Interested Article - Азуд ад-Доуле
- 2021-04-18
- 1
Фанна Хосров ( перс. پناه خسرو ), известен под лакабом (почётным титулом) Азуд ад-Доуле (Адуд ад-Даула , Адуд ад-Дауля , араб. عضد الدولة — Длань державы ; 24 сентября 936 , Исфахан — 26 марта 983 , Багдад ) — эмир из иранской династии Буидов . Правил (номинально как вали — наместник) от лица халифа-Аббасида в 949—983 годах. Самый величественный, энергичный и предприимчивый из правителей династии , при нём государство Буидов достигло наивысшего расцвета . Азуд ад-Доуле объединил между 977 и 982 годами удельные княжества Буидов и принял старинный иранский титул шахиншаха . Самый могущественный правитель исламского Востока в последние годы своей жизни .
Родился 5 зу-ль-када 324 г. х. (24 сентября 936 года) в Исфахане. Его отец Хасан ибн Бувейх (известен под лакабом — Столп державы ), был вторым по старшинству из трёх братьев Буидов, детей рыбака Абу Шуджа, выходцев из горной местности Дейлем в Гиляне на севере Ирана , наёмных военачальников, возвысившихся при иранской династии Зияридов . Братья произвели значительные территориальные захваты в Западном Иране и основали первоначальные удельные княжества Буидов . В 945 году младший брат Хасана Ахмед (Муизз ад-Доуле — Укрепляющий державу, ум. 967) вступил в Багдад и принял титул (верховного главнокомандующего) и вали Ирака. Тем самым Буиды положили конец политическому существованию халифата Аббасидов и стали фактически самостоятельными правителями государства Буидов .
Рукн ад-Доуле правил Реем , Хамаданом и Исфаханом . Муизз ад-Доуле правил арабским Ираком ( перс. عراق عرب , Нижняя Месопотамия ), Хузестаном и Керманом . Старший брат Хасана Али ( Имад ад-Доуле — Опора державы, ум. 949) правил Фарсом .
Имад ад-Доуле выбрал Фанна Хосров в качестве своего преемника, поскольку не имел наследника. До прибытия племянника Имад ад-Доуле арестовал группу военачальников, претендовавших на трон Фарса. Когда в 338 г. х. (949 году) Фанна Хосров прибыл из Рея в Шираз, Имад ад-Доуле посадил его на трон и стоял в его присутствии, чтобы принудить других членов двора к этому. Его усилия по поддержке власти племянника были либо безнадежны, либо слишком запоздали. После смерти Имад ад-Доуле в джумада аль-уля 338 г. х. (ноябре 949 года) сразу же вспыхнуло восстание против Фанна Хосров .
Рукн ад-Доуле в 338 г. х. поспешил на юг, чтобы спасти сына и восстановить власть Буидов. Муизз ад-Доуле с той же целью послал визиря. Вместе они вернули на трон Фанна Хосров. Провинцию Арраджан Рукн ад-Доуле при этом отнял у Шираза и добавил ко своим владениям . Фанна Хосров добивался лакаба Тадж ад-Доуле (Венец державы), но поскольку Муизз ад-Доуле воспротивился, ему было отказано и в 351 г. х. (962 году) принял от аббасидского халифа аль-Мути лакаб Азуд ад-Доуле (Длань державы) . Азуд ад-Доуле правил Фарсом без особых трудностей, это была самое стабильное из удельных княжеств Буидов, не имевшее сильных в военном отношении соседей. В 967 году Азуд ад-Доуле воспользовался междоусобной борьбой и его сыновей за трон Кермана, чтобы отвоевать часть этой провинции. Он завоевал Керман полностью в 356 г. х. (968 году) и заключил союз с , саффаридским эмиром Систана , который тогда играл жизненно важную роль в ослаблении вечных врагов буидов, Саманидов .
