Interested Article - Церковь Девы Марии Снежной (Прага)
- 2020-09-29
- 1
Церковь Девы Марии Снежной — готический зальный костёл в Новом городе Праги , недалеко от Вацлавской площади . Адрес: площадь Юнгмана, 753/18. Заложен в 1347 году императором Карлом IV . Из первоначального монументального проекта были осуществлены только пресбитерий и амбит. При высоте 31,5 метра это один из самых высоких храмов Праги.
В названии храма отражена легенда о «снежном чуде», когда в августе 352 года Дева Мария указала место строительства римской базилики в свою честь тем, что на этом месте неожиданно выпал снег .
История
Пражский монастырь кармелитов был заложен императором Карлом IV 3 сентября 1347 г., то есть на следующий день после его коронации. Государь подарил нищенствующему (с 1245) ордену кармелитов вместе с разрешением на строительство монастыря большой участок земли и древесину, из которой был построен зал для коронационного пиршества. От сдачи в аренду северо-западной части участка (на котором были построены дома и лавки Курного рынка) орден в дальнейшем получал и денежные средства на строительство. Дополнительный доход поступал от индульгенций и пожертвований горожан.
Коронационный храм был задуман как двухбашенная трёхнефная базилика длиной в 100 метров, с высотой среднего нефа 40 метров. Такие размеры позволили бы ему конкурировать с кафедральным собором Святого Вита и цистерцианским монастырем в Збраславе . Однако завершены были только пресбитерий (освященный в 1379 году), нижняя часть портала и одна «высокая красивая башня».
Строительство башни и нефа зального храма, в соответствии с результатами археологических исследований Юлии Рихтеровой (1981), началось в первой половине XV века, но было прервано гуситскими войнами . В то время в церкви служил гуситским проповедником Ян Желивский . Во время гуситских войн здание было повреждено, с башни был сбит колокол, а затем совсем заброшено монахами и стало ветшать. К концу XV века кармелиты возобновили службы в храме, но отсутствие келий не позволяло вести полноценную монашескую жизнь. В 1566 г. обрушились готические своды церкви.
В 1603 г. император Рудольф II подарил руины недостроенного монастыря босыми францисканцами . В 1611 г., во время осады Праги имперско-баварскими войсками, произошло нападение лютеран на церковь и монастырь, при котором было убито 14 монахов. В 2012 г. эти « » были беатифицированы .
Францисканцы за 15 лет достроили церковь, которая 14 мая 1625 года была освящена пражским архиепископом Арноштом Гаррахом . Обрушившиеся готические своды были заменены конструкцией в ренессансном стиле (сетчатые ренессансные своды с изображением звездного неба, Девы Марии, Пресвятой Троицы и святых); также была завершена входная пристройка с хорами .
Обустройство барочного интерьера продолжалось до второй половины XVII века, когда также был достроен монастырь. Во внутреннем дворе была построена однонефная часовня Девы Марии Королевы , называемая «Порцинкульская» (снесена в 1878 году).
Архитектура и убранство
Существующая церковь — пресбитерий неоконченного проекта готического храма кармелитского монастыря — состоит из большого продольного пространства пяти узких арочных дуг, которое сведено ренессансными сетчатыми сводами. В фасаде передней (то есть западной) стены находится окно-«роза» . Контур церкви внешне расчленяют опорные столбы. Всю стену между ними занимают высокие готические трехсекционные окна, в эпоху Возрождения сниженные и оснащенные новыми масверками . Останки готической кладки боковых нефов сохранились в барочных капеллах, посвященных Деве Марии и Яну Непомуцкому.
Внешний вид
Над ренессансным главным порталом при общем восстановлении церкви в 1900 г. была добавлена мозаика Девы Марии Снежной, выполненная Виктором Фёрстером . Выше мозаики отчасти сохранилось подлинное готическое окно-«роза».
На северной стороне от главного хора находится боковой неф , который значительно ниже хора, от которого сохранились только наружные стены. Главный хор построен на принципе «каркасной» конструкции (окна заполняют всю площадь между опорными столбами для достижения максимально возможного светового эффекта), в боковом нефе стены между отдельными опорами выполнены каменной кладкой. Для некоторых архитектурных элементов был использован другой вид камня. Соотношение между главным хором и боковым нефом не стандартно: опорная система хора нелогично западает в боковой неф, геометрические детали частей постройки неоднородны. Вызвано это тем, что в 1379 году (после завершения строительства боковых капелл и до начала возведения главного хора) в проект храма были внесены изменения, призванные увеличить высоту хора.
Усиленная кирпичная кладка на западных концах боковых нефов свидетельствует о том, что над ними предполагалось надстроить по башне. О существовании северной башни свидетельствуют фрагменты, сохранившиеся по сей день. В западной части северной капеллы уцелели останки стен (до 220 сантиметров в ширину и более метра в высоту) и останки винтовой лестницы, которая закреплена в юго-восточном углу в каменной кладке капеллы. Эта башня была, вероятно, достроена уже на первом этапе строительства вместе с северной капеллой. Уже в 1434 г. башню частично снесли: по данным летописи ордена рыцарей креста с красной звездой с неё был сброшен колокол. В 1683 г. башня окончательно обрушилась.
