Interested Article - Свен Крестоносец

Карел ван Мандер III
Обнаружение тела принца Свена, 1645

Свен Крестоносец ( лат. Sueno ; дат. Svend Korsfarer ) — согласно хронике «Иерусалимская история», сын короля Дании , принявший участие в Первом крестовом походе , во время которого погиб в 1097 году. Ряд исследователей считают его сыном Свена II Эстридсена , однако документальных подтверждений существования такого сына у короля не обнаружено. В связи с этим существование Свена оспаривалось. Тассо посвятил Свену несколько строф в поэме « Освобожденный Иерусалим ».

Легенда

В хронике «Иерусалимская история» среди событий Первого крестового похода Альберт Аахенский поместил рассказ о «сыне короля Дании по имени Свено» (filius regis Danorum, Sueno nomine) . Якобы, сын датского короля Свен со своими 1500 (15 000) рыцарями и его невеста Флорина , дочь герцога Бургундского и вдова принца Филиппа, были среди крестоносцев . После захвата Никеи принц задержался на несколько дней, был хорошо принят византийским императором Алексеем и затем прошел через «Рум» (Рим — так европейцы называли территорию Малой Азии) к городам Рума «Финимини» и «Ферне» (Finiminis et Ferna). Солиман атаковал и убил Свена со всем его отрядом. Флорина пыталась убежать, но её пронзило несколько стрел . Дальнейшее развитие легенда получила в поэме Тассо « Освобожденный Иерусалим » . Если у Альберта Свен погибает в Малой Азии, до осады Антиохии , то у Тассо Свен узнает о падении Антиохии от византийского императора, а гибнет у Иерусалима . Тассо описал, как меч принца Свена нашел датский рыцарь Ринальдо. Этот меч стал первым христианским мечом, попавшим в Иерусалим . Современник Тассо, Андерс Сёренсен Ведель добавил в историю еще одну деталь — меч Свена был подарком отца .

Благодаря Тассо история стала известна, поскольку его поэма считалась авторитетным источником по событиям Первого крестового похода .

Мнения историков

Агатангел Крымский в словаре Брокгауза и Эфрона (1896) писал, что «в Каппадокии Кылыч-Арслан истребил датское войско Свенока» . Английский историк писал (1773), что «все согласны с тем, что принц Свен был королем и действительно происходил из Дании» . Джордж Финли не сомневался в достоверности рассказа о Свене . Э. Гиббон (1788) указал среди участников похода представителя датской королевской семьи, но упомянул, что Жан-Батист Мейли не верил в достоверность рассказа о Свене . Мейли, действительно, высказал сомнение в этой истории , отметив (1780), что «историки этого народа не говорят ни слова об этой экспедиции сына их короля» и что молчание источников на эту тему необычно . Сомнения в достоверности рассказа Альберта высказывал и Фридрих Мюнтер в «Церковной истории Дании и Норвегии» (1823) . Ж.-Фр. Мишо (между 1812 и 1822 годами) писал про «Свено, сына короля Дании Свено» без уверенности . Георг Вебер (1887) полагал, что рассказ о Свене — лишь легенда . Немецкий историк Леопольд фон Ранке начал около 1840 года исследовать источники Первого крестового похода. Генрих фон Зибель был одним из учеников Ранке . Зибель (1881) обращал внимание на баснословное вступление истории Свена. Этот рассказ не подтверждается никем из хронистов-участников Первого крестового похода . Лишь более поздний историк, Гийом Тирский (начало 1180-х), и Тассо (1581) позаимствовали этот рассказ . Андерс Ведель, поверив в рассказ Альберта, писал, что принц Свен был «более храбрым, чем короли Горм , Харальд и все Кнуды» .

Зибель отмечал, что Альберт ничего не сообщал о принце, кроме того, что тот был молод и красив (nobilissimus et forma pulcherrimus) . Хронист не писал ни слова о более ранних событиях, связанных с этим принцем . Историки пытались найти Свена в хрониках, но о нём совсем не было данных . Автор книги о варягах в Византии , писал, что этой истории нет у Саксона Грамматика , ни в саге о Кнутлингах , её не упоминает Анна Комнина . «Нет ничего, что могло бы помешать датскому вождю по имени Свейн участвовать в Первом крестовом походе и быть убитым вместе со своим отрядом в Малой Азии, но это лишь предположение, поскольку не может быть представлено веских доказательств» .

Гюстав Доре , Смерть Флорины.

Зибель высказал свое мнение о происхождении басни. По его словам, легенда происходила от служивших в императорской гвардии в Константинополе викингов . Они не принимали участия в каких-либо значительных боях, но не хотели быть хуже других . согласился с аргументами Зибеля (1865) . Одним из результатов публикации трудов Зибеля и Риана стало отсутствие Свена среди действующих лиц оперы Нильса Гаде «Крестоносцы» (Кorsfarerne, 1873, либретто К. Андерсена). Хотя в основе сюжета лежит сюжет поэмы Тассо, касающийся Свена, Свен не упоминается, остался лишь Ринальдо .

Невеста Свена тоже, судя о всему, личность не историческая. Мейли полагал, что она — вымышленный персонаж, который «историки сделали вдовой принца Филиппа». Ни слова о такой дочери герцога Бургундии нет у бургундских хронистов . в «Истории Бургундии» писал (1739): «то, что сообщается об этой предполагаемой второй дочери герцога Юда, слишком похоже на басню» .

