Interested Article - Павловская, Эмилия Карловна

Эми́лия Ка́рловна Павло́вская , урождённая Бе́ргман (в некоторых источниках — Бе́рман ; ( 28 июля [9] августа 1853 (по другим источникам — 1857 ), Санкт-Петербург , Российская империя 23 марта 1935 , Москва , СССР ) — русская оперная и камерная певица ( лирико-драматическое сопрано ), вокальный педагог, пианистка. Выпускница Санкт-Петербургской консерватории по классу фортепиано и вокала. Солистка Большого театра (сезоны 1883/84, 1888/89) и Мариинского театра (1884—1888). Заслуженная артистка Республики (1925). Заслуженная артистка РСФСР (1934). Герой Труда . Супруга певца С. Е. Павловского .

Первая исполнительница в операх П. И. Чайковского партий Марии Мазепа », 1884 ), Татьяны Евгений Онегин », 1884 ), Кумы Чародейка », 1887 ). Созданный артисткой образ Марии , при жизни композитора, считался критиками лучшим.

Среди лучших партий, исполненных певицей — Аида Аида » Верди ), Валентина Гугеноты » Мейербера ), Виолетта Травиата » Верди ), Кармен Кармен » Бизе ), Манон Леско Манон » Массне ), Маргарита Фауст » Гуно ), Мария Мазепа » Чайковского ), Розина Севильский цирюльник » Россини ), Татьяна Евгений Онегин » Чайковского ).

Биография

Родилась в Петербурге 28 июля [9] августа 1853 года (по другим источникам — в 1857 году). По свидетельству Е. Клейнмихель (урожд. княжны Мещерской) Бергманы происходили из дворян и исповедовали лютеранство .

В биографии младшей сестры Павловской, Фанни Карловны, упоминается о том, что семья Бергман имела некое отношение ко двору великой княгини Елены Павловны , при финансовой поддержке которой возникли Русское музыкальное общество ( 1859 ) и первые классы российской консерватории ( 1862 ) во главе с А. Рубинштейном .

В родительском доме была создана благоприятная атмосфера для развития музыкальных и актёрских данных юной Эмилии Бергман, которая в первом полугодии 1863/64 учебного года являлась ученицей Рубинштейна . В январе 1866 года поступила в Петербургскую консерваторию по классу фортепиано Г. Кросса . Через два года там же начала обучаться пению у профессора К. Эверарди .

В консерватории обучалась бесплатно, так как являлась стипендиаткой великой княгини Елены Павловны . Принимала участие в ученических концертах как пианистка и работала концертмейстером Эверарди. Фортепианный класс окончила в 1869 году, а в 1872 году получила аттестат об окончании класса пения.

В 1873 году уехала совершенствовать вокал в Милан , где и начала . Во время заграничных стажировок совершенствовала вокальное мастерство вместе с сестрой, , у знаменитой певицы Полины Виардо-Гарсиа . Во Франции неоднократно встречалась с И. С. Тургеневым . В 1876 году вернулась в Россию. Её сестра, Фанни Карловна продолжила обучение у Виардо, а после - у Енни Линд , с которой занималась до 1883 года, до возвращения в Россию .

На гравюре 1885 года

Сцену оставила в 1892 году и занялась .

В Москве проживала на углу Арбата и Большого Афанасьевского переулка в Доходном доме № 13 .

Умерла 23 марта 1935 года в Москве. Похоронена на Введенском кладбище (участок № 19) .

Архивные материалы певицы находятся на хранении в ГДМЧ , РГАЛИ , ГЦТМ им. А. А. Бахрушина и ГЦММК им. М. И. Глинки .

Семья

  • Муж — Сергей Евграфович Павловский (1846—1915), оперный певец (лирический баритон), артист Мариинского театра, артист и режиссёр Большого театра, вокальный педагог.
  • Сестра — Фанни Карловна Татаринова, урождённая Бергман Франциска Аннета Карловна(1863, Петербург — 1923, Москва ), окончила Московскую консерваторию по классу драмы Самарина. Вышла замуж за инженера-технолога Василия Степановича Татаринова (ум. 1886). В 1884 году переехала с семьей в Ялту , где вела активную общественную работу: благотворительница, издатель и редактор ежедневной газеты «Ялтинский листок», деятель Ялтинского Отделения ИРМО и «Общины сестер милосердия». В начале 1900-х годов владелица ялтинской гостиницы «Джалита», где собирались видные деятели культуры. Играла на одной сцене со Станиславским , М. Петипа , Горевым и др. В дальнейшем преподавала в МХТ . Горячая поклонница А. П. Чехова , т. н. «антоновка». Похоронена на Введенском кладбище .
  • Племянник — Константин Васильевич Татаринов (ум. в 1897).
  • Племянница — Анна Васильевна Угричич-Требинская, урождённая Татаринова. Похоронена на Введенском кладбище .

