Литературный институт имени А. М. Горького
- 1 year ago
- 0
- 0
Фра́нко Кёльнский (Franco de Colonia; также Франко Тевтонец, Franco Teutonicus), Франкон Кёльнский — монах , немецкий теоретик музыки , один из ведущих учёных периода Ars antiqua , автор трактатов «Техника размеренной музыки» (Ars cantus mensurabilis) и «Компенсация за инакомыслие, три главы» («Compendium de Discantu, tribus capitibus»).
Расцвет творческой деятельности около 1280 года. Многие считают Франкона Кёльнского родоначальником мотета . С большой вероятностью, деятельность Франко связана с Парижским университетом . Не следует смешивать Ф. Кёльнского с , жившим в середине XI столетия .
Под «размеренной музыкой», или «размеренным пением» (cantus mensurabilis), Франко понимал не (и её нотацию на основе понятия о мензуре), а ритмизованное многоголосие вообще, отсюда основная задача его труда — предложить способы нотации ритма в разного рода многоголосной музыке. Как и Иоанн де Гарландия , Франко описывал типовые ритмические модусы , сократив их число до пяти .
Главное достижение Франко — наблюдение о том, что различные графемы не подчиняются сложным и запутанным правилам модальных лигатур и могут означать контекстно независимые ритмические длительности . Притом что описываемая в трактате система в целом укладывается в рамки перфектной (трёхдольной) мензуры, а расшифровка реальных длительностей формально подаётся как контекстно зависимая, Франко описывает такое количество «исключительных» ситуаций (паузы, приводящие к переходу из одного модуса в другой; плики , разбивающие стабильные ритмические формулы на мелкие длительности и т. д.), что от стопной метрики модусов мало что остаётся:
Заметь, что все модусы могут встретиться в рамках одного-единственного дисканта , ибо благодаря [то есть трёхдольности, общей для всех модусов] все модусы сводятся к одному. И не нужно непременно пытаться привязать к такому дисканту модус. Если угодно, о нем можно сказать, что он принадлежит к тому, который встречается чаще других .
Франко описал технику ритмической композиции в разных жанрах/формах многоголосной музыки Ars antiqua; в его трактате (с различной степенью подробности) рассматриваются органум , дискант , кондукт , гокет , копула , причём инструктивные тексты снабжены многочисленными нотными примерами.
В учении о гармонии Франко, как и Гарландия, поместил обе терции в разряд консонансов , а обе сексты в разряд диссонансов. При этом Франко сделал важное примечание, что консонанс следует располагать в начале перфекции (при условной экстраполяции на позднейшую тактовую метрику, можно сказать, в начале такта).
Учение Франко Кёльнского оказало большое влияние на развитие западноевропейской музыкальной науки позднего Средневековья и Возрождения. Изложения (часто модифицированные) трактата, сокращённые и расширенные его переложения продолжали писать до конца XV века. Среди почитателей учения Франко Маркетто Падуанский , Якоб Льежский , Симон Тунстед, Джон Хотби, ряд анонимных авторов с конца XIII вплоть до XV веков.