«Возникла литературная портретная галерея, которую Пикуль назвал историческими миниатюрами. Это ультракороткие романы, в которых биография личности спрессована до предела выразительности».
Каждая миниатюра рассказывает о личности, зачастую забытой, затерявшейся на просторах
российской истории
. Герои миниатюр — это как известные деятели, так и люди, чьи имена не на слуху, но каждый из них внес свой вклад в историю, причём не только российскую. Многие из миниатюр проникнуты
патриотическим
чувством.
Чаще всего миниатюра рождалась за одну ночь, но её написанию могли предшествовать годы кропотливой работы по сбору информации о человеке, который становился её главным героем. В отличие от романов, миниатюры давали возможность В. Пикулю высказать свои мысли и отношение к определённым вещам не через уста героев, а напрямую читателю.
«Под золотым дождём»
— история создания
Рембрандтом
картины «
Даная
», которая сейчас находится в
Эрмитаже
. Его жёны и спутницы позировали для картины. И история появления картин Рембрандта в Российской империи благодаря щедротам императрицы Екатерины II.
«Дуб Морица Саксонского»
— история жизни незаконнорождённого
Морица Саксонского
. Его природная красота, храбрость и умения представиться светскому обществу вознесли его высоко. Не хватало лишь титула и короны. Но судьбе было неугодно сделать его королём. Зато одарила талантом полководца. Его настоящая любовь — актриса
Адриенна Лекуврёр
.
«Что держала в руках Венера»
— история обнаружения знаменитой древнегреческой статуи
Венеры Милосской
.
Иностранцы в России
«Доро́гой Ричарда Ченслера»
(другой вариант
«„Бонавентуре“— добрая удача»
) — детали путешествия английской эскадры в северные моря в XVI веке. Искали дорогу в Индию и в богатые северные страны, а попали к
поморам
. Уже оттуда отправились в Москву. Царь
Иван Васильевич Грозный
принял радушно англичан.
Ричард Ченслер
представился послом. Так англичане увидели Россию, а Россия — англичан.
«Калиостро — друг бедных»
— история жизни известного графа
Алессандро Калиостро
. Его путешествия, в том числе и в Россию. Маг, целитель и масон. Развеян миф о его шарлатанстве.
«Повесть о печальном бессмертии»
— история пребывания
Франческо Арайи
в России. Одарённый композитор посвятил свой талант восхвалению российского престола. Автор первой русской оперы,
либретто
написал
А. П. Сумароков
.
«Из пантеона славы»
— история жизни композитора
Доменико Чимарозо
. По приглашению князя
Потёмкина
работал в
Российской империи
. Из-за болезни жены вернулся в
Неаполь
. Он стал свидетелем восстания против французского владычества и имел неосторожность поддержать восставший народ. Власть и знать
Неаполя
не простила этого ему и отправила композитора в ссылку. Умер в
Венеции
.
«Коринна в России»
— несколько набросков о жизни писательницы
де Сталь
в России.
«Секретная миссия Нарбонна»
— история разведывательной миссии французского дипломата
Луи Нарбонна
в Россию, накануне вторжения Наполеона в 1812 году.
«Судьба баловня судьбы»
— история жизни шведского политика
Армфельта
, перешедшего на службу в Россию. Генерал-губернатор Финляндии. При присоединении Финляндии к России — оговорил особые условия автономии Финляндии.
«В ногайских степях»
— эпизоды из жизни немцев в России и эпизоды из жизни основателя заповедника Аскания-Нова
Фальц-Фейна
.
«Кровь, слёзы и лавры»
— история жизни прусского государственного деятеля
Генриха Карла Штейна
, некоторое время служившего российскому императору Александру I.
«Одинокий в своем одиночестве»
— история жизни немецкого физика и химика
Теодора Гротгуса
.
«Пулковский меридиан»
— об основателе Пулковской обсерватории Василии Струве.
«Через тернии — к звёздам»
— история жизни немецкого композитора
Рихарда Вагнера
, в период когда он жил и работал в Риге.
«Старая история с новым концом»
— история рейда немецких крейсеров «
Гебен
» и «
Бреслау
» в Чёрное море в 1914 году.
«Аввакум в пещи огненной»
— история жизни протопопа
Аввакума
. История о его несгибаемой вере. Все свои мысли подвижник вложил в произведение — «
Житие
».