Саманиды послали войско, чтобы поддержать попытку Сулеймана, сына Мухаммеда ибн Ильяса, отвоевать Керман. Но Азуд-ад-Доуле победил его, а затем, 10 сафара 360 г. х. (13 декабря 970 года), нанёс ещё более важное поражение союзникам Солеймана, керманским белуджам , которые помогали Ильясидам и более ранним местным правителям не дать центральному исламскому правительству получить власть полный контроль над Керманом. Армия Азуд-ад-Доуле затем двинулась через Керман в область и Мекран и завершила своё победоносное продвижение в порту Ормуз на побережье Персидского залива. Многие племена впервые предложили как подчинение, так и обращение в ислам. В зу-ль-када 360 г. х. (августе-сентябре 971 года) Азуд-ад-Доуле возглавил карательную экспедицию, чтобы усмирить белуджей, нарушивших обещание. 11 раби аль-авваля 361 г. х. (8 января 972 года) он нанёс им решительное поражение. Затем поселил в этом районе земледельцев, чтобы изменить облик провинции. Азуд-ад-Доуле впервые включил в состав дар ал-ислама керманских белуджей, часто бывавших объектом нападения, но доселе не побеждённых . Одним из наследий правления Буидов будет преобразование и ассимиляция частей Кермана, Мекрана и даже районов южного Фарса у Персидского залива, которые оставались почти нетронутыми центральными исламскими правительствами до X векаа. Успехи Азуд-ад-Доуле и его отца Рукн ад-Доуле привели к формальному миру между Буидами и Саманидами в 361 г. х., по которому Буиды согласились платить Саманидам 150 000 динаров в год. Экспедиция, посланная Азуд-ад-Доуле в 364 г. х. (975 году) в Керман, отбила Бам у военачальника, перешедшего на сторону Саманидов, а затем победила сына Мухаммеда ибн Ильяса в Джирофте , после чего граница между Саманидами и буидским Керманом, по-видимому, оставалась нетронутой до смерти Азуд-ад-Доуле .
Муизз ад-Доуле, дядя Азуд ад-Доуле и буидский правитель Ирака, получил контроль над Басрой в раби ас-сани 336 г. х. (ноябре 947 года), после чего естественной целью политики Буидов стал контроль над Оманом , правители которого могли облагать налогом или препятствовать торговле, контролируя Ормузский пролив между Персидским заливом и Индийским океаном. В 355 г. х. (966 году) Азуд ад-Доуле и Муизз ад-Доуле отправили совместную экспедицию, которая установила прямое правление Буидов в Омане, но вскоре после этого наместники Буидов были изгнаны. Азуд ад-Доуле, расчистив путь по суше к Ормузу, порту на побережье Персидского залива в Иране напротив Омана, в кампании 360—361 гг. х. (970—972) против белуджей послал армию из Кермана и захватил Сухар , столицу Омана в 362 г. х. В следующем году войска Азуд ад-Доуле завоевал Оманские горы , что дало ему более полный контроль над Оманом, чем любой другой правитель имел за многие годы .
В 356 г. х. (967 году) умер Муизз ад-Доуле. Буиды придерживались патримониальной системы власти, поэтому власть в Багдаде перешла к его сыну Бахтияру ( — Мощь державы). Однако его двоюродный брат Азуд ад-Доуле попытался отобрать власть, что разрушило систему семейного сотрудничества, которая была такой примечательной чертой правления первого поколения Буидов и вызвало недовольство даже его собственного отца Рукн ад-Доуле. Изз ад-Доуле был назначен преемником Рукн ад-Доуле . В 363 г. х. (974 году) Изз ад-Доуле оказался в ловушке в Васите из-за восстания войск как в Багдаде, его столице, так и в Хузестане. Азуд ад-Доуле вышел из Фарса и 14 джумада аль-уля 364 г. х. (30 января 975 года) разбил повстанцев. Затем он вошёл в Багдад и 4 джумада ас-сани 364 г. х. (12 марта 975 года) заставил Изз ад-Доуле отречься от престола в пользу своего спасителя .
Затем Рукн ад-Доуле, последний оставшийся в живых из трёх братьев, основавших династию, простым проявлением родительской власти заставил своего сына отказаться от своих завоеваний, восстановить Изз ад-Доуле на престоле и безвозмездно отступить в Фарс. Рукн ад-Доуле наградил своего сына. На встрече в 365 г. х. (976 году) в Исфахане он назначил своего старшего сына Азуд ад-Доуле своим прямым наследником в качестве главы семьи Буидов .
