Слоновая кость (цвет)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Шагре́невая кость» — документально-игровая ( псевдодокументальная ) короткометражная кинокартина, снятая на петербургской студии «Никола-фильм» в 1992 году режиссёром . Сценарий написан совместно, авторы сценария : режиссёр Игорь Безруков и композитор Юрий Ханон (в титрах ещё отмечен как Ханин) . В основе фильма одноимённая опера-антракт Ханона « Шагреневая Кость » ( «Os de Chagrin» ), написанная на тексты диалогов известного романа « Шагреневая кожа » Оноре де Бальзака .
Кроме музыки самой оперы, вошедшей в кинофильм полностью, в картине использованы и другие музыкальные произведения того же автора: «Песня о смерти № 1» и «Механика движения мысли» (из цикла «Публичные песни» ос.34). Композитор Юрий Ханон также занят в главной роли самого себя. Балетмейстер и сценограф кинокартины — руководитель молодёжной труппы Кировского ( Мариинского ) Балета . Фильм снят и смонтирован на базе Ленинградской Студии Документальных фильмов по заказу телевидения России.
Несмотря на отсутствие серьёзного успеха, кинокартина «Шагреневая кость» оказалась показательной для происходившего в 70-90-е годы концептуального развития документального кино ленинградской школы. . Первый номер концептуального литературного журнала « Место печати » (№ 1 — 1992 год) на первой же странице открылся материалом «Шагреневая кость» — несколько загадочным манифестом нового издания. Да и сам этот фильм по факту явился как бы манифестом трёх «НЕТ» . Во-первых, «Шагреневая кость» была индикатором и завершающей точкой длинного пути, постепенного размывания границы между документальным и игровым кино. Самым ярким представителем этой линии были работы А.Сокурова 70-80-х годов на ЛСДФ. По существу документальное кино и сама студия практически прекратила своё существование:
Конечно, пришли молодые, но не прижились. Авангардисты и некрореалисты , полуигровики, эстеты… Они снимали, в принципе, игровые картины. «Шагреневая кость», « Комплекс невменяемости »… Сокуров, как блуждающий огонь , как Гаммельнский крысолов, увел детей из города…
Анна Ганшина, Упавший лист.
Во-вторых, кинорежиссёр Игорь Безруков, в целом создав работу именно сокуровской эстетики , этим фильмом парадоксально обозначил свой разрыв с киношколой Сокурова и течением некрореализма . И в-третьих, этой кинокартиной её основной «герой»: находящийся на взлёте композитор, лауреат европейского «Оскара» Юрий Ханон окончательно оформил свой отказ от работы в кино, прекращение концертной деятельности и полный уход из публичной жизни. Молодой, пользующийся громкой известностью композитор заявил «Публичное искусство — для публичных женщин и публичных людей. Я предоставляю им свободно общаться друг с другом — но без меня». После 1992 года Юрий Ханон неизменно отвечал отказом на предложения самых известных и знаменитых кинорежиссёров, театральных деятелей, дирижёров и прочих деятелей от искусства.
Основная сюжетная линия фильма основана на реальных событиях. Главная тема картины — судьба экстремально одарённого художника, не желающего играть, работать и жить по правилам человеческого общества. Главный герой так прямо и заявляет в своём «лживом интервью»: «Я делаю своё дело, но не желаю делать свои дела — » .
Композитор и каноник Юрий Ханон не входит в ополчившийся против него культурный истеблишмент города Петербурга и неизвестной русскоязычной страны, в которой он живёт. Союз композиторов запретил исполнение его сочинений на подконтрольных ему концертных площадках города, а Мариинский театр отказывается ставить заказанную ему ранее возмутительную оперу, которая даже называется почему-то не «Шагреневая кожа» , а « Шагреневая Кость ». Автора даже не пускают на порог театра и все двери большого здания перед ним оказываются заперты. Однако, где-то в затхлых катакомбах и подвалах театра всё-таки находится узкое, тёмное помещение, где ночью, в полутьме происходит единственное представление маленькой оперы. Три действующих лица оперы: Полина, Рафаэль (главные герои романа "Шагреневая кожа) и сам Бальзак постепенно чувствуют себя всё хуже и хуже, а затем, в финале оперы — один за другим умирают. Вслед за ними, падая с декораций, в очередной раз погибает и композитор.
Жанр фильма смешанный, псевдодокуметально - игровой с элементами эстетики телевизионной съёмки театральных представлений. Действие кинокартины условно можно разделить на три примерно равных составляющих, две из которых, «документальные», сняты в эстетике старой хроники , на чёрно-белую плёнку с эффектом красной сепии . Третья часть, представление оперы, снята на цветную, хотя действие происходит всё время в полутьме, что создаёт особый эффект контраста.
Первая — псевдо-документальная часть, в которой композитор Юрий Ханон играет роль якобы самого себя, почти идиота, даёт тускло лживые интервью , едва мямлит какие-то натужные слова, которые с трудом возможно понять. Часть разговора сопровождается сильнейшим ветром и собачьим воем, который превращает и без того едва разбираемый текст в чистую формальность . Всё это сопровождается показом фотографий из детства и юности якобы знаменитого композитора. Кроме главного героя, интервью молчанием даёт ещё и крупная африканская рыба Тиляпия ( Tilapia mossambica ), живущая на кухне у Ханона.
Вторая часть — игровая , в которой герои представляют в лицах микроскопические сценки и выдуманные сюжеты из якобы имевшей место реальности. В полном соответствии с творческими намерениями авторов, композитор и каноник Юрий Ханон несколько раз погибает в разных местах города при невыясненных, отчасти загадочных обстоятельствах (мягкая отсылка к группе некрореалистов , в которой Игорь Безруков начинал работать как режиссёр ).
Третья часть — «Шагреневая кость», снятый по двадцатиминутной опере-антракту « Шагреневая Кость » из одноимённого большого балета . Три маленьких действия оперы открываются выходом поющего конферансье во фраке и цилиндре, который обращается к публике (которой и так нет) с довольно экстравагантным предложением не слушать оперу и уходить поскорее в буфет «кушать мясо и бутерброды». В промежутках между тремя оперными номерами маленький балет из четырёх артистов исполняет, поставленные в изысканном галантном стиле рококо танцы: Менуэт , Паспье и Буррэ . (Балетмейстер и сценограф Андрей Босов, в 1990—1993 годах — руководитель молодёжной труппы Мариинского балета ). Хореография воспроизводит уже давно забытый стиль французских балетов XVIII века ─ это не столько танцы, сколько манерные «приглашения к танцам», ни один из которых, впрочем, так и не состоялся. Последний номер (Буррэ) балетные артисты танцуют уже вокруг трёх трупов героев оперы.
Окончание фильма — двери всех театров по-прежнему закрыты.
Премьера кинофильма состоялась в 14 октября 1992 года (в Ленинградском Доме Кино).
Фильм был показан на кинофоруме «Арсенал-92» ( Рига ): open screen.
Кинокартина «Шагреневая кость» в 1990-2000 годы неоднократно шла в программе каналов «Россия» и «Культура» .