Interested Article - Никольский, Николай Михайлович

Никола́й Миха́йлович Нико́льский ( 1 ноября [ 13 ноября ] 1877 , Москва 19 ноября 1959 , Минск ) — русский советский историк, библеист , востоковед , сын М. В. Никольского (также востоковеда). Выпускник Московского университета (1900). Некоторое время преподавал в народном университете в Нижнем Новгороде . Академик АН БССР (1931), член-корреспондент АН СССР (с 04.12.1946, по отделению истории и философии ); автор работ по истории религии , истории Древнего Востока . Филолог , специалист по семитским языкам и клинописи .

Во время оккупации Белоруссии нацистскими войсками в годы Великой Отечественной войны академик Н. М. Никольский находился в партизанском отряде .

Был награждён двумя орденами Ленина , орденом Трудового Красного Знамени .

Биография

Родился в 1877 году в Москве, в семье крупного учёного-востоковеда Михаила Васильевича Никольского (1848—1917), положившего начало ассириологии в России. Окончив в 1900 году историко-филологический факультет Московского университета , преподавал историю в гимназии, успешно сочетая учительскую работу, которой он отдал 19 лет, с научно-исследовательской.

В студенческие годы заинтересовался марксистско-ленинской теорией , приобщение к которой он считал переломным этапом в своей жизни и деятельности. «Марксистско-ленинскому учению, — писал он впоследствии, обращаясь к студентам-историкам, — я обязан всеми научными удачами и успехами» . В годы первой русской революции молодой учитель сразу и безоговорочно принял сторону большевиков: участвовал в работе лекторской группы Московского комитета РСДРП , активно сотрудничал в большевистской печати, предоставил свою квартиру для заседаний МК РСДРП . После Великой Октябрьской социалистической революции Никольский с головой окунулся в водоворот научно-исследовательской, преподавательской и организаторской деятельности. Преподавал в Социалистической академии общественных наук в Москве. В 1918 Никольский был одним из организаторов и профессоров Смоленского государственного университета , ректором которого проработал с 1919 по 1921 год.

Переехав в 1921 году в Минск , Никольский стал профессором Белорусского государственного университета , затем деканом педагогического факультета, а с 1929 года начал работать в системе АН БССР . Членом этой академии его избрали в 1931 году. С января 1937 года возглавлял Институт истории Академии наук Белорусской ССР . В 1938 году ему было присвоено почётное звание заслуженного деятеля науки БССР.

В годы Великой Отечественной войны Никольский, не успевший эвакуироваться из Минска, отказался сотрудничать с гитлеровцами, за что вместе с семьей подвергался всевозможным притеснениям. Белорусские подпольщики отряда М. Ф. Молокович по указанию подпольных партийных организаций вывезли Никольского и его семью в партизанскую зону, а затем переправили в Москву. Все это время учёный занимался напряжённой научно-исследовательской деятельностью, итогом которой явились две книги: «Частное землевладение и землепользование в древнем Двуречье» и «Этюды по истории финикийских общинных и земледельческих культов». На титульном листе одной из рукописей написано: «Начато собирание материалов 12.IX.1941 г., начато писание текста 16.11.1942 г.; закончена 18.III.1943 г., в оккупированном Минске, в честь Советской Родины. Окончательно отредактирована и переписана к 14.XII.1943 г. в партизанских отрядах Белоруссии» .

В 1946 году избран членом-корреспондентом Академии наук СССР . В 1947 году избран депутатом Верховного Совета Белорусской ССР .

Умер в 1959 году, оставив огромное научно-педагогическое наследие и множество учеников — продолжателей его дела.

Научная и просветительская деятельность

Из того, что в годы Первой русской революции 1905—1907 гг. Никольский читал лекции под эгидой лекторской группы при Московском комитете РСДРП , некоторые биографы делают вывод, что после Великой Октябрьской социалистической революции

взгляды Никольского, в значительной мере соответствовавшие идеологии победившей партии, часто получали официальную поддержку, что облегчило его научную карьеру в годы коммунистической диктатуры .

