Ван дер Вейден, Рогир
- 1 year ago
- 0
- 0
« Портрет дамы » — миниатюрный портрет работы нидерландского художника Рогира ван дер Вейдена , написанный приблизительно в 1460 году в технике станковой живописи . Портрет состоит из геометрических фигур, которые формируют вуаль, вырезы платья, лицо и руки модели; свет освещает её лицо и головной убор. Контраст темноты и света увеличивает почти неестественную красоту модели, добавляя ей готической элегантности.
Ван дер Вейден был поглощён портретной живописью к концу жизни и высоко ценился последующими поколениями художников за проницательную передачу характера изображаемого образа. В этой работе покорность женщины передана через её хрупкое телосложение, опущенный взгляд, сжатые пальцы . Многие черты Дамы выдают стремление ван дер Вейдена соответствовать готическим идеалам — узкие плечи, собранные волосы, высокий лоб, сложный головной убор. «Портрет Дамы» — единственный портрет, подписанный ван дер Вейденом , однако имя модели неизвестно.
Несмотря на то, что ван дер Вейден не был сторонником идеализма, он стремился польстить своим моделям. Так, он изображал своих моделей в роскошной одежде, часто с округленными чертами лица, что зачастую выглядит неестественно. В свои картины ван дер Вейден привносит свою особую эстетичность, женщины в его работах очень часто имеют внешнее сходство друг с другом . С 1937 года эта картина хранится в Национальной галерее искусства ( Вашингтон ). Про этот портрет сказано: «выдающийся среди всех портретов женщин всех школ» .
Женщина возрастом около 20 лет изображена по пояс в левый профиль — три четверти на сине-зелёном фоне. Как и во многих других работах ван дер Вейдена , в «Портрете дамы» присутствует нехватка деталей на заднем плане. Возможно, автор использовал тёмный фон для того, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на модели, подобно своему современнику — ван Эйку (1395—1441) . Прервал эту традицию Ханс Мемлинг (1435—1494), ученик ван дер Вейдена, который стал помещать модель на фоне пейзажа . В «Портрете дамы» же, наоборот, обстановка позволяет зрителю уделить больше внимания лицу модели и её внутреннему самообладанию . Ван дер Вейден сжимает всё внимание зрителя до четырёх главных черт: головного убора женщины, платья, лица и рук. Фон картины темнеет со временем, возможно, что углы, образуемые платьем и атуром , были когда-то более острыми.
На женщине надето элегантное чёрное платье с чёрными тесьмами меха на запястьях и шее . Её одежда выполнена в модном в то время бургундском стиле, который подчёркивает эстетику готического идеала . Её платье стянуто поясом чуть ниже грудей. Окрашенный в мягкие цвета атур покрыт вуалью, которая опускается на плечи модели и касается её рук. Типичная черта ван дер Вейдена — осторожная детализация булавок, фиксирующих вуаль.
Вуаль модели имеет ромбовидные очертания и плавно переходит в жилет, носимый под платьем. Несмотря на то, что дама изображена под небольшим углом, визуально она расположена именно в центре. Такой эффект достигается за счёт смыкающихся линий её рук, выреза платья и вуали . Лицо модели изящно освещено, на её коже не видно контрастов цвета. Визуально вытянутое за счёт прически лицо женщины, выщипанные брови — признаки моды того времени. Волосы зачёсаны назад и прикреплены ободом на оправе атура чуть выше её ушей .
Левое ухо модели, по некоторым оценкам, нарисовано слишком высоко (параллельно глазам, а не носу), возможно, этот приём использован для того, чтобы придать плавность нижней линии правой стороны вуали. В XV веке ношение вуали было признаком скромности, так как вуаль закрывала лицо. Однако, в этом портрете эта деталь направлена на создание противоположного эффекта: она оформляет лицо модели, чтобы привлечь к нему внимание зрителей .
Руки модели сложены как при молитве и расположены в самом низу картины, поэтому кажется, что они служат опорой всему телу модели . Пальцы на руках модели крепко сжаты, возможно для того, чтобы казаться меньше и не отвлекать внимания от лица девушки. Тонкие пальцы модели чётко детализированы — это также одна из черт ван дер Вейдена, который через изображение рук и лица показывал социальное положение своих моделей. Рукава платья опускаются ниже запястий. Изображение согнутых пальцев модели — один из самых детализированных элементов в картине , повторяет пирамидальную форму головного убора в верхней части портрета.
Глаза модели, опущенные вниз, придают картине смиренности, в отличие от её экстравагантной одежды. Показать благочестие — одна из главных целей ван дер Вейдена. Глаза и нос модели удлинены, нижняя губа сделана более полной при помощи цвета. Некоторые вертикальные линии вокруг губ подчеркнуты, зрачки глаз увеличены, брови немного подняты. Вдобавок к этому, контуры её лица выделены таким методом, что это кажется неестественным и абстрактным , особенно для человека XV века . Этот метод описал историк искусств Эрвин Панофский :
«Рогир сконцентрировался на нескольких существенных чертах, которые он выражает с помощью физиогномики и физиологии — прежде всего линиями» " . Высокий лоб и широкий рот модели отражают её страстный, аскетичный характер, наводя на мысли о «нерешённом конфликте в её индивидуальности» .