Дом у озера (фильм, 2006)
- 1 year ago
- 0
- 0
«У о́зера» — советский двухсерийный чёрно-белый драматический художественный фильм 1969 года , режиссёра Сергея Герасимова . Является вторым фильмом дилогии о людях 1960-х годов (первый фильм — « Журналист » (1967)).
Повествует о взаимоотношениях между человеком и природой в эпоху научно-технического прогресса , о проблеме защиты уникального пресноводного озера Байкал от промышленного загрязнения, после введения в эксплуатацию строящегося на его берегу целлюлозно-бумажного комбината .
В широкий советский прокат картина вышла 13 апреля 1970 года.
В 1970 году драма «У озера» названа «Лучшим фильмом года» по итогам опроса читателей журнала «Советский экран» .
Действие фильма охватывает временной период первой половины 1960-х годов. События картины рассказаны Леной Барминой от первого лица.
На берегу Байкала работает научная лаборатория профессора Бармина, изучающего озеро. В небольшом посёлке растёт дочь профессора Лена, в первой серии она заканчивает 10-й класс средней школы. На южном берегу озера собираются строить целлюлозно-бумажный комбинат . Представители предприятия и его будущий директор Василий Черных приезжают для консультаций к Бармину. Учёный и его сподвижники занимают непримиримую позицию по отношению к возведению комбината, чьи отходы безнадёжно испортят экосистему озера. Черных открыт к дискуссиям и собирается построить при комбинате уникальную в стране систему полной очистки сточных вод . Лена постепенно сближается с немолодым директором комбината. На строительство приезжает журналист Валя Королькова, ищущая героев своего времени. Она знакомится с Леной.
Во второй серии Лена окончила школу и работает в библиотеке при посёлке возле комбината. Первая очередь предприятия сдана в эксплуатацию. Комбинат посещает правительственная комиссия, которая проводит самую тщательную инспекцию очистных сооружений. Тем не менее, вопрос о влиянии вредных сливов на озеро остаётся открытым. Принципиальная гражданская позиция Бармина приводит его в итоге в больницу с сердечным приступом. Между Леной и Василием Черных возникают чувства, но, узнав о том, что её возлюбленный женат, Лена решает завершить с ним отношения, после чего уезжает вместе с Валей Корольковой на Лену на новую работу.
Прототипом одного из главных героев фильма стал учёный-байкаловед Михаил Михайлович Кожов .
Кинокритик Людмила Погожева считала, что «фильм богат мыслями, полифоничен по своему решению» . Кинокритик Евгений Сурков также писал, что фильм полифоничен и многотемен . Он отмечал полемичность фильма, что «раздумья философского значения переплетаются в нём с газетной „злобой дня“» .
Киновед Владимир Баскаков так оценивал фильм: «Художническое зрение режиссёра обострилось и углубилось. Он сумел увидеть в действительности и воссоздать на экране яркие индивидуальные портреты современников. Лена Бармина (актриса Наталья Белохвостикова), её отец, учёный Бармин (Олег Жаков), начальник строительства Василий Черных (Василий Шукшин) — всё это люди интересные, незаурядные, масштаб их личности соответствует масштабу эпохи, характеру времени» .
Теоретик кино Александр Мачерет указывал, что «в фильме „У озера“ убеждает не искусственно придуманная фабульная модель, но свободно развивающийся сюжет, образуемый сложным сцеплением многозначных образов» .
Киновед Александр Фёдоров констатировал, что фильм «в начале 1970 года стал одним из самых важных культурных событий СССР» .