«„Императрикс“ — слово звериное»
— история происхождения слова «императрикс», выдуманного поэтом
Василием Кириловичем Тредиаковским
. За неосторожное употребление слова пострадали купцы, вельможи, священнослужитель и сам поэт.
«Маланьина свадьба»
— история происхождения поговорок про Маланьину свадьбу. Про род донских казаков Ефремовых.
Степан Данилович Ефремов
, войсковой атаман Донского казачьего войска, влюбился в красивую казачку Маланью. Очень богатую свадьбу сыграли, так что даже до наших пор дошли поговорки.
«Цыц и перецыц»
— описываются странности жизни
Прокофия Акинфиевича Демидова
. Его методы и способы общения с людьми. Практиковал насмешки и издевательства над людскими пороками.
«Прибыль купца Долгополова»
— история из жизни купца
Астафия Трифонова Долгополова
. Потеряв деньги при продаже овса для кавалерии
Петра III
, решил вернуть с
Емельяна Пугачёва
, а не получив от него, решил получить деньги от
Екатерины II
на подкуп казаков. В конце концов его поймали и клеймили как вора.
«Трудолюбивый и рачительный муж»
— история жизни
Петра Иваныча Рычкова
. Чиновник, краевед и географ, первый член-корреспондент Академии наук. Способствовал развитию южных регионов
Российской империи
. О его заслугах перед Россией.
«Ржевский самородок»
— история жизни
ржевского
крестьянина Терентия Ивановича Волоскова. Перенял от отца мастерство изготовления красок. Создал пунцовый ярчайший
кармин
. Поставлял краски для
Академии художеств
Российской империи
. Любил мастерить. Создал механические часы с временами года, с движением фигур Солнца и Луны.
«Шедевры села Рузаевки»
— история появления печатного издательства в
Рузаевке
. Её создатель
Николай Еремеевич Струйский
писал стихи и для своих нужд основал частную типографию. Стихи его были низкого качества, зато книги и печатные издания — лучшие в России и Европе.
«Досуги любителя муз»
— история жизни писателя и архитектора
Николая Александровича Львова
. Поэт и архитектор, дипломат и песенник, балетмейстер и механик, музыкант и фольклорист, садовод и художник, гравер и скульптор, конструктор машин и гидротехник, иллюстратор и редактор книг. И наконец, он прекрасный печник.
«Бесплатный могильщик»
— история жизни
Александра Лужкова
, служившего
Екатерине II
библиотекарем. Был бескорыстен и помогал бедным. Уйдя в отставку и получив участок земли, там бесплатно хоронил умерших бездомных. Не боялся спорить с императрицей на темы государственного устройства.
«Есиповский театр»
— на этот раз
Пикуль
приглашает своего читателя в
театр
. Только не в московский или петербургский, которые подробно описаны в солидных монографиях, а в глухомань старой русской провинции, где в конце
XVIII
столетия насчитывалось около двухсот
частных театров с крепостными
Анютками и Тимохами, которые по вечерам, подоив коров или наколов дровишек, дружно входили в благородные роли Эвридик и Дидон, Эдипов и Фемистоклов. После самых кровавых трагедий публика, естественно, требовала развлечений.
«Музы города Арзамаса»
— о первой в России провинциальной школе живописи.
«Сын Аракчеева — враг Аракчеева»
— рассказ о фаворите российского императора Александра I генерале
Аракчееве
и о его мнимом сыне Михаиле Шумском.
«Николаевские Монте-Кристо»
— рассказ о воровстве в царствование российского императора Николая I и о деле хищения тайным советником
Политковским
инвалидного капитала.
«Доброе старое время»
— о русском сыщике Карле Шерстобитове.
«Господа, прошу к барьеру»
— рассказ о причинах состоявшейся в 1872 году дуэли публициста
Жохова
и адвоката
Утина
.
«Михаил Константинович Сидоров»
— история жизни российского предпринимателя и исследователя
Михаила Сидорова
.
«Клиника доктора Захарьина»
— рассказ о замечательном враче
Григории Захарьине
.
«Вольный казак Ашинов»
— рассказ о русском искателе приключений
Николае Ашинове
.
«Человек, переставший улыбаться»
— рассказ о русском революционере партии «Народная Воля», сотруднике Третьего отделения
Николае Клеточникове
. Благодаря ему Революционный центр своевременно узнавал о непредвиденных арестах.
«Свеча жизни Егорова»
— история жизни русского живописца
Алексея Егорова
.
