Interested Article - Этнонимы орстхойцев

Этнонимы орстхойцев — совокупность известных современному кавказоведению этнонимов вайнахской народности орстхойцев . Включает самоназвания ( эндоэтнонимы ) и использующиеся другими этносами названия ( экзоэтнонимы ) орстхойцев на протяжении их существования на Северном Кавказе .

Самоназвание

Самоназвание представителей вайнахского общества Орстхой принято транскрибировать на русский язык как этноним орстхойцы или орстхоевцы , на сегодняшний день это наименование употребляется в современной кавказоведческой научной и научно-популярной литературе. Также в наши дни народность орстхойцев в русскоязычных источниках могут именовать используя варианты названия общества, более точно приближая его к звучанию в чеченском и ингушском языках — Арстхой/Арштхой, Орстхой/Орштхой, Эрстхой/Эрштхой . Среди самих вайнахов существовали/существуют небольшие различия в произношении: самоназвание орстхойцев и название в ингушском языке — Арсхте / Арште ( галанчож. и ингуш. Аьрштӏи ), у чеченцев — Арстхой / Арштхой / Орстхой ( чечен. Аьрштхой ).

Примеры вариантов произношения/написания самоназвания орстхойцев в различных источниках:
Как русскоязычный
этноним
Как вайнахское
общество
Название исконной
территории проживания
орстхойцы А С , орстхоевцы А И Орстхой А С , Орштхой Орстхой-Мохк
Арште А , Арстхой С , Арсьтхой С , Арштхой А С Арстах С , Арште Г =Арсхте К , Ариш Тояй Г =Арисх тояи К
эрстхойцы, эрштхойцы С Эрстхой, Эрштхой М С

А в работах доктора исторических наук, профессора, академика АН ЧР Ш. Б. Ахмадова .
М в работах исследователя М. А. Мамакаева .
С >Чеченский исследователь- краевед А. С. Сулейманов .
Г в работах естествоиспытателя и путешественника XVIII века И. А. Гюльденштедта .
К современные комментарии к работе И. А. Гюльденштедта (вероятно, указанные названия ближе к оригиналу) .
И в открытом письме-статье от инициативной группы орстхойцев .

Этимология

Что легло в основу самоназвания орстхойцы остается невыясненным, но существует ряд различной степени авторитетности предположений его этимологии . Например, согласно чеченскому исследователю- языковеду Я. С. Вагапову , наиболее вероятно, что этот этноним нахского происхождения, слово состоит из корня оpc-/арс-/урс-/эрс- (перевод — «лесистая гора», менее употребительно — «лес»), суффиксов -т- , -х- , -о- ( -х- — суффикс лица, -о- — именной суффикс) и окончания множественного числа . Альтернативная гипотеза, высказанная в 60-х годах XX века фольклористом и филологом А. О. Мальсаговым , предполагает значение наименования орстхойцев как «жители равнин», У. Б. Далгат в монографии «Героический эпос чеченцев и ингушей» цитирует А. О. Мальсагова :

По всей вероятности, «орстхой-арштхой-аьрашхой» происходит от «аре» (равнина, плоскость), «ш» — показатель множественности, «тӏа» — послелог , «хо» — словообразовательный суффикс. Таким образом, «орстхо-арштхо-аьрашхо» (житель равнины) в противоположность «лоамаро» (горец).

Этимология, предложенная А. О. Мальсаговвым, связана с неподтверждённой гипотезой, согласно которой орстхойцы первоначально расселялись не в горных областях, а заселяли равнины и предгорья центральной части Северного Кавказа . Подобное предположение рассматривают и некоторые другие исследователи, например, И. В. Бызов считает, что после вытеснения вайнахов с «плоскости» аланскими племенами, оставшиеся на предгорной равнине аборигены положили начало отдельному этническому образованию — Арштхой/Орстхой . И. В. Бызов выделяет в этом этнониме морфемы аре — йист — хой и переводит его также как А. О. Мальсагов — «жители равнин» .