Электронная еврейская энциклопедия

Однако «совпадение научных взглядов» было далеко не полным, а вместо поддержки Н. М. Никольский нередко испытывал давление более именитых коллег с целью заставить его сойти со своих не вполне марксистских, на их взгляд, позиций. За словами того же источника

Он, однако, по-прежнему подчеркивал резкое отличие социальных форм древневосточного общества от общества античного. В противоположность мнению большинства советских историков, Никольский рассматривал все государства Древнего Востока, в том числе Израильское и Иудейское царства, как формы восточной деспотии, опирающейся на чрезвычайную устойчивость сельской общины. Эти социальные формы он считал не рабовладельческими, а феодальными (позднее полупатриархальными и полуфеодальными) .

там же

скрывается серьёзное идейное противоречие между общепринятой в научном коммунизме концепцией смены общественных формаций и личными взглядами Н. М. Никольского. В первой дискуссии об азиатском способе производства ( 1925 1931 ) позиции, которых придерживался Н. М. Никольский, были признаны ошибочными, и, как этот факт часто комментируется, «азиатчики были разгромлены» . Тем не менее, несмотря на «разгром», Н. М. Никольский никаким репрессиям не подвергался; более того, его труды в СССР продолжали публиковать и переиздавать без изъятий, хотя и с редакторскими комментариями относительно «ошибочности» тех или иных авторских формулировок .

Н. М. Никольский — автор почти всех статей о Библии и иудаизме в Энциклопедическом словаре «Гранат» и многих статей на аналогичные темы в 1-м издании Большой советской энциклопедии .

Н. М. Никольский как библеист

«Н. М. Никольский был первым историком религии, познакомившим широкие круги русских читателей с достижениями библейской критики. Являлся убеждённым сторонником школы Юлиуса Велльгаузена (перевёл его „Введение в историю Израиля“ , выводы которого он расширил и дополнил)». Далее « Электронная еврейская энциклопедия » утверждает, что

в условиях «духовной цензуры» в (царской?) России Никольский был лишён возможности вести научную и преподавательскую работу в университетах; его деятельность протекала в рамках различных общественных организаций,

однако добавляет, что

он был также преподавателем Нижегородского народного университета .

А. В. Мень в «Библиологическом словаре» отмечает, что первоначально Н. М. Никольский был близок к идеям религиозно-исторической школы. К этому этапу отнесена вышедшая в начале XX века серия книг «Религия в свете научной мысли и свободной критики», редактором которой был сам Н. М. Никольский. Серия книг включала переводы работ крупнейших либеральных теологов; сам Никольский опубликовал в этой серии книгу «Царь Давид и псалмы» (СПб., 1908). В этом сочинении Никольский отнёс к т. н. допленному периоду лишь 10 псалмов, датировав прочие периодом плена и периодом Второго Храма . За работой о псалмах последовал популярный труд «Древний Израиль» ( 1911 , 2-е испр. и доп. изд. 1922 ) , «написанный живо и ярко, с позиций светской историографии» . Примыкающая к нему книга «Иисус и первые христианские общины» была издана уже после революции ( 1918 ). В ней Никольский выступил с критикой т. н. мифологической теории ; в частности — против попыток отождествить евангельский рассказ о Страстях с языческими мифами об умирающих богах :

«Осирис, Адонис, Аттис, Таммуз гибнут от враждебных богов или от враждебных стихий; там нет ничего человеческого, естественного, похожего на историческую действительность. Иисус погибает в неравной борьбе с правящими иудейскими сферами… Тут нет ничего несообразного, напротив, всё чрезвычайно стройно укладывается в рамки тогдашней бурной иудейской жизни»

Евангелия Никольский датировал между 70 и 90 гг. н. э. Из посланий только восемь считал принадлежащими ап. Павлу. Эсхатологии первых христиан посвящён его очерк «Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства» (М., 1922). Тематика работ, опубликованных в 1920-е гг.: о херувимах , о проблеме монархомахии (цареборчества) в Ветхом Завете , о талмудических свидетельствах, касающихся Христа . «Библиологический словарь» отмечает в работах Никольского с начала 1930-х гг. «усиление тенденции к гиперкритицизму» , которую авторы усматривает в том, что Никольский отрицал, на основании Ветхого Завета, наличие у иудеев подлинного монотеизма в допленный период.

