Interested Article - Пассаж Сан-Галли
- 2020-02-13
- 1
Пассаж Сан-Галли — выставочно-торговый комплекс в виде пассажа , расположенный на улице Кузнецкий Мост в центре Москвы , является памятником архитектуры регионального значения. С 1953 года в здании размещается Московский дом художника.
История владения
Владение, на котором находится современный дом № 11, в начале XVIII века состояло из нескольких участков, принадлежащих купцу И. Л. Свешникову, канцеляристу Артиллерийского приказа Г. Алексееву, майору А. И. Толстому, а также московскому губернатору, камергеру Б. Г. Юсупову . К концу 1730-х годов участки были объединены и их владельцем стал кабинет-министр А. П. Волынский . После перехода усадьбы в собственность графа И. И. Воронцова (зятя казнённого в 1740 году Волынского) на Кузнецком Мосту были построены торговые лавки, вошедшие в состав современного здания. Разросшееся владение графа занимало по обе стороны реки почти два квартала, а главный каменный дом выходил на Рождественку . Воронцов владел усадьбой с 1744 по 1789 годы .
После смерти И. И. Воронцова, усадьба перешла его сыну Артемию , а в 1793 году часть владения, на которой находится современное здание, была продана вдове полковника И. И. Бекетовой. Предположительно на этом месте находилась книжная лавка типографии её сына П. П. Бекетова , получившая широкую известность как своеобразный клуб московских «книжных» людей . После Бекетовых, владение было разделено и уже участком № 11 владели московский купец французского происхождения О. М. Вильфор, а за ним — дочь московского купца 1-й гильдии Ф. К. Мелли .
В 1815 году участок приобрёл литератор, отставной тверской губернатор , вице-президент Медико-хирургической Академии . В доме Всеволжских арендовали помещения оптик С. Кони, дантист И. Кони, спичечная фабрика Г. Гамелина. В середине 1840-х годов участок перешёл детям типографа и издателя А. Семена — колежному секретарю А. А. Семену и его сестре М. А. Гларнер, у которых в конце 1840-х годов владение приобрёл владелец магазина обоев Ф. Ф. Дабо . В 1850-х годах здесь располагались: магазин и оптическая мастерская П. Комарова; оптический и механический магазины ; торговавший изделиями из металла «Прусский магазин» Кригера и Кача; магазин парижских перчаток фирмы «Братья Бауссонад».
Пассаж Сан-Галли
В 1876 году владение приобрёл купец 2-й гильдии Б. К. Халатов, а в 1880 году оно перешло к владельцу чугонолитейного производства, гласному Петербургской городской думы, почетному члену Совета торговли и мануфактур Ф. К. Сан-Галли .
В 1883 году по заказу Сан-Галли архитектор А. А. Мартынов соединил два существовавших ранее одноэтажных каменных строения остеклённым чугунным сводом и приспособил их для выставочных залов изделий Сан-Галли и для других магазинов. В пассаже Сан-Галли размещались: магазин фарфора графа Иоганна Гарраха; оружейный магазин торгового дома «Э. Бернгард и К°»; ювелирный «Пале-рояль»; художественных произведений И. Дациаро; роялей К. Шрёдера.
В 1915 году пассаж Сан-Галли попал в число принадлежавших иностранцам магазинов, пострадавших в ходе немецких погромов .
«Питтореск» и «Красный петух»
Летом 1917 года здание было приобретено московским предпринимателем Н. Д. Филипповым , одним из наследников знаменитого московского булочника который решил устроить здесь кафе «Питтореск». В оформлении кафе по проекту и под руководством Г. Б. Якулова стенные росписи на темы стихотворения А. Блока «Незнакомка» были выполнены художниками Л. А. Бруни , А. А. Осмеркиным , Н. А. Удальцовой , стеклянный потолок расписывал В. Е. Татлин , дизайн необычных светильников из гнутой жести разрабатывал А. М. Родченко (это была его первая дизайнерская работа), в создании люстр участвовал скульптор П. И. Бромирский , вращающиеся элементы декоративного решения зала воплощал в материале Н. Голощапов . В кафе была устроена эстрада, на которой выступали В. В. Маяковский , Д. Д. Бурлюк , В. В. Каменский , в марте 1918 года В. Э. Мейерхольдом здесь была поставлена «Незнакомка» А. Блока .
30 января 1918 года кафе «Питтореск» было открыто и передано Филипповым директору бывшего театра Корша М. Шлуглейту , который заключил договор с художественной коллегией кафе в составе В. Мейерхольда, Г. Якулова, В. Вермель и А. Кроль. Однако в дальнейшем М. Шлуглейт передал кафе предпринимателю Г. Бутлеру, в связи с чем возникла угроза реорганизации артистического кафе в варьете .