«Резановский мавзолей»
— история жизни русского дипломата
Николая Резанова
и его любви к дочери испанского коменданта Сан-Франциско
Кончиты Консепсьон
.
«Жизнь генерала-рыцаря»
— история жизни генерала
Кульнёва
, героя войны со шведами за Финляндию, погибшего в
бою под Клястицами
.
«Конная артиллерия марш-марш!»
— история жизни генерала
Костенецкого
, героя Отечественной войны 1812 года.
«Как сдавались столицы»
— история участия военного писателя
Владимира Левенштерна
в обороне австрийской столицы Вены от французов.
«Две старые картины»
(или
«Мир во что бы то ни стало»
) — история попытки Наполеона, после захвата Москвы, заключить мир с Александром I, и о переговорах русского главнокомандующего Кутузова с посланником Наполеона —
Жаком Лористоном
.
«Каламбур Николаевич»
— история дипломатической миссии
Сергея Долгорукова
в Неаполь в 1811 году.
«Нептун с Березины»
— история жизни русского адмирала
Павла Чичагова
и его участия в Отечественной войне 1812 года.
«Вечная „карманная“ слава»
— история жизни русского поэта и участника Отечественной войны 1812 года
Сергея Марина
.
«Деньги тоже стреляют»
— история экономической диверсии, организованной Наполеоном против своих, тогда ещё будущих, врагов.
«Восемнадцать штыковых ран»
— описание подвига солдата
Леонтия Коренного
, которого сам Наполеон поставил в пример своим войскам.
«Граф Попо — гражданин Очер»
— история жизни российского государственного деятеля генерала
Павла Строганова
, героя Отечественной войны 1812 года.
«Вольное общество китоловов»
— о политическом кружке, созданном в 1872 году гардемаринами
Морского корпуса
в Санкт-Петербурге и сумевшими избежать наказания (по подсказке управляющего Морским министерством адмирала
Николая Карловича Краббе
) путём утверждения того, что причиной создания их кружка является желание более основательно освоить природные богатства Русского Севера: в частности, по примеру норвежцев, организовать активный лов китов для нужд российской промышленности.
«Битва железных канцлеров»
— история дипломатической дуэли между государственным канцлером, министром иностранных дел Российской империи
Александром Горчаковым
и министром-председателем правительства Пруссии, канцлером Северогерманского союза, рейхсканцлером Германской империи
Отто фон Бисмарком
.
«Быть главным на ярмарке»
(
«Совет двадцати пяти баранов»
)— эпизоды жизни нижегородского губернатора
Николая Баранова
.
«Пень генерала Драгомирова»
— рассказывается о
Михаиле Ивановиче Драгомирове
, генерале от инфантерии, начальнике Академии Генерального штаба русской армии во второй половине ХІХ века, авторе лучшего учебника русской полевой тактики.
«Мичман флота в отставке»
— рассказ о князе
Борисе Борисовиче Голицыне
, видном русском учёном-физике конца ХІХ — начала XX века, сделавшем значительный вклад в развитие будущей квантовой физики, создателе науки
сейсмологии
, горячем патриоте своей Родины, который начинал своё служение ей службой в военно-морском флоте России и дослужился, из-за разных бюрократических препон, только до звания мичмана.
«Человек известных форм»
— эпизоды жизни российского государственного деятеля
Николая Клейгельса
, погрязшего во взятках.
«Ужин у директора Государственного банка»
— история комического эпизода с послами Франции и Германии на ужине у директора Государственного банка
Ламанского
.
«Генерал на белом коне»
(или
«Чтобы мы помнили»
) — рассказ о выдающемся русском генерале
Михаиле Скобелеве
.
«Памяти Якова Карловича»
— о филологе Якове Гроте.
«Автограф под облаками»
— рассказ о починке креста на верхушке шпиля Петропавловского собора в Санкт-Петербурге в 1830 году кровельных дел мастером
Петром Телушкиным
.
«Вологодский полтергейст»
— рассказ о загадочном явлении, происходившем в доме вологодского купца Николая Смородинова.
«Полёт и капризы гения»
— эпизод из жизни замечательного русского художника
Карла Брюллова
.
«Куда делась наша тарелка»
— рассказ о
большом пожаре
Зимнего дворца
в 1837 году в Санкт-Петербурге, и о том, как спасали бесценные сокровища из этого пожара.
«Сын пиковой дамы»
— история жизни русского генерала и московского генерал-губернатора
Дмитрия Голицына
, сына княгини Натальи Петровны Голицыной, урождённой графини Чернышевой, которая послужила А. С. Пушкину прообразом для его «Пиковой дамы».
