Матильда Тосканская
- 1 year ago
- 0
- 0
Тосканская лирика ( итал. lirica toscana ), также называемая сицилийско-тосканской и переходной школой ( Scuola di Transizione ) — условное название поэтов Тосканы и Романьи 60-х — 90-х годов XIII века, продолжателей традиции сицилийской школы .
Термин «тосканская лирика» является еще более условным, чем «сицилийская школа», так как группирует по территориальному признаку различных поэтов, не все из которых являлись продолжателями сицилийской поэтической традиции .
Наиболее значительными среди них были Гвиттоне д'Ареццо , , и , при этом Гвиттоне д'Ареццо в равной степени ориентировался на сицилийцев и провансальских трубадуров и имел много собственных подражателей и последователей .
В реальности под расплывчатой формулировкой «тосканская лирика» скрываются два или три поэтических направления, включавших большое число поэтов:
Часть тосканских поэтов ранее напрямую принадлежала к сицилийской школе, это , , .
В творчестве тосканских поэтов продолжился процесс отдаления поэзии от её песенного истока, что привело к большему ритмическому единообразию. Количество лирических форм сократилось, исчезли дескорты , баллат было написано немного, и абсолютное преобладание получили канцоны и сонеты. Канцоны, в основном, сицилийского типа, пятистрофные, по 12—14 стихов, но появились и более длинные, по 20 и даже 30 строк .
Число стихотворных размеров сократилось, преобладание получили семи- и одиннадцатисложник, уменьшилось также количество видов рифмовки строф .
Песенное происхождение канцоны было окончательно забыто, и это позволило включать её вместо сонета в тенсоны , что одними из первых сделали пизанские поэты Галетто и Леонардо Гуалакка .
Тематика канцон расширилась, в связи с поисками новых способов выражения любовного чувства и метафор, а более всего, из-за отхода от чисто любовной темы и обращения к вопросам религии, морали и политики, что особенно заметно у Гвиттоне д'Ареццо и Андреа Монте. За основу этих канцон были взяты распространенные у французов и провансальцев «жалобы» и «плачи», ранее использовавшиеся для описания любовных переживаний. В результате лирическая поэзия сблизилась с дидактической .
Кроме этого, получила распространение антикуртуазная тематика, также позаимствованная из Франции, где существовал комический и обсценный жанр «глупой песни». Низкая разновидность поэзии стала в Италии, где рыцарская культура не получила широкого распространения, весьма популярной, и тосканские поэты часто использовали в качестве её формы сонет, который в сицилийской школе предназначался для ученого рассуждения о природе любви .
В литературоведении принято рассматривать тосканскую лирику как переходную между сицилийской поэзией и . Показательно, что составители поэтических сборников XIII объединили стихи тосканцев и сицилийцев в одних рукописях, тогда как стильновистов включили в отдельные кодексы .
В целом, тосканская поэзия была подражательной, и даже крупнейшему её представителю, Гвиттоне д'Ареццо, смело экспериментировавшему со стихотворными формами, не хватило решимости отойти от окостеневшей полуторавековой куртуазной традиции, хотя он и наметил пути сближения между любовной и религиозной поэзией. К концу XIII века лирика тосканцев оказалась в тупике, из которой её смогло вывести только появление сладостного нового стиля .