Interested Article - Вердело, Филипп

Филипп Вердело́ , устар. Вердело́т ( фр. Philippe Verdelot , родился в Les Loges, Seine-et-Marne, между 1480 и 1485; умер во Флоренции между 1527 и 1532) — французский композитор эпохи Возрождения. Большую часть жизни работал в Италии , где стал одним из первых авторов итальянского мадригала .

Очерк жизни и творчества

Документальные свидетельства о Вердело единичны и ненадёжны. Неизвестны ни год его рождения, ни год его смерти. Переехав в начале XVI века из Франции в Италию, он сначала жил в Венеции, а с 1521 года – во Флоренции , где в 1522-27 годах предположительно служил в кафедральном соборе Санта-Мария-дель-Фьоре . Под влиянием Н. Макиавелли он стал сочувствовать сторонникам Флорентийской республики . Согласно одной из гипотез, композитор погиб в 1529 или 1530 году, в ходе осады Флоренции папскими войсками. После этой даты ни одна из его композиций уверенно не датируется.

Портрет композитора

Согласно известной исторической хронике Джорджо Вазари , в 1511 году Себастьяно дель Пьомбо написал «Вердело, великолепного французского музыканта» вместе с его «товарищем, певцом Убретто» . Некоторые учёные полагают, что речь идёт о картине, некогда находившейся в берлинском Музее императора Фридриха и утерянной в конце Второй мировой войны; на ней, как они считают, 30-летний Вердело изображён в компании с неким молодым человеком. Другие считают, что Вазари имел в виду известное в Palazzo Pitti во Флоренции (ок. 1507-08), где Вердело якобы изображён в компании с Якобом Обрехтом (в облачении священника) и неизвестным юношей. Вторая гипотеза менее вероятна, чем первая, поскольку Обрехт умер в 1505 году.

Творческое наследие

Вердело принадлежат 2 мессы, магнификат и около 60 мотетов . В светской музыке предпочитал мадригал (всего более 140, от четырех до шести голосов), на стихи П. Аретино , Ф. Петрарки , А. Полициано и других. Среди известных, ныне исполняемых произведений Вердело — мадригалы «O dolce nocte», «Ultimi miei sospiri», «Italia mia», «Divini occhi sereni», мотеты «Si bona suscepimus» и «Beata es Virgo Maria», показывающие большое полифоническое мастерство автора.

Сохранились многочисленные интабуляции музыки Вердело, в том числе, выполненные испанцем Антонио де Кабесоном , и мессы-пародии на музыкальном материале Вердело, написанные разными композиторами. Его мотет «Sancta Maria» учёные XX века приводят как очень ранний пример печатной партитуры .

Литература

  • Böker-Heil N. Die Motetten von Philippe Verdelot. Köln; Wiesbaden, 1967.
  • Haar J. Madrigals from the last Florentine Republic // Essays Presented to Myrone P. Gilmore, ed. S. Bertelli and G. Ramakus. Florence, 1978, ii, pp.383-403.
  • Hirst M. Sebastiano del Piombo. Oxford, 1981.
  • Fenlon I., Haar J. The Italian madrigal in the early sixteenth century: sources and interpretation. Cambridge, 1988.
  • Slim H.C. An iconographical echo of the unwritten tradition in a Verdelot madrigal // Studi musicali, 17 (1988), pp.33-54.
  • Gangwere, Blanche . Music history during the Renaissance period, 1425—1580: a documented chronology. New York [etc.]: Greenwood Press, 1991.
  • Amati-Camperi A.D. An Italian genre in the hands of a Frenchman: Philippe Verdelot as madrigalist, with special emphasis on the six-voice pieces. PhD Diss., Harvard University, 1994 (содержит новое издание шестиголосных мадригалов Вердело).
  • Amati-Camperi A.D. Poetic form in the early madrigal reconsidered // Journal of Musicological Research, 17 (1998), pp.163-193.
  • Amati-Camperi A.D. A fresh look at the life of Verdelot, Maestro di Cappella at the Duomo di Firenze // Cantate Domino: musica nei secoli per il Duomo di Firenze (convegno internazionale 1997). Firenze, 2001.
  • McClary S. Modal subjectivities: self-fashioning in the Italian madrigal. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 2004 (особенно pp. 38-56).
  • Gangwere B. . Music history during the Renaissance period, 1520—1550: a documented chronology. Westport (CT): Praeger, 2004.

Примечания

  1. (англ.) OUP . — ISBN 978-1-56159-263-0
  2. итал. Verdelot franzese musico eccellentissimo.
  3. итал. Ubretto suo compagno cantore.
  4. См.: Lowinsky E.E. On the use of scores by sixteenth-century musicians // Journal of the American Misoclogical Society, 1 (1948), pp.17-23; см. также: Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации. М., 1997, сс.62-63.

Ссылки

Источник —

Same as Вердело, Филипп