Творчество

Голос

Краткая характеристика вокальных данных артистки дана в словаре «Отечественные певцы. 1750—1917»:

Обладала гибким, сильным (с горловым оттенком) голосом „жидковатого“ тембра и широкого диапазона, в совершенстве владела колоратурной техникой. Исполнение отличалось высокой культурой пения, исключительной выразительностью и драматическим мастерством. А. М. Пружанский

Эмилия Павловская в роли Натальи из оперы «Опричник» П. И. Чайковского.
Мариинский театр, 1879 год.

По мнению оперного певца Василия Шкафера , голос Павловской не был красивым, тем не менее артист отмечал его богатую выразительность .

Отзыв музыкального критика на московский дебют артистки в партии Виолетты:

Большой, хороший, красивый голос, не поражающий силы, но во всяком случае, вполне сценичный, по свойствам своим подходит ближе всего к тому, что итальянцы называют soprano guisto. Много уменья и опытности, кантилена, фиоритуры одинаково удаются на славу, всюду видна хорошая, основательная школа. Прибавьте к этому образцовое произношение слов, горячую, умную фразировку и большинство свойств первоклассной актрисы.

Музыкальный критик Н. Кашкин писал в 1888 году, что сила голоса певицы и её вокальная техника оставляли желать лучшего. Считая вокальные средства Павловской весьма скромными для оперной исполнительницы, Кашкин отдавал должное её артистическому таланту, подчёркивая художественно законченную цельность создаваемых ею образов и продуманного исполнения .

Сценическая деятельность

Оперная карьера Павловской началась в Италии. Дебют состоялся в 1873 году в г. Крема , где она пела вместе с Сергеем Павловским в опере Верди « Бал-маскарад ».

1874 — выступления в Равенне , Асти и Турине (Италия).

1875—1876 — итальянская опера в Ла-Валлетте ( о. Мальта ).
1876—1879 — антреприза И. Я. Сетова , ( Киев ). В России дебютировала в опере « Севильский цирюльник »
1879—1880 — антреприза П. Медведева ( Харьков ).
1880—1883 — антреприза ( Одесса , Тифлис ).
В 1883 году принята солисткой в московский Большой театр . Пела в театре сезоны 1883/84 и 1888/89.
1884 — гастроли в Харькове.
В 1884 году переведена солисткой в петербургский Мариинский театр . Покинула Мариинский театр в 1888 году.
В 1887 году гастролировала в Харькове. Приняла участие в спектаклях « Русалка » Даргомыжского , « Аида » и « Травиата » Верди , « Джоконда » Понкьелли , поставленных Московской частной оперой С. Мамонтова . Дирижировал И. Труффи .
В ноябре 1892 года была приглашена антрепренёром И. Сетовым на гастроли в Киевскую оперу.
1921 — солистка московской Оперы С. Зимина .

Репертуар

Преподавательская деятельность

После завершения артистической карьеры в 1892 году занялась преподаванием. С 1895 года обучала вокалу молодых артистов Большого театра . Среди учеников: Елизавета Азерская , Конкордия Антарова , Леонида Балановская , , Наталия Ермоленко-Южина , Евгения Збруева , Елена Муравьева , Антонина Нежданова , , Надежда Салина , Александр Свешников , Дмитрий Смирнов , Леонид Собинов , Елена Степанова , , Степан Трезвинский , , , Мария Цыбушенко , .

Сочинения

  • Павловская Э. К. / Сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина; Ред. В. В. Протопопов. — М. : Музыка, 1962. — С. 139—142.