18 мухаррема 366 г. х. (16 сентября 976 года) умер Рукн ад-Доуле. Изз ад-Доуле заранее подготовился к междоусобной борьбе, заручился поддержкой , сына Рукн ад-Доуле, унаследовавшего владения отца в Хамадане, династии Хамданидов в северном Ираке, курдского правителя и , правителя Батиха , болотистой местности в дельте Тигра и Евфрата между Васитом и Басрой ( , другой сын Рукн ад-Доуле и преемник своего отца на территориях вокруг Исфахана, оставался верным своему старшему брату Азуд ад-Доуле). Изз ад-Доуле отказался признать приоритет своего двоюродного брата Азуд ад-Доуле. Азуд ад-Доуле выдвинулся в Хузестан и легко победил Изз ад-Доуле 11 зу-ль-када 366 г. х. (1 июля 977 года) при Ахвазе . Изз ад-Доуле после некоторых колебаний попросил и получил разрешение уйти и обосноваться в Сирии. Однако по пути в Сирию хамданидский эмир убедил Изз ад-Доуле снова сразиться со своим двоюродным братом. 18 шавваль 367 г. х. (29 мая 978 года) Азуд ад-Доуле разбил у Каср аль-Джисса («Гипсового замка») около Самарры Изз ад-Доуле и соединившегося с ним Абу Таглиба, Изз ад-Доуле схвачен и по приказу Азуд ад-Доуле казнён .
Затем Азуд ад-Доуле в 367 г. х. (978 году) занял Мосул и, в отличие от предыдущих Буидов, удерживал его до конца правления . Остальная часть территории Хамданидов перешла непосредственно под его контроль или осталась в руках правителя Хамданидов, который предложил свою верность. Затем войска Азуд ад-Доуле покорили курдов северного Ирака и западного Ирана, которые стали полунезависимыми после распада халифата Аббасидов. Следует помнить, что «курд» в источниках X—XI вв. относится ко всем кочевым племенам региона Загрос , включая луров .
В зу-ль-када 369 г. х. (мае-июне 979 года) Азуд ад-Доуле выдвинулся на территорию своего брата Фахр ад-Доуле, который бежал в Казвин , а затем в Нишапур после того, как многие из его военачальников дезертировали. Азуд ад-Доуле отправился в Керманшах , где он назначил правителем прилегающей курдской территорией в качестве своего наместника. В сафаре 370 г. х. (августе-сентябре 980 года) Азуд ад-Доуле занял Хамадан и вскоре подчинил себе районы к востоку и югу от этого города, которые теперь находились под более полным контролем центра, чем в течение по крайней мере полувека .
Вскоре после завоевания Хамадана Азуд ад-Доуле прибыл из Рея визирь , Исмаил ибн Аббад и оставался до раби ас-сани 370 г. х. (октября-ноября 980 года), чтобы договориться о передаче города своему правителю. Азуд ад-Доуле наградил Муайяд ад-Доуле, дал ему Хамадан, войска Фахр ад-Доуле, а позже дал ему ещё больше войск, чтобы помочь ему в кампании против Саманидов, союзник которых, зияридский правитель захватил Табаристан и дал убежище Фахр ад-Доуле. Азуд ад-Доуле первоначально пытался принудить Кабуса выдать Фахр ад-Доуле. Азуд ад-Доуле помог Кабусу в междоусобной борьбе между сыновьями зияридского правителя Вушмагира и рассчитывал взамен на некоторое сотрудничество. Когда Кабус отказался в мухарреме 371 г. х. (июле-августе 981 года), Азуд ад-Доуле устроил так, чтобы Муайяд ад-Доуле получил официальное назначение от аббасидского халифа наместником в Табаристан и Горган , к завоеванию которых приступил Муайяд ад-Доуле .
В 367 г. х. (978 году) Азуд ад-Доуле прибыл в Багдад, чтобы получить от халифа ат-Таи лакаб Тадж ал-Милла (Венец веры) .
Когда Азуд ад-Доуле умер 8 шавваля 372 г. х. (26 марта 983 года) он был не только прямым правителем Фарса (области его столицы Шираза), Ирака и частей Джезире к северу от Ирака, но также контролировал, через своего брата, его сыновей и вассалов, территории от границы Хорасана до византийской границы в Сирии и от Омана до берегов Каспийского моря . Более того, меньшие цари признавали его своим сюзереном вплоть до Йемена и берегов Средиземного моря . Византийцы, которые какое-то время совершали набеги на Сирию, не опасаясь ответных мер, добивались и добились заключения мирного договора в обмен на обещание Азуд ад-Доуле не поддерживать Варда Склира , византийского самозванца, бежавшего в Багдад. Точно так же Фатимиды, которые были враждебны к более ранним Буидам, пытались завоевать его благосклонность, чтобы избежать любого соперничества с ним в силе. У Саманидов были более прямые причины бояться его, поскольку его поддержка Муайяд ад-Доуле открыла Хорасан для его брата. Никакой другой правитель Буидов не добивался и не способен был добиться таких успехов в военных делах .
