектурных элементов костёла было изготовлено не из природного, а из искусственного камня, что однако никак не сказалось на качестве их создания .
Строительство было закончено в 1914 году . 25 октября того же года, в день шестой годовщины заложения костёла, он был освящён архиепископом Праги кардиналом Львом Скрбенским . Поскольку в то время уже началась Первая мировая война, освящение храма прошло без лишних торжеств и финансовых затрат. Первым священником костёла Святого Антония Падуанского стал Антонин Непил .
Костёл первоначально имел два колокола производства фирмы Diepold , которые в 1916 году были конфискованы для военных нужд. В 1920 году из костёла Святого Климента на южную башню храма Святого Антония Падуанского был перенесён малый колокол «Климент» весом 400 кг, отлитый в 1572 году мастерской Брикци. В 1923 году были освящены два новых колокола, произведённые фирмой Herold . Работы по украшению интерьера и фасада костёла продолжались ещё и в 20-х годах XX века: в 1924 году в северном боковом нефе рядом с главным входом в храм был построен макет Лурдского грота , автором которого был скульптор Малинский (в следующем году композиция была дополнена статуей Девы Марии, макет располагается на своём месте по сей день), а в 1926 году внешнее обрамление сводчатого балдахина главных ворот было дополнено двумя статуями чешских святых работы скульптора Пршителя. 13 июня 1926 года статуи чешских святых и новый большой колокол «Антонин» были освящены пражским ауксилиарием Антонином Подлагой. Витражные окна храма были установлены по проекту Антонина Кписана постепенно в период с 1914 по 1927 годы на пожертвования отдельных лиц, чьи имена, как правило, указаны в нижней части окон .
Ни один из трёх новых колоколов храма не пережил Вторую мировую войну. После прихода к власти коммунистов из Пражского града был удалён колокол «Вацлав», являющийся копией филадельфийского Колокола Свободы , подаренный в 1919 году президенту Масарику американскими соотечественниками. По неизвестной причине колокол был помещён на хранение в храмовый зал костёла Святого Антония Падуанского, где и находился до 80-х годов XX века. В 1980 году на праздник Святого Иосифа колокол «Вацлав» был освящён, после чего с разрешения властей помещён на северную башню костёла .
В 70-х годах XX века была проведена генеральная реконструкция храмового органа с тремя мануалами, созданного голешовицким органным мастером Йосефом Губичкой. Выпускная система пневматической трактуры органа была заменена на напорную, а расположение органа изменилось настолько, что он утратил свой первоначальный « романтический » характер. После Рождества 2001 года был проведён следующий ремонт органа, в ходе которого пневматическая трактура была заменена электромагнитной, а также был перестроен пульт органа .
В 2010 году была проведена масштабная реставрация архитектурных элементов центральной части главного фасада (от лестницы до щипца ). Общая сумма затрат на проведение реставрационных работ составили 1 525 000 крон , большую часть которой предоставил . В 2014 году была проведена замена оригинальной кровли северной башни костёла, пострадавшей от времени, а также исправлены некоторые дефекты каменной отделки фасада и башни .
|
|
|
|
|
||||
Центральное окно фасада
с масверком |
Статуя
Святой Людмилы
на главных воротах |
Костёл Святого Антония Падуанского
на площади Штросмайера |
Статуя
Святого Вацлава
на главных воротах |
Неоготический фасад храма |
Внешний вид трёхнефного костёла Святого Антония Падуанского, в особенности пара его колокольных башен, был частично позаимствован у облика знаменитого пражского храма Девы Марии пред Тыном . Башни костёла высотой 63 метра являются доминантой центра района Голешовице и несут на себе два колокола — «Климент» весом 400 кг (в южной башне), отлитый в 1572 году (в 2001 году колокол объявлен памятником культуры), и «Вацлав» весом 1200 кг (в северной башне), являющийся копией филадельфийского Колокола Свободы и дарованный американскими соотечественниками президенту Масарику в 1919 году . Щипец фасада храма украшена тремя статуями из песчаника работы скульптора , изображающими Святого Антония Падуанского (в центре) и Святых Кирилла и Мефодия (по бокам от Святого Антония). Сводчатый тройной балдахин главных ворот костёла украшен двумя более поздними скульптурами чешских святых — Святой Людмилы и Святого Вацлава .
Главный алтарь храма имеет перед собой менсу из сливенецкого мрамора — дар Антонина Непила, первого священника этого костёла. Автором скульптурного оформления кафедры , дарованной храму архиепископом Львом Скрбенским , и алтарей также является Штепан Залешак. Главный алтарь украшен его статуями Святого Антония Падуанского, Святого Вацлава и Святого Яна Непомуцкого , а кафедра — четырьмя рельефными изображениями евангелистов . Справа от входа в пресвитерий , в окончании южного нефа находится алтарь Девы Марии, подаренный костёлу пражским ауксиларием Франтишеком Брусаком. Этот закрывающийся трёхстворчатый алтарь был сделан из дерева и украшен образами работы академического художника Антонина Крисана. Над центральной створкой алтаря помещён образ Девы Марии Староболеславской. Слева от входа в пресвитерий, в окончании северного нефа находится алтарь Божественного сердца Господня. Этот резной алтарь был изготовлен резчиком Мразом и установлен в 1922 году. Центральная скульптура алтаря была создана выдающимся чешским скульптором Ченеком Восмиком , а автором алтарных образов является Антонин Крисан. Перед алтарём стоит мраморная купель . В центральной части южного нефа в 1990 году было устроено специальное хранилище, в котором в период рождественских праздников выставляется так называемый «Славянский Вифлеем », созданные резчиком Вацлавом Цвецлой .
В передней (восточной) части южного нефа располагается алтарь с центральным образом «Положение во гроб» , являющимся копией оригинальной картины Рафаэля Санти , изготовленной профессором Шульцем в 1924 году. Меньшие образы алтаря, изображающие Святого Иосифа и Святого Антония, являются работой А. Крисана. В центральной части южного нефа находится так называемый «Гобеленовый алтарь» Святого Креста, поставленный в 1924 году. Настенный образ Распятого Христа был написан художником братом Панталеоном Майером, монахом Эммаусского монастыря . Последним алтарём южного нефа является алтарь Святой Агнессы Чешской , расположенный в его западной части. Этот алтарь был создан скульптором Малинским, освящён кардиналом Кашпаром в 1934 году, но окончательно закончен только в 1937 году .
|
|
|
|
|
||||
Кафедра храма |
Алтарь Девы Марии
в окончании южного нефа |
Главный алтарь |
Алтарь Божественного сердца
Господня в окончании северного нефа |
Алтарь Святой Анежки
Чешской в южном нефе |