Ещё одна версия этимологии орстхойцев предложена значительным советско-российским языковедом- иранистом В. И. Абаевым . В его фундаментальном труде — «Историко-этимологическом словаре осетинского языка» (1958—90 годы), упоминается происхождение наименования мифического богатырского племени нарт-орхустойцев — персонажей общекавказского «Нартского эпоса» , в котором некоторые исследователи видят возможный эпоним исторических орстхойцев . В. И. Абаев возводит название нарт-орхустойцев к имени одного из героев эпоса — Ахсартагу ( Xsærtæg / Æxsærtæg ) и считает, что это имя, как и весь «Нартский эпос», восходит к скифскому времени. Также исследователем предложен вариант трансформации этого имени в ингушском языке : Axsartoj Arxastoj Orxustoj .

Ономастика

Углубляясь в ономастику этнонима орстхойцы , ряд исследователей ( В. И. Абаев , Я. С. Вагапов , И. Е. Саратов, А. С. Сулейманов ) предлагают смелые гипотезы происхождения этого наименования. Однако, в основном, данные теории не являются доказанными и на сегодняшний день не признаны в официальной научной среде, также в них часто прослеживается трактовка этимологии этнонима в пользу националистических интересов того или иного современного народа под влиянием сложившейся политической конъюнктуры.

Я. С. Вагапов, считая нахскую природу наименования орстхойцы совершенно ясной и не вызывающей сомнений, предполагает в этом этнониме те же морфемы , что и в названии чеченского тайпа Орсой . Чеченский исследователь- краевед А. С. Сулейманов в своей работе «Топонимия Чечено-Ингушетии» приводит различные версии этимологии имени орсойцев , однако не сообщает о какой-либо связи между ними и орстхойцами . В пояснениях-переводах к созвучным с тайпом Орсой объектам микротопонимии Чечни он возводит происхождение названия орсойцев то к сарматским аорсам , то к русским . Другой исследователь — И. Е. Саратов, на основании работ А. С. Сулейманова, делает далеко идущие предположения о связи этнонима орстхойцы и орсойцы со славянами - русами . Более профессионально связь нахского корня оpc-/арс-/урс-/эрс- со славянской формой рус исследовал Я. С. Вагапов: вайнахское название русских — оьрсий ( чеч. ) и эрсий ( ингуш. ), обычно рассматривается как заимствование из тюркских языков , в которых форма рус , в связи с избеганием тюрками (как и вайнахами) начального р , преобразовалась в орус , урус , Я. С. Вагапов предлагает гипотезу, в которой название русских в вайнахских языках является собственным, а не заимствованным, и имя орстхойцев может быть с ним связано. В своих исследованиях он опирается на существование этнонима арса и считает, что возможно нижеследующее:
— название славян арса на собственно славянской почве могло измениться в рос-/рус- ;
— носители вайнахских языков в качестве названия славян могли употреблять форму, образованную от корня арса : арсай — орсой — оьрсий — эрсий , что на их языке означало «лесные», а сосредоточенные в основном в лесной и лесостепной зоне славяне вполне могли быть так ими названы.
Однако Я. С. Вагапов не отрицает, что если вайнахское название русских заимствовано и является результатом адаптации на тюркско-вайнахской почве формы рус-/орус-/орс- , то созвучие вайнахского этнонима орстхойцы , как и орсойцы , с названием оьрсий/эрсий — «русские», надо рассматривать как случайное совпадение .

В качестве материала для размышления Я. С. Вагапов также рассматривает происхождение названия античного племени , пытаясь найти в нём нахские корни. Этот этноним логично связывает с наименованием алан В. И. Абаев, объясняя его происхождение из осетинского : орс — «белый», соответственно аланорсы — «белые аланы» . Но есть и другое понимание этого этнонима M. Фасмером — как слияние наименований алан и аорсов . Я. С. Вагапов тоже считает этот этнос союзом алан с аорсами/орсами , и поскольку вайнахское «алан» этимологизируется как «равнинный», «степной», то, он предполагает возможным, что аланорсы — это нахское «степные аорсы/орсы» .