К осени 1918 года кафе перешло в ведение театрального отдела Наркомпроса и получило новое название «Красный петух». В 1-ю годовщину Октябрьской революции здесь прошла премьера поставленного А. Я. Таировым спектакля «Зелёный попугай» в декорациях Г. Б. Якулова . Кафе, ставшее своеобразным клубом работников искусств, посещали В. В. Маяковский, А. В. Луначарский , В. Э. Мейерхольд , В. Я. Брюсов и другие . «Красный петух» просуществовал недолго и был закрыт в 1919 году . В годы НЭПа здание вновь на недолгое время стало торговым. В конце 1920-х годов здесь размещалась Контора Центрального промышленного района Табачного синдиката и издательство «Московский рабочий» .
Московский дом художника
С 1930 года здание используется для проведения художественных выставок: до 1953 года здесь размещался Всероссийский союз кооперативных товариществ работников изобразительного искусства «Всекохудожник», а после его ликвидации и по нынешний день — Московский дом художника . В годы Великой Отечественной войны художники писали в этом здании « Окна ТАСС ». В 1965 году фасад здания, выступающий на три метра за красную линию улицы, снесли, а само здание капитально перестроили и заново оформили в «современном стиле» : вместо двух выставочных залов теперь стало пять. В обновлённом пассаже первой открылась выставка произведений скульптора С. Т. Конёнкова , приуроченная к 90-летию со дня его рождения .
В 2001 году по сохранившимся чертежам XIX века в здании были проведены реставрационные и отделочные работы под руководством архитектора А. Д. Студеникина , в ходе которых пассажу был возвращён дореволюционный вид. Участники работ по восстановлению здания были признаны победителями конкурса на лучшую реставрацию памятников архитектуры . Современный Московский дом художника объединил в своих стенах помещения для выставок и ярмарок, вегетарианский ресторан « Джаганнат », салон подарков, художественный салон для дизайнеров . Здание является объектом культурного наследия регионального значения .
См. также
Примечания
- ↑ . Официальный сайт Московского дома художников. Дата обращения: 9 февраля 2011. Архивировано из 27 ноября 2011 года.
- . Официальный сайт Московского дома художников. Дата обращения: 9 февраля 2011. Архивировано из 10 апреля 2012 года.
- . Официальный сайт Московского дома художников. Дата обращения: 9 февраля 2011. Архивировано из 10 апреля 2012 года.
- Соломко В. С. . Энциклопедия «Санкт-Петербург». Дата обращения: 9 февраля 2011. 1 ноября 2013 года.
- ↑ Шевченко А. . Ведомости № 214 (22 ноября 2004). Дата обращения: 9 февраля 2011. Архивировано из 31 августа 2014 года.
- . Официальный сайт Московского дома художников. Дата обращения: 9 февраля 2011. Архивировано из 10 апреля 2012 года.
- , с. 540.
- , с. 540—542.
- ↑ . Официальный сайт Московского дома художников. Дата обращения: 9 февраля 2011. Архивировано из 10 апреля 2012 года.
- Об этой угрозе Г. Б. Якулов сообщал в своём письме наркому А. В. Луначарскому — см.: Агитационно-массовое искусство первых лет Октября». — М., 1971. — С. 128.
- , с. 649.
- ↑ Федосюк Ю. А. Москва в кольце Садовых. — 2-е, перераб. изд. — М. : Московский рабочий, 1991. — С. 52—62. — 496 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-239-01139-7 .
- Москва в планах. Справочник-путеводитель. — 3-е, перераб. и доп. изд. — М. : Мосрекламсправиздат, 1929. — С. 32, 46, 90, 144, 146—149, 169—171, 324. — 346 с. — 8000 экз.
- . Официальный сайт Московского дома художников. Дата обращения: 9 февраля 2011. Архивировано из 10 апреля 2012 года.
- Двинский Э. Я. Москва от А до Я. — 2-е изд. — М. : Московский рабочий, 1976. — С. 172. — 456 с. — 75 000 экз.
- ↑ , с. 242.
- . Официальный сайт Московского дома художников. Дата обращения: 9 февраля 2011. Архивировано из 8 февраля 2012 года.
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine Постановление Правительства Москвы от 15 августа 2002 г. № 466-РМ
- . Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 15 марта 2017. 16 марта 2017 года.
Литература
- Федосюк Ю. А. Москва в кольце Садовых. — 2-е, перераб. изд. — М. : Московский рабочий, 1991. — С. 52—62. — 496 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-239-01139-7 .
- Сытин П. В. История московских улиц. — М. : Эксмо , 2008. — С. 140—143. — 512 с. — 5100 экз. — ISBN 978-5-699-24988-6 .
- / Отв. ред. И. А. Савина, М. В. Ляпина, Е. И. Степанова. — М. : ОГИ, 2012. — С. 242—243. — 319 с. — ISBN 978-5-94282-690-1 .
- Сидорина Е. В. Этот сложный конструктивизм: Георгий Якулов // "Сидорина Е. В." Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды о русском авангарде. — М. : Прогресс-Традиция , 2012. — С. 539—557,647—650. — 656 с. — ISBN 978-5-89826-365-2 .
Ссылки
- . Официальный сайт Московского дома художников. Дата обращения: 9 февраля 2011. Архивировано из 8 февраля 2012 года.
- (инф. о лоте на сайте аукц. дома «Литфонд»)
- 2020-02-13
- 1