Архитектурный ансамбль
- 1 year ago
- 0
- 0
Ахта́ла ( арм. Ախթալա ), также Плиндзаханк , Пгндзаханк ( арм. Պղնձահանք ) или Пхиндзаванк — армянский монастырь и крепость X века . Расположен на небольшом плато в ущелье реки Дебед (в настоящее время посёлок городского типа Лорийской области Армении ).
Изначально являлся монастырем Армянской Апостольской Церкви , в XIII веке комплекс был передан армянам-халкидонитам , став на долгое время их главным духовным и художественным центром , и функционировал под юрисдикцией Грузинской Православной Церкви . В начале XVIII века заброшен, а в 1802 году восстановлен и превращён в религиозный центр проживающих в Закавказье греков . В настоящий момент не действует, находится в собственности ААЦ .
Сохранившиеся фрески монастыря отображают искусство армян-халкидонитов, где воедино переплетаются армянское, греческое и грузинское влияния. В монастыре присутствуют надписи на армянском , а также греческом и грузинском языках .
В современных исторических исследованиях вопрос о праве собственности на церковь был спорным и предметом дискуссии между грузинскими и армянскими учеными. Копии фресок присутствуют как в Государственном музее изобразительного искусства Грузии в Тбилиси , так и в Музее истории Армении в Ереване . Кроме того, церковь включена в рассказ о истории искусства обоих стран .
Монастырский комплекс Ахтала изначально носил название Плиндзаханк (в переводе с армянского «медная руда» ), так как располагался вблизи рудника, в котором издавна добывали различные металлы. Под именем Плиндзаханк монастырь неоднократно упоминается в эпиграфических памятниках, колофонах рукописей и у армянских историков XIII века: Киракоса Гандзакеци , Вардана Великого, Степаноса Орбеляна .
В X веке крепость Пгндзаанк (Ахтала) стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов . Надпись на армянском языке на хачкаре сообщает о возведении в 1188 году Мариам, дочерью царя Ташир-Дзорагета Кюрике, церкви Пресвятой Богородицы . В начале XIII века атабек Иване Мхаргрдзели , представитель рода Закарянов и влиятельное лицо при дворе грузинской царицы Тамары, перешедший из Армянской апостольской церкви в лоно Грузинской православной церкви , передаёт монастырь халкидонитам и перестраивает армянский храм .
Киракос Гандзакеци , автор середины XIII века, сообщает :
Умер и Иванэ, брат Закарэ, и был похоронен в Пхиндзаанке, у входа в построенную им самим церковь; он отнял её у армян и превратил в грузинский монастырь.
При этом у средневекового историка слова «у армян» и «грузинский» имеют не этнический, а конфессиональный смысл .
В XIII веке владельцами монастыря были Закаряны, Пгндзаанк стал крупнейшим халкидонитским монастырем и культурным центром Северной Армении, но административно являлся центром епархии Грузинской Православной Церкви. В алтарной апсиде главного храма была сделана предназначенная для архиерейского богослужения ниша, нетипичная для халкидонитских храмов Северной Армении.
В середине XIII века в монастыре работал , о чём свидетельствует сохранившийся в рукописи 1248 года колофон , где на книге Прокла Диадоха Симеон пишет, что книга переведена « с грузинского языка на армянский язык в стране армянской, в монастыре грузинском, который называется «Плиндзаханк» .
В XIV веке название «Пгндзаанк» исчезает из исторических источников.
В 1438 году впервые в источниках упоминается деревня с названием Ахтала как собственность Грузинского Католикосата.
В начале XVIII века монастырь пришёл в запустение, при Атенском Сионе существовало подворье епископа Ахтальского.
В 1802 году указом российского императора Александра I Ахтала преобразована в центр Греческой Православной Церкви в Закавказье. В настоящее время остается важнейшим местом паломничества греков , ежегодно 21 сентября отмечающих в Ахтале праздник Рождества Богородицы .
Монастырь находится в собственности армянской церкви. Грузинская православная церковь имеет притязания на него, которые армянская церковь считает необоснованными .
Главный храм Ахталы — храм Пресвятой Богородицы, — это крестово-купольная постройка, не сохранившийся купол которой опирался на 2 восьмигранных столба и предапсидные пилястры. Синкретизм черт армянского и грузинского зодчества XIII века [ источник не указан 879 дней ] , характерный для этого храма, особо проявился в формах и декорациях экстерьера, где типично грузинскими являются большие орнаментированные кресты и обрамления окон [ источник не указан 879 дней ] , а порталы созвучны армянским образцам. С запада к храму приблизительно в середине XIII века были пристроены усыпальница Иване и портик с открытой аркатурой, прямоугольные в плане. Росписи церкви датируются между 1205 и 1216 годами. Они были выполнены во времена расцвета Грузинского царства при царице Тамаре . В соответствии с грузинской традицией в парусах помещены изображения евангелистов в медальонах, а на лицевых сторонах арок текст Пс 103. 19 на асомтаврули. Иконографическая программа алтарной апсиды (в конхе Богородица с Младенцем на троне, ниже композиция «Причащение апостолов», под ней 2 ряда святителей) воспроизводит наиболее строгие византийские образцы. Связь с национальной культурной традицией армян-халкидонитов проявилась в расположении в центре нижнего яруса образа просветителя Армении Св. Григория Просветителя . [ источник не указан 79 дней ] В нижней части западной стены изображены святые Грузинской Церкви , среди которых просветитель Грузии Св. равноапостольные Нина и Иоанн Зедазнели . В южном и северном рукавах пространственного креста представлены циклы росписей, посвящённые Пресвятой Богородице и Спасителю. Исследование стилистических особенностей фресок и характера надписей позволяет предположить, что в работе участвовали не менее 8 художников, среди них были армянин-халкидонит, знакомый с византийской живописью позднекомниновской эпохи (алтарная апсида); художник, следовавший образцам византийской живописи 1-й половины XIII века (верхние регистры северных и южных стен и главные своды); мастера из Грузии, расписавшие западную стену.
Помимо главного храма внутри монастыря находятся небольшая зальная церковь Св. Василия и руины двухэтажного жилого корпуса. Вокруг монастыря на разном расстоянии располагаются четыре церкви-часовни, посвящённые Св. Троице , святым апостолам, святителям Григорию Богослову и Иоанну Златоусту . Реставрационные работы в Ахтале осуществлялись с 1979 по 1989 годы управлением по охране памятников Армении.
В монастыре армянский кинорежиссер Сергей Параджанов снял два эпизода для своего фильма « Цвет граната » .
Пожалуй, у половины старых армянских церквей отсутствует один из важнейших элементов византийского церковного строительства — притвор. Таковыми являются церкви Самтавис (см. план), Кабен, Ахтала, Сафара, Узунлар, Ани; Вагаршабад - Эчмиадзин и др.
Оригинальный текст (нем.)Wohl der Hälfte der altarmenischen Kirchen fehlt eines der wesentlichsten Moments des byzantinischen Kirchenbaues, der Narthex. So den Kirchen von Samthawis (s. den Grundriss), Caben, Akhtala, Saphara, Usunlar, Ani; Vagarschabad - Edschmiadzim u. A.
Currently there are no acting Greek churches in Armenia, said Dr. Mkhitaryan. Local Greeks attend the Russian Orthodox Church in Yerevan and/or various other Armenian Churches. On the 21st of September there is a tradition to visit Akhtala Monastery (Northern Armenia), which has become the local place of worship for Greeks of Armenia.