«В трауре по живому мужу»
— на схожий сюжет из истории семьи Энгельгардт.
«Радуйся, благодатная»
— рассказ о любовнице министра Императорского Двора графа
Владимира Адлерберга
— Мине Бурковой, и о том, какое она имела влияние на решение государственных вопросов.
«Железные чётки»
— история жизни русского востоковеда, дипломата и путешественника, архимандрита русской православной церкви
Иакинфа
, в миру — Никиты Яковлевича Бичурина.
«Бобруйский мешок»
— рассказ о форте Вильгельма
Бобруйской крепости
и о заточении в нём в 1837 году полковника
Александра Дадианова
, бывшего командира Эриванского гренадерского полка, погрязшего в злоупотреблениях.
«Полезнее всего — запретить!»
— рассказ о прохвосте, работавшем цензором — А. И. Красовском.
«Двое из одной деревни»
— история жизни двух друзей, морского офицера
Дмитрия Лукина
и его бывшего крепостного, ставшего кучером императора Александра I —
Илье Байкове
.
«Душистая симфония жизни»
— из истории парфюмерии в России.
«Наша милая, милая Уленька»
— история жизни замечательного русского скульптора
Петра Клодта
и его супруги Ульяны Спиридоновой.
«Как трава в поле»
— история жизни русского священника, настоятеля русского православного храма в Париже — Осипа Васильева.
«„Малахолия“ полковника Богданова»
— история борьбы полковника путей сообщений Богданова со взяточником, министром путей сообщений
П. А. Клейнмихелем.
«Ртутный король России»
— история жизни замечательного русского горного инженера
А. А. Ауэрбаха
.
«Шарман, шарман, шарман»
— рассказ о
Александре Николаевиче Николаеве
, генерале-«шарманщике», ставшем в конце ХІХ века шефом российских кавалергардов, состоявшем в свите последнего русского царя Николая ІІ, бездельнике, ловеласе, «прожигателе жизни», который выдвинулся благодаря умелому употреблению слова «шарман», которое он только одно и знал из французского языка.
«Граф Полусахалинский»
— история дипломатической дуэли между выдающимся государственным деятелем России
С. В. Витте
и делегацией Японии при заключении
Порстмутского мирного договора
, в результате которого Российская империя передала Японии южную часть острова
Сахалин
.
«Ничего, синьор, ничего, сеньорита!»
— рассказывается о неоценимой помощи, оказанной моряками Практической эскадры Балтийского военно-морского флота России (в составе линкоров «Цесаревич» и «Слава», крейсеров «Адмирал Макаров» и «Богатырь») жертвам и потерпевшим от землетрясения в
Мессине
, на острове Сицилия, произошедшем 28 декабря 1908 г.
«Всякого жита по лопате»
(
«Известный гражданин Плюшкин»
) — рассказ о псковском коллекционере Фёдоре Плюшкине.
«Длина тени от сгнившего пня»
— о поисках клада семейством Паткулей.
«Выстрел в отеле „Кломзер“»
— история знаменитого «двойного агента», полковника
Альфреда Редля
, руководившего военной контрразведкой
Австро-Венгрии
в преддверии
Первой мировой войны
и бывшего одновременно русским шпионом.
«Дама из «Готского альманаха»
— история авантюристки Екатерины Радзивилл.
«Зато Париж был спасён»
— история проведения
Восточно-Прусской операции
на начальном периоде Первой мировой войны и гибели 2-й русской армии под руководством генерала
Самсонова
.
«Обворожительная кельнерша»
— операция русской разведки против немецкой эскадры на Балтике.
«Был город, которого не было»
— эпизоды жизни одного из самых кровавых командиров — участников Гражданской войны в России атамана
Анненкова
.
«Закройных дел мастерица»
— рассказ о российском модельере, художнике театрального костюма
Надежде Ламановой
.
«Портрет из Русского музея»
— история написания
Валентином Серовым
в 1910 году портрета танцовщицы
Иды Рубинштейн
, участницы знаменитых «Русских сезонов» балетмейстера
Сергея Дягилева
, поставленных им в Париже в начале ХХ-го века.
«Не говори с тоской: «Их нет»
— о сестре милосердия Дрейер-Чижове.
Примечания
«Тайный советник. Исторические миниатюры» Автор: Валентин Пикуль. Составитель: Антонина Пикуль