Азуд ад-Доуле сохранял настолько полный личный контроль над своей администрацией, насколько позволяли обстоятельства. Визирем Азуд ад-Доуле назначил христианина Насира ибн-Харуна , который, с разрешения халифа, восстанавливал и строил христианские церкви и монастыри . Когда его государство расширилось, он назначил второго визиря, ал-Мутаххар ибн Абдаллах (ум. 369 г .х.), в дополнение к Насиру ибн-Харуну; и он также лично назначил заместителя визиря, который действовал как заместитель правителя, а не визирей. Он тщательно следил за своевременной оплатой труда государственных служащих в начале каждого платежного периода и устанавливал графики выплат в шахматном порядке, чтобы такая своевременная выплата не обременяла казну. Тем не менее, фундаментальные изменения в управлении, которые произошли в конце периода Аббасидов, такие изменения, как введение икта , не были отменены Азуд ад-Доуле .
В его правление началось возрождение традиций иранской культуры. Следуя политике более ранних правителей Буидов по сохранению аббасидского халифата в Багдаде (что придало законности правлению Буидов в глазах некоторых из их суннитских подданных), Азуд ад-Доуле проявил больший интерес, чем предыдущие правители Буидов, к доисламскому Ирану. Он посетил Персеполь и оставил там надпись, которая показывает, что он осознавал связь государства Буидов с доисламским Ираном; и он принял древний персидский титул шахиншах , который использовался на монетах и на публичных церемониях в качестве официального титула властителя . Титул вызвал возмущение в арабском Багдаде и не был официально утвержден халифом . Вероятно, был первым мусульманским правителем, который взял этот титул после падения Сасанидов , о генеалогической связи с которыми он заявлял. Азуд ад-Доуле праздновал древние иранские праздники (10 бахмана) и Мехреган (и, несомненно, также Новруз , который праздновался многочисленными более ранними мусульманскими правителями, включая самих халифов). Он также основал два праздника, посвященных основанию Кард-е Фанна Хосров .
Однако, как и большинство Буидов, он покровительствовал арабским литераторам, и очень мало свидетельств его интереса к новоперсидской поэзии того времени. Поощрялись науки, ремёсла и искусство . Поэт Мутанабби в 965 году принял приглашение присоединиться ко двору Азуд ад-Доуле в Ширазе и посвятил покровителю несколько своих лучших панегириков. По неизвестной причине он в том же году покинул двор . Азуд ад-Доуле усердно изучал арабский язык, писал стихи на арабском языке и гордился тем, что одним из его учителей был знаменитый грамматист арабского языка Абу Али аль-Фариси . Он изучал многие области науки того времени на арабском языке, включая геометрию и астрономию; и, благодаря его покровительству, ему было посвящено много арабских книг, в том числе книги по фикху , тафсиру , каламу , хадисоведению , генеалогии, поэзии, грамматике, просодии, медицине, астрономии и геометрии. Азуд ад-Доуле заключил в темницу учёного и литератора Ибрахима ас-Саби (925—994), главу государственной канцелярии («диван-и инша», ведавшего дипломатической и официальной перепиской) при Муизз ад-Доуле и Изз ад-Доуле, деда историка Хилал ас-Саби . В тюрьме ас-Саби, пытаясь снискать прощение и благосклонность правителя, принимается писать историю Буидов, назвав её в честь Азуд ад-Доуле «Китаб ат-таджи» (Тадж ал-Милла — почетный титул Азуд ад-Доуле). В темнице ас-Саби провёл более четырёх лет, после смерти Азуд ад-Доуле его выпустил сын и преемник Азуд ад-Доуле, . В очень большой и полной библиотеке, которую Азуд ад-Доуле основал в Ширазе, был отдельный список для каждой включенной в неё темы . В своем интересе к высшему образованию на арабском языке (за явным исключением персидского) Азуд ад-Доуле следовал общему образцу интеллектуальной жизни своего времени в своей родной провинции Фарс, где в письменной культуре преобладали арабский язык и среднеперсидский язык (в частности мобеды не интересовались «исламским» новоперсидским языком) .
