Рохлин, Лев Яковлевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Лев (Хаим-Лейб) Я́ковлевич Ште́рнберг ( 21 апреля [ 3 мая ] 1861 , Житомир , Волынская губерния , Российская империя — 14 августа 1927 , Дудергоф , РСФСР , СССР ) — российский и советский этнограф , член-корреспондент АН СССР по отделу палеоазиатских народов (1924) . Профессор Петроградского университета (1918).
Родился в Житомире 21 апреля ( 3 мая ) 1861 года в еврейской семье. Его брат Абрам Яковлевич Штернберг (1873—1927) — фтизиатр , профессор, основатель и директор туберкулёзного института в Санкт-Петербург.
После окончания Житомирской гимназии , учился на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, затем — на юридическом факультете Новороссийского университета. За активное участие в народовольческих организациях был арестован в 1886 году. Весной 1889 года после трёхлетнего пребывания в одесской центральной тюрьме, сослан на Сахалин , где пробыл до 1897 года.
Во время ссылки подробно исследовал общественный строй, религиозные верования и обычное право нивхов (гиляков) сахалинских и амурских, айнов , и различных тунгусо-маньчжурских племён . Ему удалось открыть и подробно описать классификаторскую систему родства и реально ещё бытующие пережитки группового брака у гиляков , а также у орочей . С 1901 работал в Музее этнографии и антропологии в Санкт-Петербурге . Преподавал на этнографическом отделении Государственного географического института, а позже Ленинградского института истории и литературы.
Л. Я. Штернберг принимал участие в радикальных журналах и газетах. Известно [ где? ] , что статья Л. Я. Штернберга в газете «Наши дни» была причиной закрытия издания. В 1883 году окончил Новороссийский университет . В Европейской России его потеряли и долгое время не знали, где он находится. Потом только стало известно, что он сослан на Сахалин. Диплом об окончании университета Л. Я. Штернберг получил лишь в 1902 году. На Сахалине он тоже попал в немилость: за смелое слово, сказанное военному губернатору генерал-лейтенанту М. Н. Ляпунову в защиту товарища, он подвергся вторичной ссылке в более отдалённые места, в соседство с гиляками, изучением которых он тогда же и занялся.
В 1894 году совершил путешествие на крайний север острова Сахалин, частью на лодке вдоль западного берега, частью пешком. Выехал 8 июля и возвратился в порт Александровский 20 сентября, преодолев 840 вёрст. Л. Я. Штернберг дал физико-географическое описание пройденного им пути и собрал богатый материал по этнографии. Во время раскопок на Тыковской косе он впервые сделал находки каменных орудий на территории гиляцкой осёдлости.
Посвятив себя этнографическим и лингвистическим работам, в течение семи лет изучал фольклор, археологию, быт и язык коренного населения острова. Его работы о гиляках впервые были напечатаны в « Этнографическом обозрении » в 1893, 1894, 1901 и 1903 годах, обратив на себя внимание учёного мира. В 1897 году Императорская Санкт-Петербургская академия наук возбудила ходатайство о возвращении его из ссылки, тогда же ему было предложено место штатного этнографа в Музее антропологии и этнографии при академии.
В 1897 году досрочно вернулся на родину и в 1898 году через академиков
К. Г. Залемана
и
В. В. Радлова
представил для напечатания свою работу «Образцы материалов по изучению гиляцкого языка и фольклора».
В 1901 году директор Музея антропологии и этнографии В. В. Радлов пригласил его на должность старшего этнографа музея. Штернберг и Радлов к 1910 году привели в порядок коллекции, доставшиеся в наследие от Петровской кунсткамеры. Но для получения права жительства в Петербурге он должен был в спешном порядке сдать экстерном экзамен при Петербургском университете, от которого и получил в 1902 году диплом первой степени (по юридическому факультету).
С 1904 по 1914 годы читал в музее ряд курсов по этнографии как студентам, так и педагогам. В 1915 году принял участие в организации Высших географических курсов, преобразованные впоследствии в Географический институт с этнографическим факультетом. Состоял всё время профессором и деканом факультета.
Сотрудничал с «Энциклопедическим словарём» Брокгауза и Ефрона, в периодических изданиях Партии социалистов-революционеров. Близок редакции журнала «Русское богатство», член редакции журнала « Новый восход », в котором вёл отдел «Беседы с читателями». Один из редакторов трёхмесячного журнала «Еврейская старина», существовавшего в 1908—1930 и издававшегося при Еврейском историко-этнографическом обществе. До начала Первой мировой войны входил в одну из петербургских лож Великого востока народов России . В 1915 году вместе с Дмитрием Павловичем Рузским и Соломоном Владимировичем Познером входил в кружок, положивший начало Российской радикально-демократической партии.
В 1910 году отправился в экспедицию на Амур и Сахалин для дополнительного обследования изученных им раньше народностей. В 1917 году также состоял председателем Сибирской подкомиссии по составлению этнографической карты России при Географическом обществе, а с 1920 года — председателем Сибирского отдела комиссии по изучению племенного состава населения СССР. В 1917 году читал лекции на Восточном факультете Петроградского университета.
В 1925 году по преобразовании Географического института в географический факультет Ленинградского государственного университета, был председателем этнографического отделения факультета и его профессором до последних дней жизни. В течение многих лет он был одним из двух секретарей Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Также был председателем Еврейского историко-этнографического общества, при котором, по его инициативе и при его активном участии, был организован Еврейский музей. Вместе с В. Г. Богоразом участвовал в основании Ленинградского рабфака северных народностей, ныне Северного факультета при Ленинградском восточном институте, а также был профессором этого института.
Арестован Советской властью в феврале 1921 года. Освобождён по ходатайству Максима Горького .
Скончался 14 августа 1927 года в посёлке Дудергоф близ Ленинграда (ныне — Красносельский район Санкт-Петербурга). Похоронен в Санкт-Петербурге на Преображенском еврейском кладбище (участок 0-4 ст. место 878) .
Доказывал единство человечества с позиций эволюционизма. Этнографию понимал как науку о культуре первобытных народов и её пережитках. Л. Я. Штернберг внёс значительный вклад в изучение первобытной религии (представления о сверхъестественных «хозяевах», «избранничестве», схема этапов эволюции верований и др.).
Научные воспитанники: Н. П. Дыренкова , Е. П. Крейнович, Г. Н. Прокофьев, Г. М. Василевич , С. В. Иванов , Л. Э. Каруновская, С. М. Абрамзон , Л. П. Потапов , А. А. Попов и другие.