Первый Никейский собор
- 1 year ago
- 0
- 0
25 е — первый день — советский мультипликационный фильм , дебютная работа режиссёров Юрия Норштейна и Аркадия Тюрина . Фильм-плакат к 50-летию Октябрьской революции . Фрагменты из музыки Дмитрия Шостаковича . Фильм создан на основе произведений советских художников первых лет Революции — Лентулова , Альтмана , Петрова-Водкина и других.
В книге «Сказка сказок» Юрий Норштейн пишет:
«„25 е — первый день“, моя первая работа (совместно с Аркадием Тюриным ), сделана в 1967 — 1968 годах . Мы задумывали революционно-романтический этюд, в котором живопись русского и европейского авангарда 10 - 20-х годов соединилась с музыкой великого композитора Дмитрия Шостаковича . Живопись этого времени невероятно кинематографична ; в ней скрыта, сжата метафизика времени. Мы делали фильм с ощущением Революции как начала мощного культурного процесса. Нас вдохновлял тот факт, что произведения художников были наполнены идеей обновления мира, творения своей судьбы.
Список художников, чьи произведения были взяты в основу фильма, впечатляет: Татлин , Петров-Водкин , Шагал , Филонов , Альтман , Малевич , Дейнека , Пименов , Лисицкий . Мы использовали графику Маяковского ( стала названием фильма), Юрия Анненкова , Чехонина , Лебедева , Чупятова . Из европейских художников — Жорж Брак . Именно его живописное звучание стало основой эпизода „ Штурм “. Финал фильма строился на живописи Филонова „Гимн Городу“ и „Формула Революции“, на стихах французского поэта Поля Элюара , в которых говорилось о братстве людей. Ангел Шагала летел над праздничной демонстрацией.
Мы с моим соавтором, Аркадием Тюриным , на себе испытали силу политической редактуры. Нас заставили выбросить эпизод, сделанный по гравюре Фаворского „Ленин и Революция“. Вместо него в фильме плакатный Ленин, на фоне всего монтажного куска ставший чудовищем. Нам пришлось убрать недоснятый финал. Фильм так и не появился в задуманном варианте.
И всё же я не жалею о сделанном. Прежде всего потому, что через фильм я открыл великое искусство 10-20-х годов. Именно это искусство позволило разглядеть огромные эстетические возможности мультипликации, почувствовать новую изобразительную драматургию. Через эту работу я открыл, что мультипликация есть пластическое время. Этот фильм повлиял на всю последующую мою работу.
И ещё один урок. Этот фильм научил меня не идти ни на какие уступки, если они не согласуются с твоей совестью.»
В программе «Мир анимации или анимация мира» Юрий Норштейн так вспоминал о фильме: «Вот это было первое, за что нам сразу дали как следует по шапке. Это на шесть лет отодвинуло от меня режиссуру.»