Кроме того, как и многие его иранские современники, Азуд ад-Доуле, похоже, не считал, что его восхищение доисламским Ираном противоречит его исламской вере. Буидское правительство опиралось в Багдаде преимущественно на богатых шиитских купцов и на талибидов ( Алидов ). Азуд ад-Доуле разрешил траурные церемонии и обряды в дни Ашура , в память о смерти имама Хусейна . По некоторым сведениям, он восстановил мавзолей Имама Хусейна в Кербеле (известен с 984 года) и построил мечеть имама Али в Эн-Наджафе (около 977 года) , где он попросил, чтобы его похоронили . Говорят, что он проявил большую щедрость к выдающемуся шиитскому богослову шейху Мухаммаду аль-Муфиду . Однако его религиозная политика далеко не всегда носила шиитский характер. Он вынудил аббасидского халифа жениться на его дочери, якобы в надежде объединить притязания суннитских Аббасидов и Буидов в одну линию (политика, которой халиф сопротивлялся, не заключая брак). В 369 г. х. (979—980) он назначил ширазского юриста Бишра ибн Хусейна верховным судьёй в Багдаде, хотя Бишр продолжал проживать в столице Фарса, по-видимому, в попытке дальнейшей интеграции одного важного оставшегося института суннитского правительства Аббасидов в государство Буидов .
Азуд ад-Доуле был великим строителем. В его правление началось развитие хозяйства, расширение оросительной сети, велись крупные строительные работы в столице государства Буидов — Ширазе , в Багдаде и других городах . В 981 году построена новая большая в Багдаде , где работали 24 врача и использовались самые передовые для того времени достижения медицины . Больница действовала, по крайней мере, до монгольского нашествия . Прекрасные базары, которые он построил возле соборной мечети в Рамхормозе , не имели себе равных . Но большая часть его построек находилась в Фарсе, в основном в Ширазе, где помимо различных зданий он строил караван-сараи , цистерны и плотины. На реке Кур построили знаменитую «Азудову плотину» (ныне Банде-Эмир ) из каменных плит с креплениями из свинца. Вода высоко поднялась, и образовалось искусственное озеро. По берегам его поставили 10 больших водоподъёмных колёс, около каждого колеса устроили водяную мельницу, а от водохранилища отвели каналы . Раньше благодаря этой плотине орошалась значительная часть долины Мервдешт . Плотина Банде-Эмир несколько раз разрушалась и восстанавливалась. В частично восстановленном виде она сохранилась и используется для орошения до сих пор . В Ширазе он построил дворец из 360 комнат, со сложными бадгирами и водными каналами, а также больницу . Шираз стал настолько многолюдным во время его правления, что он построил поблизости город-спутник для своей армии, название которого, Кард-е Фанна Хосров («Фанна Хосров сделал это»), сознательно повторяло стиль имён, которые сасанидские цари давали городам, которые они основали . Согласно Бируни , в городе проводились два ежегодных праздника ( араб. جشن ) в день сарош (17) месяца фарвардин и в день ормуз (1) месяца абан. В первый отмечался день, когда вода из акведука достигла города с расстояния четырех фарсаков , а во второй — день, когда началось строительство города. Эти два праздника были основаны Азуд ад-Доуле по образцу праздника Новруз в Исфахане, который он видел там в детстве . Своей строительной деятельностью в Фарсе он укрепил возрождение этой провинции, которое было настолько драматичным, что, по словам Ибн аль-Джаузи , налоговые поступления Фарса во времена Азуд ад-Доуле были втрое выше, чем в начале века . Шираз, сравнительно неважный город до вторжения Саффаридов в Фарс в IX веке, достиг при Азуд ад-Доуле экономического и культурного значения, которое он сохранил на протяжении последующих столетий .
