Interested Article - Юнус из Чиркея

Замок Ахульго, взятый русскими 22 августа 1839 года. Литография середины XIX века..
Теодор Горшельт « Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем А. И. Барятинским 25 августа 1859 года », Махачкала , Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи .

Юнус из Чиркея ( араб. يونس ابن محمدالچیرکاوی ‎), сподвижник, советник, телохранитель и неизменный парламентёр имама Шамиля . Активный участник Кавказкой войны на стороне имамата . За неразлучность с Шамилем прозван «Тенью имама» .

Биография

До активных событий Кавказкой войны, Юнус сын Мухаммада жил в селении Чиркей, Салатавского вольного общества . Здесь у известного учёного того времени, Таймасхан-кади, некоторое время обучался будущий имам Дагестана и Чечни, Шамиль. Видимо здесь же и зародилась дружба Юнуса и Шамиля .

Точных сведений, когда Юнус примкнул к Шамилю в его противостоянии с Российской империей , нет. В хрониках летописца Кавказкой войны Мухаммада Тахира аль-Карахи , первое упоминание о нём датируется 1837 годом, в связи с событиями в селении Чирката . Здесь после битвы и перемирия в Телетле проживал с семьёй Шамиль. Чтобы блокировать приток мюридов к Шамилю, двадцать три местных жителя поклялись разрушить все мосты и дороги в селение. Узнав об этом Шамиль обнажил саблю, положил её на плечо, и в сопровождении одного лишь Юнуса направился к кади (судье), которому заявил, что собирается собственноручно расправиться со всеми заговорщиками если их, как противников шариата , не арестуют и не накажут. Тогда кади, который и сам поддерживал мнение противников Шамиля, вынужден был арестовать всех заговорщиков .

В 1838 году на территории Дагестана начинается строительство сразу несколько русских крепостей: в Хунзахе , Ахалчи , Моксохе , Цатанихе , Гоцатле , Зирани , Гергебиле , Балахани и в Гимрах . В ответ на это Шамиль принимает решение строить и свою крепость. Для этого была выбрана гора Ахульго , которую укрепили фортификационными сооружениями . Отныне Ахульго — первая столица имамата, упоминается в русских источниках не иначе как замок . Стремясь предотвратить укрепление власти Шамиля, русские войска двинулись походом в горный Дагестан . Здесь в 1839 году произошла битва при Аргвани , в которой участвовал Юнус . Горцы были разбиты и отошли к Ахульго.

Осада Ахульго

После осады и нескольких штурмов Ахульго , генерал Граббе и Шамиль вступают в переговоры. В качестве залога дальнейших мирных намерений Шамиля, генерал требует в аманаты его старшего сына Джамалуддина . Шамиль, трезво оценивая свои силы, соглашается на это условие. Когда на совещании у Шамиля зашёл вопрос о том, что Джамалуддину нужен воспитатель, который сопровождал бы его и обучал исламу , никто из мюридов не выразил желание быть им. Тогда Юнус вызвался добровольцем и вместе с сыном Шамиля отправился в ставку Граббе.

Через некоторое время Юнус был приглашен к генералу Граббе, который, увидев горца в изорванной одежде с простым кинжалом и стоптанных чувяках , спросил его через переводчика:

— А что, лучшего не нашлось, чтобы прислать ко мне?

— Лучшие отправлены к лучшим, а меня отправили к тебе, — дерзко ответил Юнус.

Хаджи Мурад Доного. Победит тот, кто владеет Кавказом. Миниатюры Кавказской войны 1817—1864гг. .

Генерал всячески воздействовал на Юнуса, пытаясь уговорить его убедить Шамиля сдаться и явиться к нему лично. Юнус отвечал, что даже если сам Шамиль согласится на сдачу, то в окружении имама есть люди, которые удержат его от этого, но Граббе продолжал настаивать на своём. Юнус вернулся на Ахульго с предложением Граббе. Имам видя что генерал Граббе вовсе не собирается идти на перемирие, передаёт Юнусу довольно дерзкий ответ: «пусть русские приходят сами, для них у нас есть только сабля». Но остальные мюриды не согласились с ним, указывая, что они не в том положении для подобного ответа. Тогда Юнус предложил свой вариант, который и был утверждён. Вернувшись в лагерь он застал активное приготовление к штурму.

