Река Сандзу
(
яп.
三途の川
,
Сандзу-но кава
, «Река трёх перекрёстков», «Река трёх дорог») — в японской
буддистской
народной традиции, река, являющаяся границей между миром живых и миром мёртвых.
Содержание
Образ
Сандзу подобна реке
Стикс
греческой мифологии
. Считается, что после смерти усопшие должны пересечь реку, которая является границей между нашим миром и загробным, поэтому в
Японии
во время
похорон
принято класть в гроб покойного шесть монет.
Также считается, что река протекает под горой
Осореяма
в отдалённом и безлюдном районе Японии. В честь этой легендарной реки были названы настоящие реки в префектурах
Гумма
и
Тиба
.
Согласно верованиям секты
Сока Гаккай
, обычно люди пересекают реку на седьмой день после смерти. Существовало три способа переправы: по мосту, вброд и сквозь кишащие
драконами
воды. То, где и как каждый будет пересекать реку, зависело от деяний, совершенных человеком при жизни. Те, кто вершил добрые дела, пройдут по мосту, украшенному
. Тот же, у кого
карма
пребывала в относительном равновесии между добром и злом, пересекал реку вброд. Иных, кто творил при жизни зло, ждали глубокие воды реки, кишащие ужасающими
драконами
. На берегу под большим деревом обитали
демоны
: старик и старуха. Старуху звали
Дацуэ-ба
, она снимала с умерших одежду, а старик по имени
Кэнэо
вешал их на ветку дерева, чтобы определить тяжесть проступков.
Также у истока реки Сандзу, взявшись за руки, бродит пара супругов-
привидений
. Оба вечных спутника, длинноволосые и без ног, а у призрака-мужчины растёт тонкая синяя борода. Одеты они в белые одеяния мертвых и носят на головах белые треугольные шапочки. Будучи на грани
шести миров
, они будто бы направляются в
Дзигоку
.
В Японии популярна поговорка: «Раз ты берешь много денег, то утонешь в Сандзу»
Река Сандзу в культуре и искусстве
Река Сандзу упоминается в
рассказе
классика новой японской литературы
Рюноскэ Акутагавы
«Паутинка» (
яп.
蜘蛛の糸
,
кумо-но ито
). Прогуливаясь по
Гокураку
,
Будда
увидел как в
Дзигоку
в озере Крови недалеко от реки Сандзу барахтается грешник, которого он решил спасти за одно лишь то, что тот некогда спас паучка. По утверждениям критиков, сюжет этой истории, вероятно, был навеян «
Братьями Карамазовыми
»
Достоевского
, влияние которого Рюноскэ испытал ещё в молодости; в частности эпизодом, где
Грушенька Светлова
рассказывает
Алёше Карамазову
притчу о старушке, которую
ангел-хранитель
хотел вызволить из
Ада
, вспомнив, что она когда-то подала нищенке луковку.
По сюжету сериала «
Power Rangers Samurai
» река Сандзу является не границей между мирами живых и мёртвых, а местом заточения монстров-найлоков (среди них главарь — мастер Зендред). Уровень реки увеличивается от человеческого отчаяния, горя, страха, слез, страданий.
В японской манге и аниме сериале «
Хладнокровный Ходзуки
» река Сандзу, старик
Кэнэо
, старуха
Дацуэ-ба
и весь японский ад представлены в карикатурно-комедийном свете. Манга и аниме были представлены в разное время в еженедельных десятках лучших бестселлеров в их соответствующих медиа. В 2012 году она была одной из 15 манг, номинированных на 5-ю премию
Манга тайсё
, и была выбрана жюри на 16
Japan Media Arts Festival
. Эта манга была номинирована на 38-ю премия
манги Коданся
, и занимает пятое место на «Книга года»
Media Factory
в 2014 году.
В компьютерной игре
Detention
, выпущенной тайваньской студией
Red Candle Games
. Главная героиня Рэй Фан Синь проходит мимо умерших по ее вине, которые говорят что всё повторяется вновь и вновь, и лишь река Сандзу ждёт её в конце пути.
В
корейском телесериале
«
История девятихвостого лиса
» действует пара хранителей реки Сандзу. Они обладают силой и властью, почти как у Всевышнего.
Кэнэо
, бывший человек, который стал бессмертным благодаря женитьбе. Его жена
Дацуэба
, ее еще называют сестрой
Ямараджи
и просто бабулей, поразительно элегантная женщина, работает с компьютерными списками живых, умерших, может вносить изменения в сроки смерти, превращать в камень силой взгляда и видеть на несколько километров. Отслеживает несанкционированные смерти. Муж сначала выглядит полным подкаблучником. Потом
Кэнэо
жестко конфликтует с женой, так как находит ее методы работы не гуманными. Согласно мифологии дорамы тот, кто бросился в реку Сандзу никогда не
переродится
.