Interested Article - Аль-Хаким ат-Тирмизи

Абу́ Абдулла́х Муха́ммад ибн А́ли ат-Тирмизи известный как аль-Хаким аль-Тирмизи ( узб. الحيم اتيرمذي/Al Hakim at Termiziy ; араб. الحسين الترمذي ‎; около 755 , Термез , совр. Узбекистан 869 , Термез , совр. Узбекистан ) — крупнейший представитель среднеазиатского суфизма , автор около восьмидесяти произведений. За глубину его знаний и широту кругозора, получил почетное прозвище аль-Хаким (мудрый).

Биография

Ат-Тирмизи родился в Термезе . С восьми лет усердно занимался религиозными науками, а в возрасте двадцати восьми лет отправился в Мекку. Вернувшись из хаджа ат-Тирмизи стал изучать суфизм у известных в то время суфийских шейхов Абу Тураба ан-Нахшаби, Яхью аль-Джалла, Ахмада ибн Хадравайхи и др. Кроме того, в судьбе ат-Тирмизи большую роль сыграла его жена, разделявшая его взгляды. Среди учеников ат-Тирмизи стоит отметить Абу Али аль-Джузджани и Абу Бакра аль-Варрака, внёсших значительный вклад в продолжение его учения. Некоторые идеи ат-Тирмизи были переняты другим известным суфийским мыслителем Ибн Араби .

В своих проповедях и сочинениях, таких как «Илаль аш-Шариа» и «Хатм аль-Авлия», ат-Тирмизи рассуждал о смысле мусульманских обрядов, о «любви к Богу», о категориях мистиков, о «печати святых», существующей наряду с «печатью пророков». Фактически уравняв «в правах» святых ( авлия ) с пророками , ат-Тирмизи вызвал недовольство у правоведов ( факихов ) и власти. В результате ат-Тирмизи был вынужден, спасаясь от гонений, переехать в Балх , а затем и в Нишапур , где он приобрел многочисленных сторонников. Вскоре в связи с изменившейся политической ситуации ат-Тирмизи смог вернуться в Термез, где он и умер .

На могиле Ат-Тирмизи установлен Мавзолей Термизий .

Мировоззрение

В своих произведениях ат-Тирмизи затрагивал вопросы души, её состояний и движений. Он развил учения о способах самосовершенствования и обуздания нафса (инстинктов), о страдании как очищении от грехов и т. д., которые оказали огромное влияние на последующую суфийскую психологию. Ат-Тирмизи был одним из первых, кто теоретически обосновал суфийские представления о святых (авлия) .

По мнению ат-Тирмизи высшее доступное человеку знание — мистическая «марифа» (гносис), которую он отождествлял с «Божественным светом» (нуром), заключенным в сердцах людей. В отличие от обычного знания (ильм), сводящегося к истолкованию и применению положений исламского права ( шариата ), «марифа» постигает тайный смысл вещей и в конце концов саму «Божественную Сущность». Ат-Тирмизи считал, что Марифа — это безграничная милость, которую Бог дарует своим избранникам и что её невозможно обрести в процессе обучения. Марифа доступна суфийским святым ( авлия ), чьи души очистились от мирских привязанностей и чьи помыслы устремлены к Богу, однако простым верующим марифа не доступна .

Примечания

  1. , с. 237.

Литература

Источник —

Same as Аль-Хаким ат-Тирмизи