Дом, милый дом (фильм, 1973)
- 1 year ago
- 0
- 0
Дом Акчурина — здание в Казани на перекрёстке улиц Кремлёвская и Мусы Джалиля , дом № 15/25. Памятник архитектуры республиканского значения . Построено в начале XIX века, в 1840 году перестроено архитектором М. П. Коринфским под доходный дом , где с того времени и до сего дня там располагается гостиница. Дом примечателен тем, что в нём останавливались видные деятели искусства и представители интеллигенции, например, Н. А. Некрасов , П. И. Мельников-Печерский , М. А. Балакирев , И. А. Гончаров , В. Г. Короленко , Н. В. Бугаев . Так, в 1915 году там в ссылке жил М. С. Грушевский , в связи с чем на здании была установлена мемориальная доска, снесённая в 2022 году после вторжения России на территорию Украины .
Построен в первой половине или середине XIX века на углу улицы Воскресенской и Акчуринского переулка . Северная часть улицы с левой стороны в те времена представлялась преимущественно купеческой, была занята каменными домами в 2—3 этажа с многочисленными гостиницами и магазинами, имеющими громкие рекламные названия . Нижний этаж данного здания был отведён под торговые помещения, в верхнем этаже располагались жилые комнаты. Здание в качестве доходного дома принадлежало помещику А. Б. Акчурину, в котором кроме его комнат находились гостиница для проезжающих, «модный» магазин, парикмахерская, портновская и часовая мастерские .
В 1840 году дом был капитально перестроен архитектором М. П. Коринфским , который решил архитектуру здания с большим вкусом . К концу 1860-х годов там располагался «магазин чая, сахара, кофе и обоев различных сортов». К началу 1900-х годов дом принадлежал М. И. Хохряковой, на верхнем этаже располагались номера «Франция», на нижнем — ряд магазинов, в том числе известная на весь город кондитерская Антонова . Также в здании имелись различные фотографические заведения и мастерские .
Виды дома Акчурина помещались на старинных казанских поздравительных открытках , номера считались одними из лучших и роскошных в Казани , в них останавливались многие известные гости города . Так, весной 1846 года здесь несколько дней проживал поэт Н. А. Некрасов вместе с И. И. Панаевым и А. Я. Панаевой — то, как провели они это время в Казани, осталось неизвестным . Летом 1851 года там останавливался литератор П. И. Мельников-Печерский , проезжавший по маршруту царя Ивана IV Грозного в его походе на Казань . Параллельно, как «чиновник особых поручений» на государственной службе, Мельников-Печерский занимался в Казани « искоренением раскола », участвовал в разорении молелен и изъёме церковных ценностей у старообрядцев . В начале 1850-х годов во время учёбы в Казанском университете будущий композитор М. А. Балакирев жил в номерах Акчурина, которые его товарищ по учёбе П. Д. Боборыкин описал в романе «В путь-дорогу» под названием «чекчуринской казармы» .
Дом г-жи Чекчуриной обладал весьма приличной наружностью и по величине принадлежал к числу домов капитальных. Выкрашен он был в голубовато-серый цвет, в бель-этаже помещался дагеротип и немецкая гостиница, внизу разостлал на весь дом свою вывеску портной Мельников. […] Со двора дом Чекчуриной принимал совсем другой вид. Вместо двух в нём оказывалось три этажа, и вдоль каждого шла галерея и галдарейка. Все эти галдарейки и самыя стены были ужасно грязны; лестницы не уступали галдарейкам, и воздух заставлял каждого входящаго значительно морщиться; а на дворе нечистота разыгралась в самых ярких красках. Население Чекчуринского дома с задней стороны было разнокалиберно и безпокойно. В двух нижних этажах — мастеровые, заезжие офицеры, разные тёмные господа, являющиеся домой только ночевать. Верхняя галдарейка была исключительным достоянием студентов, вперемежку с девицами. Боборыкин о номерах Акчурина .
В феврале 1855 года несколько дней в номерах прожил писатель И. А. Гончаров , приехавший из Симбирска и возвращавшийся из кругосветного плавания на фрегате «Паллада» . В конце 1880-х годов в номерах неоднократно жил писатель В. Г. Короленко , сотрудничавший в казанской газете « », редакция которой находилась неподалёку в Александровском пассаже . В конце 1890-х — начале 1900-х годов там также неоднократно жил математик и философ Н. В. Бугаев . В сентябре 1915 года в номерах останавливался профессор Львовского университета М. С. Грушевский , высланный из Киева в Симбирск как «пропагандист украинского сепаратизма», и оттуда переведённый в Казань, где прожил в общей сложности в различных местах до сентября 1916 года .