Юнуса сразу же требуют к Граббе. Подметив нарушение договорённостей, Юнус забывает о своём дипломатичном ответе.

Граббе спросил: — Ну, что сказал Шамиль?

Юнус ответил: — Он утверждает: ты взял его сына в заложники ради заключения мира, обещая при этом вернуться назад и не наносить никому и ничем ущерба, но ты нарушил это обещание. После всего этого мы вам больше не верим. Вы — люди вероломные, лживые и коварные.

Граббе пришел в возбужденное состояние, рассердился и сказал: — Шамиль и его слова меня не интересуют. Нам приказано пленить его. Для этого мы и посылаем солдат наводить там мост.

Мухаммад-Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилёвских битвах. .

Через несколько дней от Юнуса потребуют, чтобы тот привёл свою жену и детей из Ахульго. Оставив Джамаллудина на попечение своему односельчанину, который был тут же в русском лагере, Юнус отправляется на Ахульго с намерением больше не возвращаться. Шамиль принимает его.

События последних дней Ахульго описаны генералом Граббе в своём дневнике так:

19-го. Весь день в переговорах. Четыре старика прибыли депутатами и пали на колени прося Шамилю пощады. Два письма от него, в которых по-азиатски просит остаться на месяц в Ахульго, чтобы поселиться потом в Гимрах, уверяя в верности и покорности. Я требую выхода в три дня и содержание в Грозной . Мы не в детские игры с ним забавлялись, что бы кончить почти ничем. Приготовление к штурму…

20-го. Ничего не помню.

21-го. Приступ. Утвердились в замке.

Записная книжка графа П. Х. Граббе. .

Ахульго был взят, а Юнусу, Шамилю и нескольким мюридам удалось бежать и перебраться на территорию Чечни .

20 лет между двумя осадами

В Чечне Юнус поселяется в Гуш-Керте , где остановился Шамиль с семьёй. .

После укрепления власти Шамиля, на части территории Чечни и Дагестана, образовывается государство имамат . Еди­но­вла­ст­ным пра­ви­те­лем в нём яв­лял­ся Шамиль, об­ла­дав­ший во­енной, су­деб­ной, административной и ду­хов­ной вла­стью . Столицу своего государства имам называет Дарги (русс. Дарго) , которую после разорения князем Воронцовым в 1845 году, переносят в Ведено . Здесь Шамиль запретил своим последователеям называть новую столицу никак иначе, как Дарго, объяснив это тем, что если русские взяли одно Дарго, то у него есть много других .

Последующие двадцать лет Юнус не расстаётся с Шамилем и занимает в столице имамата различные должности: казначея, коменданта , советника в Диване Шамиля .

Пленики Шамиля, отмечали справедливое отношение к ним Юнуса. Так Иван Загорский, в своих воспоминаниях «Восемь месяцев в плену у горцев», опишет случай, когда Юнус запретил конвоиру, отбирать коня у пленённого русского офицера, а когда конвоир ослушался, мюриды зарубили его на месте . Другой пленный — Иван Румянцев, в своих беллетризованных воспоминаниях пишет что Юнус спас ему жизнь и поселил у себя, как сына.

Что за добрая душа у этого человека, — думал я. — Это просто гуманный европейский философ, а не горец, соплеменник полудикого народа.

В плену у Шамиля. Записки русского .

В 1855 году Юнус участвует в обмене княгинь Чавчавадзе и Орбелани на сына Шамиля Джамалуддина, взятого в аманаты при Ахульго. Именно Юнус проводит опознание аманата и подтверждает, что тот действительно является сыном Шамиля. Спустя шестнадцать лет, после того, как Юнус оставил Джамалуддина в лагере Граббе, сын Шамиля возвращается к отцу .