Достижения Азуд ад-Доуле в построении сильного единого государства Буидов не были поддержаны его преемниками. Казнь его двоюродного брата разрушила систему семейной поддержки Буидов. После смерти Азуд ад-Доуле начались распри и междоусобия, которые привели к упадку государства Буидов . Тем не менее, военные успехи Азуд ад-Доуле против почти всех соперников второго поколения Буидов придали этой династии скромного происхождения легитимность, которая помогла им выжить до середины XI века . Что ещё более важно, он способствовал растущему процветанию Фарса, который стал относительно безопасным и процветающим убежищем для иранской культуры в неспокойные периоды сельджуков и монголов .
Примечания
- ↑ Badawi A. R. (фр.) // — Paris: , 1972. — Vol. 60. — P. 306. — 886 с. — ISSN
- ↑ 'Adud al-Dawla //
- ↑ / Зайцев В. Н. // Большой Кавказ — Великий канал [Электронный ресурс]. — 2006. — С. 315. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8 .
- ↑ Буиды // Брасос — Веш. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 4).
- ↑ / Осипова К. Т. // Монголы — Наноматериалы [Электронный ресурс]. — 2012. — С. 519. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 21). — ISBN 978-5-85270-355-2 .
- ↑ Низам аль-Мульк . Сийасат-наме
- ↑ Грюнебаум, Г. Э. фон . Классический ислам : очерк истории, 600-1258 = Der Islam in seiner Klassischen Epoche / отв. ред., авт. предисл. и коммент. В. В. Наумкин. — Москва: Наука, 1986. — 215 с.
- Крымский, А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1898. — Т. XXIII. — С. 380—397.
- ↑ / Ch. Bürgel and R. Mottahedeh // Encyclopædia Iranica : [ англ. ] / ed. by E. Yarshater . — 1989. — Vol. III. — P. 265–269.
- Буиды // Ботошани — Вариолит. — М. : Советская энциклопедия, 1951. — ( Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. С. И. Вавилов ; 1949—1958, т. 6).
- ↑ Н. В. Пигулевская, А. Ю. Якубовский, И. П. Петрушевский и др. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века / Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова. — Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1958. — С. 140—142. — 390 с.
- ↑ Ибн Мискавейх . Китаб таджариб аль-умам, II
- ↑ Ибн аль-Асир . Аль-Камиль фи-т-тарих, VIII
- Ибн Мискавейх . Китаб таджариб аль-умам, I
- ↑ Рудравари . Дайл Китаб таджариб ал-умам ва та'акиб ал-химам
- Ибн аль-Джаузи . Аль-Мунтаззам, II
- Ибн аль-Асир . Аль-Камиль фи-т-тарих, VII
- ↑ Хилал ас-Саби . Русум дар ал-хилафа
- Яхья Антиохийский . Летопись
- Ибн аль-Джаузи . Аль-Мунтаззам, VII
- Ибн аль-Асир . Аль-Камиль фи-т-тарих, IX
- Ибн аль-Джаузи . Аль-Мунтаззам, VIII
- ↑ // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXVI : « Иосиф I Галисиот — Исаак Сирин ». — С. 235-268. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-048-6 .
- Алиев, Ариф. . — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2002. — С. . — 767 с. — ISBN 5-211-04476-2 .
- ↑ Мукаддаси . Ахсан ат-такасим фи марифат ал-акалим
- / Воропаев А. И., Павлинов П. С. и др. // Канцелярия конфискации — Киргизы [Электронный ресурс]. — 2009. — С. 589. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 13). — ISBN 978-5-85270-344-6 .
- // Шервуд — Яя [Электронный ресурс]. — 2017. — С. 393. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 35). — ISBN 978-5-85270-373-6 .
- Иран // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова . — М. : Советская энциклопедия , 1965. — Т. 6 : Индра — Каракас. — Стб. 225.
- Всемирная история / АН СССР, Ин-т истории и др. ; Под ред. Н. А. Сидоровой (отв. ред.) и др.. — Москва: Госполитиздат, 1957. — Т. 3. — С. 494. — 895 с.
- Иванов М. С. Племена фарса : Кашкайские, хамсе, кухгилуйе, мамасани. — Москва: Акад. наук СССР, 1961. — С. 11-12. — 170 с. — (Труды института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая версия; т. 63А).
- ↑ Ибн аль-Балхи . Фарс-нама
- Казвини . Нузхат ал-кулуб
- Бируни . Хронология
- Мафаррухи . Махасин-и Исфахан
- Итимад ас-Салтана . Тарих-и-мунтазам-и-Насири, VIII
- 2021-04-18
- 1