Interested Article - Керубини, Луиджи

Луиджи Керубини (полное имя — Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Керубини ; итал. Maria Luigi Carlo Zenobio Salvatore Cherubini ; 14 сентября 1760 , Флоренция , — 15 марта 1842 , Париж ) — итальянский композитор , музыкальный педагог и музыкальный теоретик, главный представитель жанра опера спасения ; большую часть своей жизни проведший во Франции (с 1788 до кончины).

Биография

Луиджи родился в семье музыканта Бартоломео Керубини и под его руководством получил начальное музыкальное образование; продолжил в Болонье у Джузеппе Сарти , под его руководством изучал контрапункт и полифоническое письмо, осваивал жанры духовной музыки мессы , литании и мотета , и наиболее распространённые в то время светские жанры: оперы-seria и оперы-buffa , из которых первая считалась аристократической, а вторая пользовалась наибольшей популярностью .

Музыку Керубини сочинял с детства; поначалу преимущественно церковную: к 18 годам на его счету было уже 38 опусов; к жанру оперы впервые обратился в 15 лет, написав комическое интермеццо «Игрок» (Il giocatore) . Его первая полномасштабная опера — «Квинт Фабий», поставленная в 1779 году, — сразу же привлекла внимание к молодому композитору: заказы приходили не только из итальянских городов — Рима , Флоренции , Венеции и др., но и из Лондона .

В начале 80-х Керубини покинул Италию и поселился в Лондоне, где в 1784—1786 годах занимал пост придворного композитора Георга III . После недолгого пребывания в Италии, где в туринском театре «Реджо» была поставлена его опера-сериа «Ифигения в Авлиде», Керубини в 1788 году обосновался в Париже , где жил до конца своих дней. Первой поставленной в Париже оперой стал «Демофонт», написанный на либретто Ж.-Ф. Мармонтеля (1788); в 1789 году Керубини сменил Никколо Пиччини на посту руководителя Итальянской оперы .

Увлечённый идеями Великой французской революции , Керубини стал одним из главных её композиторов, создавал гимны, песни, марши, пьесы для торжественных шествий и траурных церемоний Революции, в их числе «Республиканская песнь», «Гимн братства», «Гимн Пантеону», Траурный марш .

В эти же годы операми «Лодоиска» (1791) и «Элиза» (1794) Керубини создал новый оперный жанр — так называемую «оперу спасения», героическую, остросюжетную музыкальную драму, основной темой которой была борьба с тиранией. В этот период Керубини уже становится убеждённым последователем Глюка , не только в его понимании назначении оперы, но и в выборе музыкальных средств, отдавая предпочтение классической простоте, законченности формы, мелодической ясности. Эти принципы Керубини развивал и в следующих своих операх: «Медея» (1797), «Два дня» (или «Водовоз», 1800), «Анакреон» (1803), «Фаниска» (1806)

В 1795 году Керубини стал одним из основателей Парижской консерватории и много сил отдал её организации и совершенствованию. С первых дней он был преподавателем и инспектором, с 1816 года профессором, а в 1822 году назначен директором и занимал этот пост до 1841 года. Он воспитал немало учеников, среди которых Даниэль Франсуа Обер , Фроманталь Галеви , оставил несколько научно-методических трудов, в том числе учебник по вокалу, благословил совсем юного Феликса Мендельсона и предрёк ему большое будущее.

Пришедший к власти в 1799 году Наполеон находил музыку Керубини «слишком громкой», однако ценил его как музыкального деятеля и дирижёра, — положение Керубини не ухудшилось. Оно не ухудшилось и в период Реставрации : к 1815 году Керубини был уже настолько признан, как во Франции, так и за её пределами, что именно ему, бывшему композитору Революции, была заказана коронационная месса для Людовика XVIII , а затем и Реквием памяти казнённого в 1793 году Людовика XVI . В 1816 году Керубини был назначен верховным интендантом музыки и возглавил Королевскую капеллу .

После «Абенсераги», поставленной на сцене Королевской академии музыки в 1813 году, Керубини уже крайне редко обращался к жанру оперы, больше внимания уделяя консерватории, а в области композиции отдавая предпочтение духовной музыке, камерной и симфонической .

Если верить М. Морамарко , Керубини был масоном , членом масонской ложи «Сен-Жан де Палестин» Великого востока Франции .