Осада Гуниба

В 1859 году покинутый почти всеми , Шамиль укрепляется на горе Гуниб . Начинаются переговоры. Наместник и командующий Кавказской армией князь Барятинский ввиду личного желания императора Александра II на примирение с Шамилем , предлагает тому свободную дорогу в Мекку . Наученный горьким опытом подобных переговоров Шамиль не верит в мирный исход дела. Он посылает Юнуса и наиба Инквачилав Дибира лично удостоверится в правдивости слов наместника, и передать тому свои условия:

  1. предоставить месяц на подготовку к дороге в Мекку,
  2. пропуск человека Шамиля к султану для того, чтобы тот дал разрешение на переселение в Османскую империю,
  3. полная амнистия всех оставшихся в Дагестане мюридов.

На встрече парламентёров с Барятинским, Инквачилав озвучил требования имама. Князь гарантировал Шамилю с семейством пропуск к границам Османской империи , но при условии, что имам лично явится в его ставку для переговоров. Юнус с товарищем возвращаются на Гуниб и там неожиданно для Инквачилава, Юнус на вопрос имама «Что случилось?» отвечает:

— Случилось то же, что и под Ахульго! Такой же обман!

Ответ Юнуса из воспоминаний Инквачилав Дибира .

Хотя у Инкачилав Дибира сложилось другое мнение о Барятинском, он промолчал и не стал перечить старому товарищу имама . Таким образом переговоры сорвались. Гуниб был взят и Шамилю всё таки пришлось предстать перед Барятинским, но условий своих он диктовать уже не мог. В этот последний путь в роли имама Дагестана, Шамиля сопровождал только один мюрид — Юнус из Чиркея.

После пленения Шамиля, получив билет на право жительства, Юнус вернулся в Чиркей, где и жил до конца жизни . Сегодня аул старый Чиркей, с кладбищем где похоронен Юнус, находятся под толщеею водохранилища Чиркейской ГЭС .

Личная жизнь

Дважды женат. Одной из его из жён была горская еврейка по имени Зайнаб, принявшая ислам . При осадах Ахульго и Гуниба жена Юнуса переодевшись в мужскую одежду, с папахой на голове и обнажённой шашкой, ходила по улицам аула и подбадривала защитников . Имел девять детей .

Юнус на картине Теодора Горшельта

Свидетелем пленения Шамиля на Гунибе был немецкий художник Теодор Горшельт , который и увековечит это событие на картине Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем Барятинским 25 августа 1859 года . Согласно преданию, когда Шамиль шёл к Барятинскому, он увидел кровь на руке Юнуса. Шамиль попросил смыть её, но так как рядом не оказалось воды, Юнус воспользовался пучком травы. Таким и запечатлел его на своей картине Горшельт .

В своих воспоминаниях Горшельт описал внешность Юнуса так:

"…Вскоре разомкнулся круг солдат и пропустил посланца, который во весь опор пронесся к князю. На нем не было оружия, и широкие рукава его черкески были отвернуты выше локтей, чтобы показать, что под ними не спрятано ни кинжала, ни пистолета. Никогда не видел я более лукавого лица, нос низко перевешивался через крепко сжатые тонкие губы, глаза лежали в совершенных пещерах, щеки были бледны и впалые, борода чёрная, вокруг меховой шапки он повязал белую чалму мюридов, зовут его Юнус.

Теодор Горшельт.

Писатель Захарьин (Якунин) делится впечатлением от картины:

В бытность мою в Тифлисе, в октябре 1899 года, я видел в тамошнем военном музее «Храм Славы» интересную картину первого представления пленного Шамиля князю Барятинскому. Чувство невольной жалости к пленному герою вызывает в зрителе эта картина… Интересна в ней, между прочим, следующая подробность: почти рядом с вооруженным Шамилем, стоящим потупив голову, виден с мрачным лицом Голиаф -горец, телохранитель имама, босой, одетый в рваную черкеску и обезоруженный; но отчаянная решимость видна на лице этого удальца: кажется, что, шевельни только его повелитель пальцем, или скажи хотя одно слово, — и вся эта блестящая толпа победителей и их свита будут моментально снесены с лица земли… И Бог весть, конечно, что бы произошло, если бы Шамилю показалось в это время, что ему наносится оскорбление…

Встреча с сыном Шамиля и его рассказы об отце.

