Interested Article - Национальный дух

Германия в цепях — да разорвут их херуски , открытка, художник (нем.) , представитель движения фёлькише . Изображены аллегория Германии перед Арминием , вождём древнегерманского племени херусков , ставшим национальным героем Германии

Национальный дух ( дух нации , также народный дух , нем. Volksgeist , гений нации , народная душа ) — сверхиндивидуальное, проявляющееся в объективном духе у представителей конкретного народа ; понятие в рамках персонификации нации , приписывания культуре черт индивида ; ключевое понятие философии истории времён романтического национализма , а также понятие в рамках этнического национализма . Народ рассматривается как своего рода единый организм, наделённый общей духовностью и общим психическим складом . Близким понятием является национальный характер .

В рамках национально-государственной историографии тема «национального характера» часто включает существенный компонент антиисторизма, поскольку «национальный характер» и «национальный дух» часто понимаются как неизменные. По меньшей мере с периода романтизма «исторический путь» нации рассматривался как предопределённый .

Понятие и содержание

Народный дух понимается не как метафизическая абстракция, поэтому считается, что он проявляется в особенностях исторического и языкового развития народа и следовательно в типичных для него духовных произведениях . Утверждается, что, имея общий «дух», народ должен иметь и общие интересы, разделять единую идеологию, иметь единое общенародное государство ; в некоторых случаях утверждается, что он также должен иметь одну партию и единого вождя , что должно исключить борьбу классов, «вредящую» единству народа .

Проявления «национального характера» или «национального духа» нередко демонстрируются историей военных конфликтов. Утверждается, что даже в условиях военных поражений или потери политической независимости «свой» народ проявляет такие «личностные» качества, как «стойкость», «мужество», «героизм», «любовь к родине» и др. Если народ, напротив, одерживает военные победы и захватывает территории, согласно национальной историографии, он проявляет «справедливость», «милосердие» и др. Национальный характер может увязываться с национальным превосходством, рассматриваясь как основа «достижений» (трудолюбие‚ талантливость и др.), так и как причина их отсутствия .

Развитие представлений

Самоидентификация вольно или невольно происходит через сопоставление с другими. Этот подход транслируется также на нацию, рассматриваемую в качестве целостности и наделяемую персонифицированными чертами, такими как национальный дух .

Около XVII века в практической дипломатии возникло обыкновение замечать и сравнивать друг с другом национальные характеры. Позже оно привело к появлению самого термина «национальный дух» ( l’esprit des nations ) у Боссюэ и французских просветителей, особенно у Вольтера и Монтескьё . Под влиянием Монтескьё Фридрих Карл фон Мозер выпустил книжечку (56 страниц) «О немецком национальном духе» ( Von dem deutschen Nationalgeist , 1765), вызвавшую обширную дискуссию .

Идея народного духа или духа народов впервые была чётко выражена у Иоганна Гердера . В начале XIX века Гердером был издан сборник «Голоса народов в песнях», помимо народных песен, включивший также авторские стихотворения, чем Гердер стремился показать единство литературы и проявление в её пределах «народного духа» . Идея народного духа составила часть структуры философии истории Гегеля . Фридрих Савиньи использовал эту идею в качестве принципа объяснения в рамках своего учения о праве. Идея становилась всё более позитивистской в работах ряда философов вплоть до Вильгельма Вундта в рамках его психологии народов .

С понятием национального духа тесно связан этнический национализм , который появился в Германии на рубеже XVIII—XIX веков, когда страна была раздроблена. В его основе лежала идея культурного единства всех немцев независимо от государственной принадлежности . Теоретически это обосновал Иоганн Гердер , первым приписавший культуре черты индивида . Основу германского национализма составляло холистическое представление о населении, которое объединено общими языком и культурой и представляет собой своего рода единый организм, наделённый общей духовностью и общим психическим складом, что отличает его от таких же характеристик других народов. Духовность передаётся из поколения в поколение, то есть якобы наследуется биологическим путем и связывает народ и с определённым физическим обликом. Эта связь обусловливает большую глубину и непрерывность истории народа, что позволяет искать его корни в далёком прошлом. Распространено представление, что именно в отдалённом прошлом народ обладал первозданной культурной и биологической чистотой .