Творчество

Когда в 1818 году Л. ван Бетховена спросили, кого он считает величайшим из современных композиторов, кроме себя самого, Бетховен ответил: «Керубини». Им восхищались Дж. Верди и Р. Вагнер , Р. Шуман и И. Брамс ; его влияние заметно в операх К. М. фон Вебера и Г. Спонтини . И. В. Гёте , который считал, что в оперном жанре музыка должна соответствовать литературной основе («опера доставляет мне радость, когда либретто так же хорошо, как и музыка, и они, как говорится, идут нога в ногу»), говорил в октябре 1828 года: «Ежели вы спросите, какая опера мне по душе, я отвечу: „Водовоз“, в ней либретто так хорошо сделано, что его можно ставить на театре и без музыки, просто как пьесу, которая, конечно же, доставит удовольствие зрителям» .

Луиджи Керубини написал свыше 30 опер , из которых наиболее успешными и до сих пор востребованными являются, прежде всего, « » ( фр. Médée , 1797), « » ( фр. Les Deux Journées , 1800; в России ставилась под названием «Водовоз»), «Анакреон, или Мимолётная любовь» ( фр. Anacreon, ou L'Amour fugitif , 1803 ). Зрелые оперы Керубини далеко уходят от традиции лёгкой итальянской оперы в сторону музыкального драматизма Глюка .

Керубини принадлежат также 11 месс, мотеты и антифоны . В этой части его наследия особое место занимают два реквиема , из которых первый (до минор, 1816, памяти Людовика XVI ) Бетховен считал лучшим сочинением этого жанра. Именно Реквием Керубини был исполнен на похоронах Бетховена. Второй Реквием (ре-минор, 1836), несентиментальное сочинение для мужского хора, был согласно завещанию исполнен на похоронах самого Керубини.

Сочинения

Могила Керубини на кладбище Пер-Лашез

Оперы

Ниже приведён полный список опер Керубини. В скобках указаны дата и место первой постановки.

Интермеццо (итальянские)

  • Amore artigiano (то есть Ремесленная любовь ; Фьезоле, 1773).
  • «Игрок» ( Il giocatore ; Флоренция, 1775?; утерян).
  • Без названия (Флоренция, 1778).

Итальянские

  • «Квинт Фабий» ( Il Quinto Fabio ; Алессандрия, 1779; вторая версия — Рим, 1783).
  • «Армида» ( Armida abbandonata , то есть Армида отверженная ; Флоренция, 1782).
  • «Адриан в Сирии» ( Adriano in Siria ; Ливорно, 1782).
  • «Мезенций, царь Этрурии» ( Mesenzio, re d’Etruria ; Флоренция, 1782).
  • Lo sposo di tre e marito di nessuna (то есть Обрученный с тремя и не женатый ни на одной ; Венеция, 1783)
  • «Александр в Индиях» ( L’Allessandro nelle Indie ; Мантуя, 1784).
  • «Идалида» ( L’Idalide ; Флоренция, 1784).
  • «Деметрий» ( Demetrio ; Лондон, 1785).
  • «Мнимая принцесса» ( La finta principessa ; Лондон, 1785).
  • «Юлий Сабин» ( Il Giulio Sabino ; Лондон, 1786).
  • «Ифигения в Авлиде» ( Ifigenia in Aulide ; Турин, 1788).
  • «Олимпиада» ( Olimpiade ; неоконченная).

Французские

  • «Демофон» ( Démophoon ; Париж, 1788).
  • « Лодоиска » ( Lodoïska ; Париж, 1791).
  • « » ( Eliza, ou le voyage aux glaciers du Mont Saint-Bernard , то есть Элиза, или путешествие на ледники горы Сен-Бернард ; Париж, 1794).
  • « » ( Médée ; Париж, 1797, либретто Франсуа Бенуа Гофмана ).
  • « » ( L’hôtellerie portugaise ; Париж, 1798).
  • «Наказание» ( La punition ; Париж, 1799).
  • «Узница» ( La prisionnière ; Париж, 1799).
  • « »; Les deux journées, ou Le porteur d’eau) ; Париж, 1800).
  • «Эпикур» ( Epicure ; Париж, 1800).
  • « » ( Anacréon ou l’amour fugitif ; Париж, 1803).
  • « » ( Faniska ; Вена, 1806).
  • «Пигмалион» ( Pimmalione ; Париж, 1809).
  • «Крещендо» ( Le Crescendo ; Париж, 1810).
  • « » ( Les Abencérages, ou L'étendard de Grenade , то есть Абенсераги, или гранадское знамя ; Париж, 1813).
  • «Баярд в Мезьере» ( Bayard à Mézières ; Париж, 1821).
  • Blanche de Provence, ou La cour de fées (то есть Бланш из Прованса, или суд фей ; Париж, 1821).
  • «Маркиза де Бренвилье» ( La marquise de Brinvilliers ; Париж, 1831).
  • « » (Ali-Baba ou Les quarante voleurs; Париж, 1833).