Примечания

Комментарии
  1. Первое исполнение оперной партии на петербургской сцене профессиональным артистом. Ранее опера « Евгений Онегин » была поставлена в Петербурге силами кружка любителей.
  2. «Стипендиатами Её Императорского Высочества Государыни Великой Елены Павловны » назывались ученики, принятые в Санкт-Петербургскую консерваторию по её особому распоряжению. Обучались они бесплатно. Также покровителем стипендиата могло быть любое общество или частное лицо, вносящее плату за обучение.
Источники
  1. , с. 221.
  2. .
  3. Клейнмихель В., Клейнмихель Е. В тени царской короны. — Симферополь: Бизнес-Инфо, 2009. — 344 с. — (Воспоминания о Крыме). — 2000 экз. ISBN 978-966-648-195-8 .
  4. Биография Фанни Карловны Татариновой, изложенная её мужем // Радуга: журнал художественной литературы и общественной мысли. — Киев, 2006. — № 1 .
  5. , с. 142, 308.
  6. , с. 308.
  7. , с. 195.
  8. . www.proza.ru. Дата обращения: 25 апреля 2019. 25 апреля 2019 года.
  9. (англ.) // Wikipedia. — 2019-12-18.
  10. Левин А. А. Арбат. Один километр России. — М. : Галарт, 2005. — 184 с. — 3000 экз. ISBN 5-296-00928-5 .
  11. . — М. : Московский совет р. к. и к. д., 1930. — 493 с.
  12. Артамонов М. Д. Московский Некрополь / Фотографии А. Е. Субботина . — М. : Столица, 1995. — С. 204. — (Б-ка «История Москвы с древнейших времён до наших дней»). — ISBN 5-7055-1162-0 .
  13. Государственный дом-музей П. И. Чайковского в г. Клин, ф. Ц, 507 ед. хр., 1866—1934.
  14. . Дата обращения: 12 ноября 2014. 13 ноября 2014 года.
  15. . Дата обращения: 12 ноября 2014. 13 ноября 2014 года.
  16. Леонов М. М. . Дата обращения: 15 ноября 2014. 29 ноября 2014 года.
  17. . Дата обращения: 15 ноября 2014. Архивировано из 13 декабря 2014 года.
  18. Шкафер В. П. / Вступ. ст. О. С. Литовского, Б. В. Асафьева. — Л. : Изд-во Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, 936. — С. 46.
  19. , с. 232.
  20. Кашкин Н. Д. Избранные статьи о П. И. Чайковском. — М. : Музгиз, 1954. — С. 220. — (Русская классическая музыкальная критика).
  21. Чайковский на Московской сцене: первые постановки в годы его жизни / ФГУК «Гос. центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина»; общ. ред. В.В. Яковлев. — М.: Искусство, 1940. — С. 316.
  22. , с. 231.
  23. Калинников В. С. Письма, документы, материалы / Сост., ред., вступит. статья и коммент. В. А. Киселева. — М. : Государственное музыкальное изд-во, 1959. — Т. 1. — С. 316—317.

Литература

  • // Нива: иллюстрированный журнал литературы, политики и современной жизни : журнал. — СПб. , 1888. — № 2 . — С. 50 .
  • Виноградова А. С. // Искусство музыки: теория и история : журнал. — М. , 2012. — № 4 . — С. 95 . — ISSN .
  • Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века, 1873—1889 / Ленингр. гос. ин-т. театра, музыки и кинематографии. — Л. : Музыка, 1973. — 328 с.
  • Зарубин В.И. . — М. : Эллис Лак, 1994. — 319 с. — ISBN 5-7195-0027-8 .
  • Кашкин Н. Д. Воспоминания о П. И. Чайковском. — М. : Музгиз, 1954. — 225 с. — (Русская классическая музыкальная критика).
  • П. И. Чайковский на сцене Театра Оперы и Балета имени С. М. Кирова (б. Мариинский) : (Сб. статей). — Л. : Музгиз, 1941. — 450 с.
  • Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — 1-е изд. — М. : Советский композитор, 2000. — Т. 2.
  • Сартакова Е. С. История фортепианного отдела Санкт-Петербургской консерватории. 1862—1872 : дис. … канд. искусствоведения : 17.00.02 / [Место защиты: С.-Петерб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова]. — СПб. , 2008. — 331 с.
  • Старк Э. // Pro Scenium. Вопросы театра : журнал. — М. , 2013. — № 1-2 (вып. XIII) . — С. 321—337 . — ISSN . 14 декабря 2014 года.
Источник —

Same as Павловская, Эмилия Карловна