В этой гостинице я занял очень недурной номер из двух небольших комнат. Номер ходит по 2 р. 50 к. в день, но в виду того, что я простою долго, обещают брать по два рубля. Обед в этих номерах прекрасный, 85 коп. за 4 блюда, великолепно изготовленных. Самовар 10 коп. и за 10 копеек дают пока порядочный молочник сливок очень хороших. В Москве у нас таких сливок добыть трудно. Бугаев о номерах «Франция», 1897 год .
Номера находились в доме Акчурина до революции , затем его назначение поменялось . К 1970-м годам на втором этаже размещалось управление «Татплодовощпрома», а на первом — фирменный магазин . В 1977 году фасад дома, выходящий на улицу Дзержинского к Чёрному озеру , рухнул в результате карстового провала вместе с частью Александровского пассажа .
В 1981 году постановлением совета министров Татарской АССР дом Акчурина был признан памятником архитектуры регионального значения . В 1990-х годах там был устроен комиссионный магазин, а затем здание было закрыто на реконструкцию . В ходе реконструкции был заново залит фундамент, а также восстановлены и укреплены все несущие стены . Ныне в здании также располагается гостиница, открытая обосновавшимся в Казани итальянцем и названная по своему имени — «Джузеппе», а также одноимённый ресторан и одна из старейших казанских пиццерий, кроме того — туристско-информационный центр Казани и магазин сувениров . Гостиница «Джузеппе» считается одной из самых комфортабельных в Казани, содержит 60 номеров, обставленных роскошно по европейским стандартам .
В 2006 году на здании дома Акчурина была открыта мемориальная доска Грушевскому, которого первый заместитель Р. Ф. Муратов назвал одним из наиболее замечательных людей, некогда живших в Казани, указав, что «Татарстан и Украину с давних пор связывали дружественные отношения» и «есть ещё один повод отметить, что дружба, взаимопонимание между двумя республиками не ослабевает по сей день» . Автором доски выступил скульптор , там размещался барельеф Грушевского с надписью на трёх языках — татарском , русском и украинском : «В этом доме в 1915 году жил президент Украинской Народной Республики Михаил Грушевский» . По отзывам искусствоведов, данная доска привлекала внимание качеством своего исполнения, в отличие от некоторых иных, размещённых на казанских зданиях . После начала вторжения России на территорию Украины в 2022 году к доске стали возлагать цветы, а затем она была демонтирована со стены здания . В мэрии Казани ответили, что у них «есть позиция», но при этом на дальнейшие вопросы отвечать отказались, тогда как в татарстанском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры заявили, что причиной демонтажа доски была «может, деятельность ремонтная», однако в отеле «Джузеппе» отметили, что никаких работ не проводили . По оценкам журналистов, причиной демонтажа доски спустя 15 лет после её установки стала «неудобность» Грушевского, а также возникший вокруг его фигуры стихийный мемориал .
Располагается на перекрёстке Кремлёвской улицы и улицы Мусы Джалиля , дом № 15/25 . Дом Акчурина представляет собой образчик большого городского здания первой половины XIX века, частично использовавшегося владельцами для получения дохода. По своему плану двухэтажное здание имеет Г-образный вид с выступом со стороны двора. Первый этаж представляет собой торговые залы с анфиладами , обращёнными в сторону улицы и главного фасада, тогда как складские помещения выходят окнами во двор. Второй этаж образован по принципу коридорной системы с двусторонним размещением жилых комнат. На южном и восточном фасадах арочные проёмы первого этажа обрамлены профилированными наличниками . Окна второго этажа, как на южном, так и на восточном фасаде, завершены сандриками и снизу украшены декоративной лепниной. При этом, семь средних окон южного фасада отличаются декором от других. Данные детали фасада дома обладают художественными достоинствами, будучи выполненными в стиле позднего классицизма . Оба фасада заканчиваются антаблементом с ярко выраженным фризом , со стороны улицы имевшим сложный лепной декор, в частности, с волютами и изображениями грифонов . В 1940-х годах искусствовед П. М. Дульский отмечал, что многое из украшений дома разрушилось, в том числе наличники и потеряна была скульптура «Ампир» . К 1970-х годам здание совершенно утратило свой оригинальный облик, лишилось многих архитектурных деталей, однако указывалось, что благодаря сохранившимся чертежам и фотографиям XIX века «есть возможность вернуть этому своеобразному памятнику архитектуры первоначальный вид» .