Interested Article - Храм Вознесения Господня (Бельское Устье)

Хра́м Вознесе́ния Госпо́дня православный храм в деревне Бельское Устье (16 км к югу от райцентра Порхов ). Самый большой в Псковской области вотчинный храм XIX века. Объект культурного наследия народов России регионального значения, охраняется государством .

Построен по прошению и на средства полковника Преображенского полка Артамона Осиповича Кожина (род. 1753 г.) в его имении Бельское Устье Порховского уезда в 1796 г. Указ Святейшего Синода от 17 марта 1787 г. о разрешении А. С. Кожину построить церковь в имении Бельское Устье из-за большого расстояния до приходской церкви.

История

Церковь была сооружёна без придела и в конце XIX в. стала трехпрестольной ( Вознесение Господня , Апостола Петра и Рождества Богородицы ). В середине XIX в. указывается, что церковь без колокольни, колокола повешены на шести деревянных столбах. Храм имеет крестово-купольные формы, а изначально архитектурное решение было в форме ротонды. Здание выполнено из кирпича, подвалов нет, в качестве фундамента выполнена многолучевая стяжка из валунов.

В 1822 г. мещанином г. Валдая Герасимом Ивановым была произведена починка церкви: в алтаре сделана для прочности «арка от стены до стены под брус», в капитальных стенах заделаны щели. Привели в порядок испорченную лепнину, а также штукатурку, как внутри, так и снаружи церкви. Всю церковь побелили.

В 1850-е годы архитекторами М. Ф. Шестаковым и Пецольт были выполнены чертежи помещечьего дома в Бельском Устье, а также детали иконостаса малого придела.

В 1920-21 гг. его посещали обитатели колонии Дома искусств, знаменитые писатели, поэты и художники, которые спасались в это время в Бельском Устье от голода в Петрограде. 14 августа 1921 г. ими была заказана панихида по Александру Блоку .

Церковь Вознесения Господня в Бельском Устье оставалась действующей вплоть до 60-х годов прошлого столетия, пока землю, на которой она находится, не передали школе-интернату, после чего она оказалась на территории детского учреждения и по тогдашним законам неизбежно должна была быть закрыта. Ничего из внутреннего убранства храма не сохранилось, кроме деревянного иконостаса конца XIX века, который находится теперь в приделе храма Жён-Мироносиц в Пскове .

За последние 15 лет вокруг храма собрался широкий круг сподвижников, включая православных верующих из Европы и Америки.

Архитектура

Вид на церковь с противоположного берега реки Белка

Пятикупольный ротондальный храм, в основе которого лежит крещатая композиция, расположен на восточной окраине деревни Бельское Устье , замыкая главную улицу. К югу от храма — кладбище c многолетними деревьями, вековыми дубами . К западу и востоку остатки аллей старинного парка сливаются с ландшафтом лесистой местности. Не имеет аналогов в Псковской обл. по конструктивному решению и декоративному оформлению. Уникален, как образец петербургской архитектуры XVIII в. в стиле ранний неоклассицизм с элементами барокко .

К центральному цилиндрическому объёму здания церкви примыкают по странам света прямоугольные в плане, покрытые на два ската объёмы, причём западный меньше, чем остальные. Фасады декорированы рустами . Оконные проёмы и ниши оформлены наличниками , арки — архивольтами . Порталы в углублениях также имеют наличники и сандрики с кронштейнами с филёнками над ними. Западный фасад притвора имеет ризалит , его углы раскрепованы лопатками . Боковые фасады, декорированы лопатками, соединяющимися в верхней части. Ниша поддерживается кронштейнами, над нишей окно в виде овала , поставленного вертикально, такой же формы все окна второго света . Венчает стену притвора антаблемент , карниз многообламный с модульонами . Над притвором — ярус для колоколов .

Фасады ротонды между выступающими объёмами двухсветны, размещены в углублениях. Окна нижнего света большие с арочными перемычками, второго — овальные . Фасады северного и южного приделов оформлены одинаково, на засадных фасадах — ниши и по одному овальному оконному проёму. Восточный фасад алтаря имеет ризалит , раскрепованный по углам пилястрами между двух нив — декоративная доска. В верхней части большое полуциркульное окно и русты. Боковые фасады алтаря имеют глубокие ниши с конхами . Над нишами овальные окна. Венчает фасады единый антаблемент . Торцевые фасады оформлены фронтонами . К верхней части ротонды примыкает прямоугольные в плане световые двухсветные башни , несущие на себе малые купола . Каждая башня имеет по три больших окна с лучковыми арочными перемычками и над ними по одному круглому.

Фасады башен оформлены лопатками , их верхние части с круглыми окнами — рустованы. Под куполами кронштейны в навершии фигурные постаменты под кресты. Ротонда перекрыта купольной крышей с рёбрами, венчающейся также фигурным постаментом под деревянный крест. Под куполом карниз, поддерживаемый кронштейнами и между ними четыре картуша , расположенных по странам света. Между световыми башнями на стене ротонды четыре круглых окна, стены ротонды оформлены горизонтальными рустами. Внутри ротонды восемь мощных восьмигранных пилонов , расположенных по кругу, несут на себе кессонированный купол , у основания купола четыре окна, свет в них поступает через световые башни, подпружные арки и своды перекрытия между пилонами и стеной ротонды. В кессонах купола и сомкнутых сводах лепные розетки , лепнинной также декорированы подпружные арки, над архивольтами лепные ветви. Внутренние грани пилонов оформлены спаренными пилястрами смешанного ордера , выложенные под мрамор , их капители декорированы иониками.

Грани, обращённые к интерьеру церкви, имеют ниши , в которых размещалась станковая живопись . Над большими нишами — малые, с рельефными изображениями ваз . Пилоны завершаются антаблементом, фриз которого декорирован окантами и розетками . По основанию купола проходит профилированный карниз. Над западным дверным проёмом, под подпружной аркой хоры, с заложенной дверью. Помещения южного и северных приделов имеют плоские перекрытия. В притворе, центральная часть его перекрыта полуциркульным сводом, помещение в северной части имеет плоское перекрытие, в южной части деревянная лестница, ведущая на ярус звона и чердак . Над алтарём корытчатый свод, расписанный масляной живописью . Строительный материал — кирпич . Габариты : 29×34 м. Диаметр ротонды — 19 м. Внутреннее убранство не сохранилось. Иконостас к. XVIII в. вывезен в Псковский музей-заповедник в 1974 г.

Виды храма

Примечания

  1. . Дата обращения: 31 января 2019. 31 января 2019 года.

Литература

Статьи и публикации

Ссылки

Источник —

Same as Храм Вознесения Господня (Бельское Устье)