Версии о происхождении легенды

Предполагаемый отец Свена, король Свен Эстридсен, умер в 1074 или 1076 году. Известно, что он оставил 14 сыновей. Среди них есть один Свен, который был в Виборге в 1104 году, то есть, он не мог погибнуть в 1097 году. Историки попытались найти крестоносца Свена среди внуков Эстридсена. Судьба потомков его старших пяти сыновей точно известна и крестоносцев среди них нет. Среди средних сыновей Свена был Свен, который, хотя сам и не мог быть погибшим в 1097 году, но вполне мог иметь сына, по возрасту подходящего для участия в походе в 1097 году. Однако Зибель высказывал сомнение в том, что современные событиям источники и в Дании, и на Востоке могли не упомянуть о таком событии, как отъезд королевского сына с армией или его героическая гибель в крестовом походе. Все события похода довольно подробно описаны, все знатные участники упомянуты, лишь о Свене источники молчат . Георг Вебер полагал, что об осаде Антиохии придумано много легенд (легенда о Свене была среди них), поскольку «все западные народы хотели иметь славу участия» в этом важнейшем событии похода .

Рейнхард Рейнеке, издатель и редактор хроники Альберта, в 1580 году предположил, что Свен был сыном Эрика Доброго , затем изменил мнение и решил, что Свен был сыном Свена Эстридсена . Джордж Финли считал Свена сыном короля Англии Эдгара Этелинга . Риан предположил, что среди множества Свенсонов, сыновей старого Свена Эстридсена или его седьмого сына Свена, один участвовал в походе и погиб, что стало основой вымысла Альберта .

В культуре

Тассо посвятил Свену несколько строф в поэме « Освобожденный Иерусалим » . Героическая смерть Свена в крестовом походе стала образцом для подражания для более поздних датских королей, которые искали идеалы среди средневековых предков. В 1629 году Кронборг был сожжен, в связи с его реконструкцией датский король Кристиан V заказал ряд исторических картин, прославляющих датскую монархию. Ученый Оле Ворм искал исторические сюжеты, и подвиг Свена оказался подходящим для этих целей . В итоге придворным художником голландского происхождения Карелом ван Мандером III была написана картина «Обнаружение тела принца Свена» . Картина хранилась вместе с латинским стихотворением на эту тему .

История Свена стала официально считаться правдивой и использоваться в политических целях. Один из первых поэтов романтизма Йенс Баггесен перевел отрывок о Свене из поэмы Тассо. Стихотворение («De danskes Pris eller Svends Død») было опубликовано в 1807 году, когда в стране была велика потребность в национальных героях после нападения англичан на Копенгаген .

Ссылки

  1. Торквато Тассо. / Пер. В. С. Лихачева. — СПб. : Наука , 2007. 6 февраля 2019 года. ; строфы 6-24
  2. Sybel H. von. . — R. Baum, 1881. — S. 337—338. 4 ноября 2021 года.
  3. Albert of Aix . (лат.) . THE LATIN LIBRARY . Дата обращения: 4 ноября 2021. 30 октября 2021 года. ; Lib. III; Cap. LIV. — De morte filii regis Danorum…
  4. . Svend (Svendsen) // . — Gyldendalske Boghandels Forlag (F. Hegel & Søn), 1903. 10 декабря 2019 года.
  5. Jensen Janus Møller. . — Leiden: BRILL , 2007. — S. 316—317. — ISBN 978-90-04-15579-4 . 4 ноября 2021 года.
  6. Jensen, K. V. Myten om prins Svend (датск.) // Skalk, 2, 20-25. — 2001. — Nr. 2 . — S. 20—25 .
  7. Крымский А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1896. — Т. XVII. — С. 156.
  8. Langebek J. . — per F. C. Godiche, 1773. — S. 631—635.
  9. Finlay G. . — 1877. — P. 112.
  10. Gibbon E. . — United States Book Company, 1788. — P. 21. 4 ноября 2021 года.
  11. Mailly J.-B. . — Paris: Moutard, 1780. — P. 111—115. 4 ноября 2021 года.
  12. Münter G. . — F.C.W. Vogel, 1831. — S. 718—720. 4 ноября 2021 года.
  13. J. Fr (Joseph Fr ) Michaud, William Robson, Hamilton W. Mabie. . — New York, A. C. Armstrong & Son, 1900. — 550 с.
  14. Вебер Г. . — СПб. : Издание К. Т. Солдатенкова , 1887. — С. 520. 5 ноября 2021 года.
  15. Jensen K. V. . — Taylor & Francis , 2017. — 402 с. — P. 106—107. — ISBN 978-1-317-15670-3 . 7 ноября 2021 года.
  16. L' Estoire de Eracles Empereur et la conqueste de la terre d'outremer // . — Impr. Royale, 1844. — Vol. 1. — P. 185. — 798 p. 4 ноября 2021 года.
  17. Blöndal S. . — Cambridge University Press, 2007. — P. 131. — ISBN 978-0-521-03552-1 . 4 ноября 2021 года.
  18. Riant P. . — Ad. Lainé et J. Havard, 1865. — P. 150—151. 4 ноября 2021 года.
  19. Plancher U. . — chez L.-N. Frantin impr., 1739. — S. 280. 4 ноября 2021 года.
  20. Grundtvig N.F. . — BiblioLife, 1880. — Vol. 5. — P. 149-152.
Источник —

Same as Свен Крестоносец