Память

Именем Юнуса названы улица и мечеть в селении Чиркей .

Примечания

  1. , с. 159—170.
  2. , с. 132.
  3. , с. 63.
  4. , с. 64.
  5. , с. №126.
  6. , с. №132.
  7. , с. 494.
  8. , с. 122—123.
  9. , с. 73.
  10. , с. 74.
  11. , с. 123.
  12. , с. 87.
  13. , с. 88.
  14. Большая российская энциклопедия. . Дата обращения: 1 мая 2023. 24 марта 2023 года.
  15. , с. 24.
  16. .
  17. , с. 142.
  18. , с. 24.
  19. , с. 76.
  20. , с. 150.
  21. , с. 319.
  22. , с. 280.
  23. .
  24. .
  25. , с. 325.
  26. , с. 493.
  27. , с. 75.
  28. , с. 10—24.
  29. , с. 111.
  30. Захарьин. Дата обращения: 8 февраля 2022. 8 февраля 2022 года.

Литература

  • Хаджи Мурад Доного. Победит тот, кто владеет Кавказом. Миниатюры Кавказской войны 1817—1864 гг. — М. : Яуза, Эксмо, 2005. — 384 с. — ISBN 5-699-14269-X .
  • Мухаммад Тахир аль-Карахи . / перевод с арабского Т. Айтберова). — Махачкала, 1990. — 147 с.
  • Сборник документов. . — Москва: Эхо Кавказа, 2005. — 549 с. — ISBN 590005411X .
  • Богуславский, Леонид Антонович . . — СПб. , 1892. — 566 с.
  • Граббе П.Х. . — Москва: Тип. М. Г. Волчанинова, 1888. — 750 с.
  • Сборник документов. . — Тифлис: Канцелярия Главноначальствующего К. Козловского, 1903. — 702 с.
  • Гаммер М. / Пер. с англ. В. Симакова. — М. : Крон-Пресс, 1998. — С. . — ISBN 5-232-00702-5 .
  • Абдурахман из Газикумуха . / Дагестанский научный центр РАН, перев. с арабского М. С. Саидова. — Махачкала: Дагкнигиздат, 1997. — 838 с. — (Памятники письменности Дагестана).
  • Сборник. . — Нальчик: М. и В. Котляровых, 2013. — 720 с. — (Кавказ). — ISBN 978-5-93-680478-6 .
  • Казиев Ш. П . . — Изд. 4-е, испр. и доп.. — М. : Молодая гвардия , 2010. — 382 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03332-0 .
  • Гаджи-Али. / В. Г. Гаджиев. — Махачкала, 1990. — 80 с.
  • Максуд Алиханов . / Рудольф Николаевич Иванов.. — Махачкала: Эпоха, 2005. — 413 с. — ISBN 5-98390002-L.
  • Булач Гаджиев . . — Махачкала: Эпоха, 2012. — 470 с. — ISBN 5457675270 .
  • Theodor Horschelt . (нем.) . — Munchen: verlag von J. Albert, 1875. — 149 S.

Публицистика

  • Ю.У. Дадаев. // Вестник Дагестанского научного центра РАН : научный журнал. — 2011. — № 01. — С. 23—35.
  • Тахнаева П. И. // Minbar. Islamic Studies : научный журнал. — 2018. — № 11. — С. 469—500. — 469 с.
  • Коллегия авторов. // Издательство Академии наук СССР. : журнал. — 1933. — № 2 .
  • Руновский А. И. // Кавказ : газета. — Тифлис, 1862. — 13 сентября ( № 72 ). .
  • Милютин Д. А . // Родина : журнал. — 2000. — № 1 . — ISSN .
Источник —

Same as Юнус из Чиркея