Учился четыре года в московской 24-й школе на Крымской площади.
С 1949 по 1955 год жил в
Челябинске
, где с золотой медалью окончил 58-ю школу
[
нет в источнике
]
.
Затем два года был курсантом военно-морского факультета (спецфак) Ленинградского инженерно-строительного института (ныне
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
), потом перешёл на факультет промышленного и гражданского строительства. Получив диплом инженера-строителя в 1961 году, в течение года работал прорабом.
Исполнил более восьмидесяти
[
уточнить
]
ролей в операх, в том числе двадцать одну оперную партию на языке оригинала. Исполнитель сольных концертных программ русской и зарубежной музыки:
романсов
и песен,
арий
из опер,
ораторий
и
кантат
, песен советских композиторов,
церковных песнопений
и др. Первый исполнитель многих песен
Г. В. Свиридова
,
Сюиты для баса и фортепиано на стихи Микеланджело
, «4 стихотворений капитана Лебядкина», «
Пяти романсов на слова из журнала „Крокодил“
», «Предисловия к полному собранию моих сочинений», версии для камерного оркестра «Песен на слова английских поэтов»
Д. Д. Шостаковича
, вокального цикла «Надписи» и баллады «Орёл»
Ш. Р. Чалаева
. Записал около семидесяти пластинок и дисков на отечественных и зарубежных фирмах грамзаписи, в том числе более двадцати опер (полностью), множество арий, романсов, русских народных песен.
Сочетает вокальную одарённость с драматическим талантом, что позволило ряду авторов говорить о преемственности искусства певца по отношению к
Ф. И. Шаляпину
, и даже называть его «вторым Шаляпиным»
. Создатель ярких образов, среди которых на первом месте триумфально встреченный в СССР и по всему миру
Борис Годунов
(«
Борис Годунов
»
М. Мусоргского
). Обладатель исключительной
дикции
, позволяющей с равным успехом исполнять партии не только на родном языке, но и на итальянском, французском, немецком и даже венгерском языках.
С 1966 гастролировал за рубежом (ГДР, Болгария, Венгрия, Чехословакия, Польша, Египет, Великобритания, Италия, Швеция, Франция, ФРГ, США, Швейцария, Япония, Аргентина, Финляндия, Испания, Бразилия).
В
1976 году
, в честь двухсотлетия
Большого театра
и за большие заслуги, был удостоен звания народного артиста СССР, минуя звание народного артиста РСФСР. Такое награждение случалось крайне редко, что говорит об исключительности мастерства и таланта певца.
В сезоне 1976/77 года Нестеренко выступил в трех премьерах Большого театра: «Моцарте и Сальери» Римского-Корсакова, «Русалке» Даргомыжского, «Похищении луны» О. Тактакишвили и подготовил четвертую — роль большевика Андрея в новой сценической редакции оперы В. Мурадели «Октябрь». Каждая из этих работ стала значительной вехой в творческой биографии артиста, получила высокую оценку зрителей и прессы.
Необходимо отметить закономерность и последовательность, с которыми Нестеренко пропагандирует камерное творчество русских и советских композиторов, малоизвестное зарубежной публике, во время своих гастролей.
Одно из выступлений Евгения Нестеренко за рубежом состоялось в итальянском городе Верчелли в рамках большого музыкального фестиваля, где Нестеренко был также в качестве члена жюри Международного конкурса вокалистов имени Виотти. Концерт (его программа была составлена целиком из произведений Мусоргского, что довольно необычно для европейской публики) стал кульминацией этого праздника, привлекшего многочисленных слушателей из разных стран Европы, в том числе молодых певцов.
Газета «Ла Сессиа» писала, что «Евгению Нестеренко, считающемуся сейчас лучшим басом в мире», Мусоргский весьма близок по духу. «Певец доказал, — пишет далее рецензент, — что его слава вполне закономерна и что он не утрачивает ее при переходе от оперного жанра к камерному. Нам редко доводилось слышать столь совершенное в интонационном отношении пение».
