Interested Article - Гульбранссон, Олаф

Олаф Леонард Гульбранссон ( норв. и нем. Olaf Leonhard Gulbransson ; 26 мая 1873 , Христиания 18 сентября 1958 , г. Шерерхоф близ Тегернзе ) — норвежский художник , график и карикатурист.

Жизнь и творчество

О. Л. Гульбранссон родился в семье печатника шведского происхождения. В 1885—1893 годах он учился в Королевской школе искусств и ремёсел в Осло (в то время — Христиания ). Начиная с 1890 года Гульбранссон начал публиковать свои карикатуры на политическую тематику в различных норвежских периодических изданиях. Занимался также иллюстрированием книг. В 1897 году художник женился на Инге Лиггерн, в этом браке у них родились две дочери. В 1899 году состоялась первая выставка работ Гульбранссона в Осло. Около 1900 года он уехал в Париж и поступил там в Академию Коларосси .

В 1902 году художник, по приглашению издателя журнала « Симплициссимус », Альберта Лангена, приехал в Мюнхен . Первые его рисунки в «Симплициссимусе» появились в декабре 1902 года. Вскоре после этого он развёлся с И. Лиггерн и в 1906 году женился на сотруднице журнала — поэтессе Маргарете Йели. Кроме работы в «Симплициссимусе», Гульбранссон занимался сценическим оформлением театральных постановок (например, пьесы Г. Майринка «Рабыня из Родоса» (1912)), кукольного спектакля «Лоэнгрин» ). В 1914 году он стал членом движения Берлинский сецессион , поддерживал дружеские отношения с такими мастерами искусств, как Макс Либерман , Пауль Вегенер и Генрих Цилле . В 1916 году Гульбранссон был призван на воинскую службу, которую проходит при отделении пропаганды министерства иностранных дел Германии. В 1917 году он стал членом Берлинской академии искусств .

В конце Первой мировой войны О. Гульбранссон вернулся в Мюнхен. В 1922 году он расстался со своей второй женой и переехал в Партенкирхен. В том же году художник отправился в Копенгаген , чтобы сделать для газеты «Политикен» портреты известных датчан. В 1923 он развёлся с М. Йели и женился в третий раз на внучке писателя Б. Бьёрнсона , Дагни, бывшей также племянницей издателя «Симплициссимуса» А. Лангена. Отправившись в длительное свадебное путешествие в Норвегию, Гульбранссон написал для газеты Tidens Tegn серию рисунков-портретов знаменитых норвежцев. В 1924 году состоялась выставка его работ в Берлинской академии искусств, она также прошла в Дрездене и Лейпциге. В 1925 году он (совместно с Эдвардом Мунком ) стал почётным членом Мюнхенской академии художеств ; он также теперь — профессор Королевской школы прикладного искусства в Мюнхене. При поддержке Макса Либермана Гульбранссон открыл в центре Берлина художественную мастерскую, в последующие 1920-е годы он — многократный участник выставок в Берлинской академии, иллюстрировал сказки Г. Х. Андерсена . С 1927 года художник — снова в Мюнхене. В 1929 он замещал профессуру художника Франца фон Штука в мюнхенской Академии.

Вскоре после прихода национал-социалистов к власти в Германии состоялась выставка работ О. Гульбранссона, приуроченная к его 60-летию (в берлинской Академии). Продолженная затем в Мюнхене, эта экспозиция была через 2 дня работы закрыта по распоряжению местных нацистских властей. Художник понял этот сигнал и с тех пор послушно сотрудничал с нацистами, что вызывало вначале недоумение, а затем и презрение его бывших друзей, оставшихся антифашистами и видевшими отныне в О. Гульбранссоне коллаборациониста. В своих рисунках и карикатурах художник отстаивал национал-социалистическую политику; даже после оккупации нацистской Германией его родины Норвегии, главной темой его карикатур оставалось высмеивание «врагов Рейха», в особенности У. Черчилля . В 1941 году О. Гульбранссон стал почётным членом «Союза берлинских художников», в 1944-м он получил норвежскую премию в области культуры.

После окончания войны О. Гульбранссон жил и работал уединённо на своей ферме Шерерхоф; он занимался преимущественно иллюстрированием книг. В 1953 году состоялась большая выставка его работ в Ганновере . В 1955 году ему была присуждена «Премия в области изобразительных искусств» города Мюнхена, в 1958-м — премия Й. Э. Дрекселя города Нюрнберга . Скончался на своей ферме Шерерхоф вследствие инсульта.

В 1993 году в Германии была учреждена для особо одарённых молодых художников.

Рисунки (избранное)

  • 24 Karikaturen , Christiania (Oslo), 1901.
  • Berühmte Zeitgenossen , München, 1905.
  • Aus meiner Schublade , München, 1912.
  • Es war einmal , München, 1934.
  • Lieber Olaf! Liebe Franziska! , München, 1950.

Стиль

Ранние работы О. Гульбранссона были созданы в традициях северного экспрессионизма , а также в стиле модерн (нем. Jugendstil ). В период сотрудничества с журналом «Симплициссимус» художник разрабатывал свой индивидуальный стиль рисунка, характеризующийся исключительной точностью изображения и чёткостью линий. Многоцветные произведения его — плакатного типа.

Литература

  • Ludwig Thoma, Olaf Gulbransson: Lausbubengeschichten , Piper 1966.
  • Olaf Gulbransson, Eugen Roth: Olaf Gulbransson , Bruckmann (1959); ASIN B0000BIWE7
  • Dagny Björnson Gulbransson: Das Olaf Gulbransson Buch , Langen Müller Verlag München (2. überarbeitete Auflage) 1977; ISBN 3-7844-1655-1 . Auflage: April 1977. Spätere Auflagen in 1983 und 1986.
  • Olaf Gulbransson 1873—1958 , Werke und Dokumente. — ISBN 978-3791305301
  • Claus Pese: Mehr als nur Kunst. Das Archiv für Bildende Kunst im Germanischen Nationalmuseum, Ostfildern-Ruit 1998 ( Kulturgeschichtliche Spaziergänge im Germanischen Nationalmuseum , Bd.2). — S. 91—94.
  • Olaf G. , Text und Zeichnungen: Lars Fiske/Steffen Kverneland, Avant Verlag, ISBN 978-3939080268

Примечания

  1. (бук.) — . — ISSN

Ссылки

Источник —

Same as Гульбранссон, Олаф