Экзоэтнонимы

Больша́я часть сообщений об орстхойцах, как документальных, так и фольклорных, упоминает эту народность под каким-либо экзоэтнонимом . Некоторые известные варианты названий орстхойцев, которые давали им соседние народы:

  1. Балой, балойцы — наименование, бытовавшее среди части ичкеринцев . Также этим этнонимом ичкеринцы обозначали и других выходцев из исторической области Лам-Акки (Горная Акка) — горных аккинцев и ялхоройцев (иногда этот тайп включают в состав орстхойцев). Вероятно, это имя происходит от названия старинного общества Балой , представители которого могли являться общими предками указанных этнических групп .
  2. Балсу, балсурцы — согласно сообщению естествоиспытателя и путешественника XVIII века И. А. Гюльденштедта это наименование орстхойцев бытовало у черкесов . В дальнейшем, под этим именем орстхойцы попали во многие документы Российской империи . Наименование происходит от тюркского названия реки Фортанга Балсу , которое в тюркских языках означает «медовая вода» . Однако, согласно другой гипотезе, которую предлагает чеченский краевед А. С. Сулейманов , название реки является нахским Балсур-хи , и переводится как «Балойских войск река», таким образом, он возводит имя орстхойцев к предыдущему варианту — от общества Балой .
  3. Карабулаки — наименование тоже тюркского происхождения, согласно А. С. Сулейманову, это имя орстхойцам дали кумыки , и происходит оно от кумыкского кхара-булакх — «чёрная речка», «чёрный источник» . Также в некоторых документах XIX века карабулаками называли равнинных аккинцев , однако этногенез этой группы несколько сложнее и в её формировании, помимо орстхойцев, принимали участие и другие вайнахские народности, а более известное название, которое закрепилось за равнинными аккинцами — ауховцы .

Примечания

Комментарии
  1. Нахи , как и представители некоторых других северокавказских народов, использовали сложную и не всегда однозначную систему названий для существовавших в их среде форм объединений, часто употребляя целый ряд терминов — тукхумы / шахары , тайпы , гары, некъи, ца, доьзалы и другие. В кавказоведении , применительно к крупным формам таких объединений, используется термин « вольные общества » или просто « общества ».
  2. Инициативная группа, направившая в грозненскую газету «Комсомольское племя» письмо-статью, состояла из трёх человек: Х. Коригов — начальник ППО УМ-4 треста «ГТПС», С. Мержоев — диспетчер Прикаспийского отделения ВНИГИИК, М. В. Белхороев — прокурор Заводского района города Грозный.
  3. Сын , брат-близнец , был женат на дочери владыки подводного царства — , являлся родоначальником нартской фамилии, к которой относились многие герои эпоса.
  4. Указанные исследователи в различной степени признаны официальной наукой и некоторые их работы имеют спорную ценность в научной среде этимологов и лингвистов .
  5. Также в работе А. С. Сулейманова имеется и более фантастичная версия происхождения этого тайпа : исследователь сообщает, что представители одного из чеченских обществ — тайп Дай , считали предками орсойцев древних греков ( Сулейманов А. С. Топонимия Чечено-Ингушетии, Т. 1. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1976. — С. 222).
  6. Этноним о котором сообщают восточные авторы как об одной из групп русов , помимо куйаба (киевлян) и салавийа (славян). Например арабский географ Ибн Хаукаль в « Китаб ал-масалик ва-л-мамалик » ( 970-е годы).
  7. Племя упоминается в «Географии» Клавдия Птолемея (Птолемей. Книга VI. 14, 9).
Источники
  1. от 29 марта 2013 на Wayback Machine к Гюльденштедт И. А. Путешествие по Кавказу в 1770—1773 гг., в переводе Т. К. Шафрановской.
  2. Гюльденштедт И. А. Провинция Кистия или Кистетия // от 28 марта 2013 на Wayback Machine — СПб.: «Петербургское востоковедение», 2002. — С. 244.
  3. , с. 230.
  4. Мамакаев М. А. 27 февраля 2014 года. . — Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1962.
  5. , с. 78.
  6. , с. 20.
  7. , с. 13.
  8. .
  9. от 25 сентября 2015 на Wayback Machine . Выпуск I. — Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2008. — С. 48-113 ( Я. С. Вагапов Вайнахи и сарматы: нахский пласт в сарматской ономастике. — Грозный: «Книга», 1990).
  10. Далгат У. Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. — М. : Наука, 1972. — С.115
  11. от 25 сентября 2015 на Wayback Machine — Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2008. — С. 187-191 ( Бызов И. В. Аланы: кто они? // Объединённая газета, № 3-4 (59-60) — 2005).
  12. Абаев В. И. от 13 января 2012 на Wayback Machine том IV — C. 229.
  13. Например: Сулейманов А. С. Топонимия Чечено-Ингушетии, Т. 1. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1976. — С. 34, 105.
  14. Саратов И. Е. Следы наших предков / Памятники Отечества, № 2. — М.: «Русская книга», 1985. — С. 36.
  15. Абаев В. И. от 24 октября 2012 на Wayback Machine . — М.-Л., 1949. — C. 156.
  16. Vasmer M. Untersuchungen uber die ältesten Wohnsitze der Slaven. Teil I: Die Iranier, in Sudrussland. — Leipzig, 1923. — С. 31.
  17. Волкова Н. Г. от 11 ноября 2014 на Wayback Machine . — М.: «Наука», 1973. — С. 170.
  18. , с. 115.
  19. Гюльденштедт И. А. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа. — СПб., 1809. — С. 460.
  20. , с. 231.
  21. Сулейманов А. С. от 7 ноября 2014 на Wayback Machine . — Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2006. — (переиздание 1976—1985 гг.).
  22. , с. 234.
  23. .