Адольф Гитлер сообщает депутатам рейхстага об аншлюсе Австрии , март 1938

Имея общий «дух», народ должен иметь и общие интересы, разделять единую идеологию. Радикальный национализм ( интегральный национализм ) признаёт деление общества на социальные группы или классы, но рассматривает их в качестве функциональных категорий, работающих на общее дело. Идеальной политической организацией считается единое общенародное государство с одной партией и одним лидером , что должно исключить борьбу классов. В нацизме эта идея выражена в лозунг: « Один народ, одна партия, один фюрер » . Раньше сходную позицию занимали русские черносотенцы . Культуры народов представляются как строго локальные, развивающиеся своим путём и неспособные достичь полного взаимопонимания по причине различного «народного духа» .

«Народный дух» часто отождествляется с религией, поэтому возникает стремление создать или возродить собственную религию или национализировать одну из мировых религий. Генрих Гейне связывал национализм с язычеством. Разделявший его мнение философ Н. А. Бердяев отмечал закономерность тенденции перехода германского антисемитизма в антихристианство. Публицист Д. С. Пасманик (1923) писал, что последовательный антисемитизм должен отвергать не только иудаизм, но и христианство .

Утверждается, что «дух» народа определяется конкретным природным окружением, и тесные контакты с другими культурами разрушают «дух нации». Исторический процесс рассматривается в качестве борьбы разных народов и рас. Стремление сохранить культуру в «первозданной чистоте» и защитить свой народ от якобы враждебных ему народов и рас приводит к идее этнических чисток .

Русский философ Иван Ильин понимал язык как «фонетическое, ритмическое и морфологическое выражение народной души» .

Критика представлений

Алексис де Токвиль писал о создателях национальных «Историй», они «не только отказывают любым отдельным гражданам в возможности влиять на судьбу своего народа, но также отнимают у самих народов возможность изменять собственную участь… По их мнению, каждая нация имеет свою неизбежную судьбу, предопределяемую её положением, происхождением, её прошлым и врожденными особенностями, и эту судьбу никакие усилия не смогут изменить. Они представляют поколения в их неразрывной взаимосвязи и, восходя таким образом от векa к веку, от одних неизбежных событий к другим неизбежным событиям, достигают времен сотворения мира и куют мощные цепи, опутывающие весь род людской» .

См. также

Примечания

  1. , с. 28.
  2. , том 1, с. 72.
  3. .
  4. Fabre d'Olivet A. Le Génie de la nation, ou les Moralités pittoresques, pièce héroïcomique en vaudevilles, 1789.
  5. , с. 83.
  6. , с. 18.
  7. , с. 27—28.
  8. , том 1, с. 69—72.
  9. , p. 225—246.
  10. .
  11. Dumont, Louis . German Ideology. From France to Germany and back . Chicagoand London: University of Chicago Press, 1994. P. 10—11.
  12. Mosse, George L. The crisis of German ideology. Intellectual origins of the Third Reich . London: Weidenfeld and Nicolson, 1966. P. 16, 67.
  13. Hermand, Jost. Old dreams of a new Reich: Volkisch utopias and national socialism . Bloomington: Indiana University Press, 1992. P. 190, 193.
  14. Раскин Д. И. Идеология русского правого радикализма в конце 19 — начале 20 вв. // Р. Ш. Ганелин (ред.). Национальная правая прежде и теперь: историко-социологические очерки. Ч. 1. СПб.: Институт социологии, 1992.

Литература

  • // Философский словарь [Пер. с нем.] / Под ред. Г. Шишкоффа М.. — Иностранная литература , 1961.
  • // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под редакцией проф. А. П. Горкина. — 2006.
  • Прожилов А. В. // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. — 2014. — № 7 . — С. 82—85 .
  • Савельева И. М. , Полетаев А. В. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. — 2006. — № 2 (6) . — С. 18—30 .
  • Тимофеев А. И. // Россия: прошлое, настоящее, будущее. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16—19 декабря 1996 г. / Отв. ред. М. С. Уваров. — СПб.: Издательство БГТУ, 1996. — C. 67.
  • Шнирельман В. А. / Российская академия наук , Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая . — М. : Новое литературное обозрение , 2015. — (Библиотека журнала « Неприкосновенный запас »). — ISBN 978-5-4448-0279-3 .
  • Nicholas Vazsonyi (1999). "Montesquieu, Friedrich Carl von Moser, and the «National Spirit Debate» in Germany, 1765—1767". German Studies Review . 22, No. 2 (May, 1999): 225—246.

Ссылки

Источник —

Same as Национальный дух