Самудрагупта
- 1 year ago
- 0
- 0
Мудра ( санскр. मुद्रा , IAST : mudrā , «печать, жест, знак») — в индуизме и буддизме — символическое , ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов .
Также мудры используются в классической йоге . В йоге существуют не только положения рук, как мудры, но и положение тела, например йога-мудра, шактичелани-мудра, которые внешне похожи на асаны ; положение глаз, например самбхави-мудра, языка — надхо-мудра, и даже ануса — ашвини-мудра . В Гхеренда самхита можно встретить 25 мудр, однако в сумме с другими источниками мудр гораздо больше .
Шумерский: musara (𒈬𒊬𒊏) "именная надпись" > аккадский: mušarû (𒈬𒊬) > иранский: *muzrā > *mudrā > индоарийский: mudrā "печать".
Мудра Абхая ( санскр. अभय , IAST : abhaya , букв. «без страха») мудра символизирует бесстрашие, уверенность, отсутствие опасений, дарование защиты и, одновременно, доброжелательность.
Абхая мудра выполняется следующим образом:
На примере этой мудры видно, как ритуальные жесты происходят от естественных движений руки — с незапамятных времен открытая в приветствии ладонь символизирует отсутствие в руке оружия и, как следствие, доброжелательность, а ладонь, выставленная перед собой — останавливающий знак, «стоп».
Это жест утверждения силы в индуистской иконографии, означающий, помимо всего прочего, покровительство, одобрение и гарантию безопасности.
Из индуизма Абхая мудра «перекочевала» в буддизм . Она присутствует в старейшей сохранившейся школе буддизма, Тхераваде (или, иначе, Хинаяне ). В традиции тхеравады абхая-мудра обычно строится следующим образом: кисть правой руки поднята на высоту плеч, рука наклонена, ладонь развернута наружу, пальцами вместе и вверх, левая рука покоится вдоль тела вниз (в положении стоя).
Божества с Абхая мудрой, сопровождаемой другой мудрой, часто встречаются на изображениях северных школ Махаяны . В царстве Гандхара, во времена легендарного правителя и популяризатора буддизма, царя Ашоки , эта мудра употреблялась в качестве символа проповедования. Абхая мудра часто присутствует на статуях «идущего Будды» в Лаосе и Таиланде. Также Абхая мудра является атрибутом японского направления буддизма Ваджраяны — Сингон , где выполняется с чуть выдвинутым вперед средним пальцем. Это мудра Авалокитешвары , Будды Амогхасиддхи, Будды Дипанкары, Бодхисаттвы Кшитигарбхи, Зелёной Тары и некоторых других божеств и святых.
Мудра Бхумиспарша ( санскр. भूमिस्पर्श , IAST : bhūmisparśa , «касание земли») олицетворяет Будду, берущего землю в свидетели. Мудра напоминает о том, как Будда взял землю в очевидцы, когда разрешил проблему прекращения страданий , во время размышления под деревом Бодхи в позе «лотоса»: правая рука касается земли кончиками пальцев рядом с правым коленом, либо же только указательным пальцем, опущенным вниз и касающимся земли, с левой рукой, обычно покоящейся на верхней части левого бедра, ладонью, развернутой кверху. Мудра так же может олицетворять подчинение Мары .
Мудра Дхармачакра ( санскр. धर्मचक्र , IAST : dharmacakra , «управление законом») олицетворяет наивысший момент в жизни Будды, когда, после достижения просветления , он читал свою первую проповедь в Сарнатхе . Обычно, только Гаутама Будда изображается с этой мудрой, обозначая Майтрейю как хранителя Закона. Эта мудра обозначает поворот колеса Закона. Мудра строится следующим образом: правая рука на уровне груди, ладонь развернута вертикально наружу, пальцы согнуты, большой и указательный пальцы касаются друг друга. Левая рука, с таким же расположением пальцев горизонтально развернута к груди. Эта мудра так же известна как Витарка ( санскр. वितर्क , IAST : vitarka , «доказательство, увещевание»), Карана ( санскр. करण , IAST : karaṇa , «религиозное, магическое [действие]») и Вьяхьяна -мудра.
Мудра Витарка ( санскр. वितर्क , IAST : vitarka , «доказательство, увещевание»), является разновидностью дхармачакра-мудры , и, обычно, несёт тот же сакральный смысл. Разница в построении состоит в том, что в витарке ладони обеих рук развернуты наружу от груди, пальцы выпрямлены (пальцы правой руки указывают вверх, левой — вниз), указательные и большие пальцы соединены. Также в буддизме символический жест дебатирующего, жест во время диспута и во время изложения учения. Это жест бодхисаттвы Майтреи, некоторых других божеств и святых.
Мудра Дхьяна ( санскр. ध्यान , IAST : dhyāna , «медитация, концентрация») — мудра медитации , сосредоточенности. Обе руки покоятся внизу живота ладонями вверх, распрямлённые пальцы правой руки над распрямлёнными пальцами левой (либо с соприкасающимися средними фалангами пальцев, см. изображение), большие пальцы рук касаются друг друга, формируя «мистический треугольник», духовное пламя Триратны , олицетворяя три драгоценности . Эта мудра использовалась в изображениях Будды Шакьямуни и Будды Амитабхи . Иногда эту мудру использовали в изображении , Будды-врачевателя.
Мудра Варада ( санскр. वरद , IAST : varada , «подающий, дарующий») олицетворяет приветствие, милосердие, сострадание и искренность.
Зачастую изображается при помощи левой руки теми, кто подвязался на служение спасению человечества. Рука с развёрнутой наружу раскрытой ладонью указывает вниз. Обычно варада-мудра используется в паре с другой мудрой, изображаемой правой рукой, чаще всего — абхая-мудрой .
Мудра Ваджра ( санскр. वज , IAST : vajra , «алмаз») — мудра Шести элементов , мудра знания. Составляется из правой руки, кулаком охватывающей указательный палец левой руки, направленный вверх; остальные пальцы левой руки так же сжаты. Мудра призвана олицетворять единство пяти мировых элементов (воды, земли, огня, воздуха и металла) с духовным самосознанием.
Мудра Варуны — бога воды. Выполняется мудра так: мизинец правой руки сгибается до касания к основанию большого пальца, которым слегка прижимается мизинец. Левая рука обхватывает правую снизу, при этом большой палец левой руки располагается на большом пальце правой руки. Выполняется для выведения излишней слизи из организма, которая, согласно восточным концепциям, способна вызвать энергетическую блокаду всего организма. [ источник не указан 1883 дня ]
Мудра Анджали ( санскр. अञ्जलि , IAST : añjali , «[жест-]приветствие») символизирует приветствие, уважение, благоговение. Является одной из наиболее распространённых и широко используется и по сей день в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке . Представляет собой традиционный «молельный жест»: руки соприкасаются распрямлёнными ладонями на уровне груди, ладони чуть наклонены вперёд.
Дигдзуб-мудра (тиб. sdigs mdzub, букв. грозный жест указательным пальцем; жест скорпиона, мудра угрозы) — в тантрическом буддизме жест подчинения вредоносных энергий, устранения негативных влияний. Мудра Ваджрапани и некоторых других гневных божеств.