В феврале 1978 года Нестеренко дал сольный концерт в «Ла Скала», включив в его программу Сюиту на слова Микеланджело Шостаковича, «Песни и пляски смерти» и еще несколько произведений Мусоргского. Как обычно, вечер прошел с большим успехом.
Автор более чем двухсот публикаций — книг, статей,
интервью
. Под редакцией певца вышла инструктивная книга его педагога В. М. Луканина «Обучение и воспитание молодого певца» (Л., «Музыка», 1977). Автор книг «Размышления о профессии» (М., «Искусство», 1985) и «Записки русского баса» (М., Фонд Евгения Нестеренко, 2011).
11 мая
2008 года
в честь 70-летия певца в Большом театре состоялся спектакль «
Набукко
», в котором он исполнил партию
Захарии
.
В последние годы жил преимущественно в
Вене
. Скончался там же 20 марта 2021 года на 84-м году жизни от последствий
коронавирусной инфекции
. В связи с эпидемиологической обстановкой в
Австрии
, семья и близкие народного артиста приняли решение не проводить публичную церемонию прощания с оперным певцом. Прах Евгения Нестеренко будет захоронен в России
.
Член редколлегий Музыкального энциклопедического словаря, энциклопедии «Опера», журналов «Театр» и «Музыкальная жизнь».
Долгие годы был членом художественного совета Большого театра и
Союзконцерта
, совета Московской консерватории, председателем оперной секции Всесоюзного музыкального общества, членом президиума правления
Советского фонда культуры
, членом правления Ассоциации музыкальных деятелей Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, членом центральных правлений Общества советско-венгерской дружбы и Общества дружбы СССР — ФРГ.
Мать — Бауман Велта Вольдемаровна (1912—1938), дочь латвийского сельского учителя, революционера-подпольщика.
Дед по материнской линии — Бауман Вольдемар Петрович (Тилс Криш Янович), (1879—1951), участник трёх революций, после Октябрьской был председателем Ташкентского совета рабочих и солдатских депутатов.
Жена — Нестеренко (Алексеева) Екатерина Дмитриевна (1939—2014), инженер-строитель, внучка Александра Ивановича Викселя, одного из проектировщиков
Морского Никольского собора
в Кронштадте.
Сын — Максим Евгеньевич (год. 1964), художник-график, член Союза художников России, преподаёт в московском филиале Британской высшей школы дизайна.
Народный артист СССР
(1976) —
за большие заслуги в развитии советского музыкального и хореографического искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР
Герой Социалистического Труда
(1988) —
за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения
Ленинская премия
(1982) —
за исполнение партий Ивана Сусанина в опере М. Глинки «Иван Сусанин» в Государственном академическом Большом театре Союза ССР, Бориса Годунова в опере М. Мусоргского «Борис Годунов» в Государственном академическом театре оперы и балета «Эстония» и концертные программы 1977—1980 годов
орден Почёта
(2014) —
за достигнутые трудовые успехи, значительный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, заслуги в освоении космоса, гуманитарной сфере, укреплении законности, активную законотворческую и общественную деятельность, многолетнюю добросовестную работу
// Челябинск: Энциклопедия [электронная версия] (Челябинск: Энциклопедия / сост.:
В. С. Боже
,
В. А. Черноземцев
. — Изд. испр. и доп. — Челябинск: Каменный пояс, 2001. — 1112 с.: ил. —
ISBN 5-88771-026-8
).
Нестеренко Евгений Никифорович // Челябинская область: энциклопедия / гл. ред. К. Н. Бочкарёв. — Челябинск: Каменный пояс, 2008. — Т. 4. — М—О. — 864 с. —
ISBN 978-5-88771-071-6
(неопр.)
. Дата обращения: 6 апреля 2018.
6 апреля 2018 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 6 апреля 2018.
6 апреля 2018 года.
(неопр.)
Дата обращения: 6 апреля 2018.
6 апреля 2018 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 23 мая 2014. Архивировано из
24 мая 2014 года.
(неопр.)
. Фонд Олега Митяева. Дата обращения: 29 марта 2023.
4 марта 2016 года.
Литература
Гусев А. И.
Евгений Нестеренко: Творческий портрет. — М.: Музыка, 1980.