Тимпан
Над калиткой, ведущей на территорию монастырского кладбища, был размещен оригинал тимпана из неоконченного храмового портала, к настоящему времени заменённый копией. На горельефе изображен иконографический мотив «Трон Божьей мудрости». На небесном престоле восседает Бог-Отец, который в руках держит крест со своим распятым сыном, Иисусом Христом, над которым летает голубка святого Духа. Это один из самых значительных скульптурных памятников высокой чешской готики, не относящихся к школе Парлержа .
Сцену треугольного тимпана внизу дополняют две стоящие на коленях фигуры донаторов : их головы не сохранились, поэтому учёные спорят об их идентификации. В соответствии с двумя сохранившимися гербами, изображающими чешского двухвостого льва и моравскую клетчатую орлицу, наиболее распространено мнение, что фигуры изображают Карла IV и его первую жену Бланш из династии Валуа (Файт-Главачкова). Существуют также гипотезы, что фигуры изображают либо Карла IV и его брата маркграфа Яна Генриха (Опитз), либо короля Иоанна Люксембургского и его сына Карла (который до 1347 года был маркграфом Моравии).
Оригинал тимпана был снят при реставрации площади бывшего Курного рынка в 1910 г. и выставлялся в лапидарии Национального музея , откуда его переместили в экспозицию бывшего монастыря святого Георгия ( Пражский Град ). После её закрытия в 2012 г. тимпан был перевезен в загородный депозитарий.
Во дворе перед церковью стояла Лоретанская капелла, окруженная амбитом. Её заказчиками (донаторами) были Фердинанд Берхтольд, граф из Угерчиц (1657—1720), с женой Уршулой из рода Вртбов. В 1692 г. капелла была перестроена, а в 1878 году снесена.
Интерьер
Внутреннее пространство хора в настоящее время, по сравнению с первоначальным состоянием, гораздо ниже. Первоначальные готические крестовые ребристые своды, которые достигали высоты 34 метров, в конце XVI века были полностью разрушены. Во время реконструкции монастыря францисканцами храмовое пространство было перекрыто сетчатыми ренессансными сводами меньшей высоты. Естественно, вместе с этим снизились и окна. Следы первоначальных готических сводов можем наблюдать на чердаке церкви. Арки окон видны и снаружи.
В интерьере церкви сохранился ряд ценных памятников раннего барокко . Прежде всего, это одно из самых монументальных произведений пражской алтарной архитектуры того времени — алтарь с колоннами высотой 29 метров и группой «Голгофа», изображающей Христа, св. Иоанна Евангелиста и Деву Марию . Алтарь был создан в 1649—1651 гг. неизвестным резчиком по дереву. Автором нижнего алтарного изображения, которое представляет собой легенду об основании римской церкви Девы Марии Снежной , является пражский художник Антонин Стевенс.
На левом боковом алтаре находится написанная маслом картина «Благовещение» В. В. Рейнера , характерная для зрелого барокко. Картина была реставрирована академистом Франтишком Фишером в 1929—1930 гг. В то же время он создал копию, которая осталась в его владении.
В позднем готическом стиле выполнена оловянная купель конца XV века, с крышки которой была украдена барочная скульптура св. Иоанна Крестителя .
В полу церкви находится ряд усыпальниц известных личностей, другие тела были помешены в гробницу под пресбитерием. В церкви, например, похоронен граф — командир имперских войск Рудольфа II, казнённый в 1605 году за организацию убийства брата конкурирующего генерала.
Примечания
- . pms.ofm.cz. Дата обращения: 28 июня 2018. 22 июня 2018 года.
- . Дата обращения: 28 декабря 2023. 14 января 2023 года.
- . Дата обращения: 14 января 2023. 14 января 2023 года.
Литература
- Dr. Jan Kapistrán Vyskočil. = Šest století kostela a kláštera u Panny Marie Sněžné (чешск.) . — 1. — Praha: Atlas, 1947. — P. 181.
- Pavel Kalina, fot. Jiří Koťátko. = Praha 1310-1419. Kapitoly o vrcholné gotice (чешск.) . — Praha: Libri, 2004. — P. 237. — ISBN 80-7277-161-2 .
- a kol. Kostel P. Marie Sněžné // Umělecké památky Prahy. Nové Město , Vyšehrad , Vinohrady ( Praha 1 ) (чешск.) . — Praha : Academia , 1998. — Vol. 2. — S. 144-151. — 839 S. — (Umělecké památky Prahy). — ISBN 80-200-0627-3 .
- Josef Opitz. = Sochařství v Čechách za doby Lucemburků (чешск.) . — Praha: Jan Štenc, 1935. — P. 125.
- Albert KUTAL , České sochařství doby lucemburské (1350-1420). Praha 1962.
- Jiří FAJT, Hana HLAVÁČKOVÁ , Ikonografie tympanonu od Panny Marie Sněžné, in: Bulletin Národní galerie
- 2020-09-29
- 1