Муавия ибн Абу Суфьян
- 1 year ago
- 0
- 0
Абу Амр Дирар ибн Амр аль-Гатафани аль-Куфи ( араб. ضرار بن عمرو ; 728 — 815 ) — исламский богослов, один из ранних мутазилитов .
Дирар ибн Амр жил в период до оформления басрийской и багдадской школ мутазилизма. После 786 г. он фигурировал в Багдаде в кругу Бармакидов; участвовал в знаменитых диспутах которые устраивал Яхья ибн Халид аль-Бармаки.
Он является инициатором нескольких теорий калама, в частности, теорию «двух действователей» и «присвоения» ( касб ) человеком поступков, творимых Богом. Он разошёлся с мутазилитами, считая, что способность (истита‘) человека к действию имеет место до его и во время его совершения. Считал, что Коран произносится человеком, но создан из ничего Богом .
Отрицал возможность видения Бога обычными органами чувств. Объясняя положение вероучения относительно видения Аллаха в Судный день ( киямат ), он предположил, что для этого будет сотворено шестое чувство .
Дирар не признавал список Коран Абдуллаха ибн Масуда и список Корана Убайя ибн Каба , утверждая, что Аллах не ниспослал его. В вопросе имамата он считал, что если сойдутся курайшит и некурайшит (например, набатеец), то предпочтительней выбрать некурайшита, так как у него меньше сородичей и слабее связи, а в случае нарушения закона мусульмане смогут свергнуть его .
Большая часть сочинений Дирара носила полемический характер. В своих сочинениях он опровергал различные категории «еретиков»: манихеев, натурфилософов, антропоморфистов, хариджитов , хашвитов, рафидитов , джахмитов , христиан и т. д .