Литература

  • Ахмадов Ш. Б. — Элиста: АПП «Джангар», 2002.
  • Волкова Н. Г. // Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. — М. : «Наука» , Главная редакция восточной литературы, 1973. — С. 162, 163, 170.
  • Волкова Н. Г. Вайнахи // Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века / Ответ. ред. В. К. Гарданов. — М. : «Наука», 1974. — С. 163—167. — 2300 экз.
  • Коригов Х., Мержоев С., Белхороев М. В. Последнее слово — за нами // Газета «Комсомольское племя» (орган Чечено-Ингушского Рескома ВЛКСМ). — Грозный, 1990 (от 1 ноября). — № 44 (5555).
  • Сулейманов А. С. Арстах (Орстхой) // Топонимия Чечено-Ингушетии ч. 2. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1978. — С. 78—80. (сокращённое переиздание всех частей 1997 года на чеченском и русском языках: Сулейманов А. С. — Нальчик: «Эль-Фа» — 1000 экз. — С. 13. — ISBN 5-88195-263-4 ; переиздание 2006 года: Сулейманов А. С. Топонимия Чечни. — Грозный: ГУП «Книжное издательство». — 5000 экз.).
  • Сулейманов А. С. IV часть // Топонимия Чечено-Ингушетии: в IV частях (1976-1985 гг.) / Рецензент Я. У. Эсхаджиев, ред. И. А. Ирисханов. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1985. — 224 с. — 5000 экз.
  • Сулейманов А. С. : топоним. слов. — [1-е переизд. работы 1976—1985 гг., изменённое и дополн.] — Нальчик : «Эль-Фа», 1997. — 685 с. — 1000 экз. ISBN 5-88195-263-4 .
  • Шнирельман В. А. Часть III. Преодоление судьбы (чеченцы и ингуши) // Быть аланами. Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке / Ред. серии И. Калинин. — Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН . — М. : « Новое литературное обозрение », 2006. — 696 с. — 1500 экз. ISBN 5-86793-406-3 .
Источник —

Same as Этнонимы орстхойцев