Прочее

  • « » ( Le congrès des rois ; Париж, 1794; совместно со множеством других композиторов).
  • Koukourgi (1792—1793; вновь открытая опера, впервые поставлена в 2010 году ).

Духовная музыка

Мессы

От Керубини сохранилось одиннадцать месс, четыре и них были опубликованы при его жизни и имеют номера.

  1. Месса D-dur (Kyrie и Gloria) для солистов (SATB), четырёхголосного хора и оркестра (Флоренция, 1773).
  2. Месса C-dur (Kyrie и Gloria) для солистов (SATB), четырёхголосного хора и оркестра (Флоренция, 1774).
  3. Месса C-dur (Kyrie и Gloria) для солистов (SATB), четырёхголосного хора и оркестра (Флоренция, 23 августа 1775).
  4. Месса № 1 F-dur (для принца Шиме ) для солистов (STB), трёхголосного хора и оркестра (1808—1809, 1810).
  5. (для ) для солистов (SATB, дополнительно в одном номере вторые сопрано и тенор), четырёхголосного хора и оркестра (1811).
  6. (1816).
  7. Торжественная месса Es-dur (1816).
  8. Торжественная месса E-dur для солистов (SATB), четырёхголосного хора и оркестра (1818).
  9. , для коронации Людовика XVIII (1819).
  10. Торжественная месса (краткая) B-dur (1821).
  11. , для коронации Карла X (1825).
Утерянные и спорные
  • Месса для хора и оркестра (Флоренция, 3 августа 1776; утеряна).
  • Месса «Te laudamus Domine », op. 20.
  • Petite messe de la Sainte Trinité d-moll (ок. 1817).
Реквиемы
  • Реквием № 1 c-moll для четырёхголосного хора и оркестра (1816; Сен-Дени , 21 января 1817), написан для годовщины гибели Людовика XVI .
  • для трёхголосного мужского хора (1836; Парижская консерватория, 23 марта 1838).

Прочее

  • 38 мотетов.
  • Антифоны.

Произведения для оркестра

  • Симфония D-dur (1815).
  • Концертная увертюра (1815).
  • Траурный марш к Реквиему № 1 (1820).
  • Marche religieuse к мессе № 3 A-dur (1825).

Камерные произведения

  • Шесть сонат для клавесина (1780):
    • № 1 F-dur.
    • № 2 C-dur.
    • № 3 B-dur.
    • № 4 G-dur.
    • № 5 D-dur.
    • № 6 Es-dur.
  • Шесть струнных квартетов:
    • № 1 Es-dur (1814).
    • № 2 C-dur (1829).
    • № 3 d-moll (1834).
    • № 4 E-dur (1834—1835).
    • № 5 F-dur (1835).
    • № 6 a-moll (1835—1837).
  • Струнный квинтет (для двух скрипок, альта и двух виолончелей) e-moll (1837).

Примечания

  1. Louis Charles Zanobi Salvadore Cherubini // (фр.) — .
  2. Luigi Cherubini // — 2005.
  3. Marie Louis Charles Zenobie Salvator Cherubini // (англ.)
  4. — 1808.
  5. Грищенко C. M. Керубини Л. М. К. З. С. // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М. : Советская энциклопедия, Советский композитор, 1974. — Т. 2 .
  6. Рыцарев С. . Belcanto.ru. Дата обращения: 17 июня 2013. 18 июня 2013 года.
  7. Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  8. Цодоков Е. . OperaNews.ru. Дата обращения: 11 июня 2013. 11 июня 2013 года.
  9. Mougeot F. Cherubini. Messen // EMI
  10. Эккерман И. П. Разговоры с Гёте / Пер. с нем. Н. Ман. Вступ. статья Н. Вильмонта, коммент. А. Аникста. — М. : Художественная литература, 1981. — С. 265. — 687 с.
  11. . www.boosey.com. Дата обращения: 24 апреля 2019. 15 августа 2020 года.

Ссылки

Источник —

Same as Керубини, Луиджи