Труды

Монографии и отдельные издания

  • Никольский Н. М. —Типография Ю. Н. Эрлих, СПб. — 1908 — 82 с.
  • Никольский Н. М. — Типо-литография Русского Товарищества печатнаго и издательскаго дела, М. — 1908 — 32 с.
  • Древний Вавилон. Популярно-научные очерки по истории культуры Сумера, Вавилона и Ассура. М., Миръ. 1913. 434 стр.
  • Никольский Н. М. — Издание т-ва "Мир", М. — 1911 — 324 с; 2 изд., испр. и доп. М.: 1922
  • Никольский Н. М. Иисус и первые христианские общины — М. — 1918 — 116 с.
  • Никольский Н. М. — Белтрестпечать, Мн. — 1923 — 48 с.
  • Происхождение еврейского и христианского культа. Гомель, 1926
  • Никольский Н. М. — Атеист, М. — 1929 — 36 с.
  • История русской церкви, 3 изд., М.-Л., 1931
  • Никольский Н. М. Еврейские и христианские праздники, их происхождение и история. — Атеист, М. — 1931 — 133 с.
  • Политеизм и монотеизм в еврейской религии (на белорусском языке), Минск, 1931; (рус. вариант в кн.: Никольский Н. М., Избранные произведения по истории религии, М., 1974)
  • Никольский Н. М. (К истории вавилонско-ассирийского общества в 3-1 тыс. до н. э.). Мн., АН БССР. 1948. 160 стр. 3000 экз.
  • Происхождение и история белорусской свадебной обрядности / Никольский, Н. М. — Минск : Издательство академии наук БССР, 1956. — 275 с.
  • Никольский Н. М. Мн., Изд-во АН БССР. 1959. 183 стр. 2000 экз. 2-е изд. М., ГПИБ России. 2000.
  • Никольский Н. М. / Сост., авт. предисл. и примеч. канд. ист. наук В. Ф. Миловидов ; Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма. — М. : Мысль , 1974. — 272 с. — (Научно-атеистическая библиотека). — 42 000 экз.

Статьи

  • Иудея при Маккавеях и Хасмонеях (в сб. «Помощь евреям, пострадавшим от неурожая»), СПб., 1901; отд. изд. Т.-А.:1975.
  • Раннее христианство. «Критическое обозрение», СПб., 1908, кн. 3 (8)
  • Вавилон и Библия. «Критическое обозрение», СПб., 1909, кн. 8
  • Израиль и Вавилон. « Вестник Европы », части 5-6, 1910
  • Очерк разработки истории древнего Израиля в XIX веке. — в кн.: История еврейского народа, т. 1, М., 1917
  • Феодальные отношения в Древнем Израиле. // Труды БГУ, кн. 1, 1922, Минск
  • Керубы по данным Библии и восточной археологии. // Труды БГУ, Минск, 1922, № 2—3
  • Иудейские монархомахи VII в. // «Новый Восток», № 5, 1924
  • Никольский Н. М. // Працы Беларускага Дзяржаўнага Універсітэту, № 5-6. — 1925. — С. 138—161.
  • Никольский Н. М. // Працы Беларускага Дзяржаўнага Універсітэту, № 12. — 1926. — С. 64—81.
  • Никольский Н. М. // «Еврейская старина» — Т. XII, Л., — 1928 — С. 213—238.
  • Новейшие археологические открытия в Палестине. // «Еврейский вестник», Л., 1928
  • Апокалиптическая литература. — «Литературная энциклопедия». М., 1929, т. 1
  • Происхождение юбилейного года. // Известия АН СССР, отд. обществ. наук. — М., 1931
  • Никольский Н. М. // Проблемы истории докапиталистических обществ., 1934. — № 7—8. — С. 207—210.
  • Никольский Н. М. // Ранович А.Б. Очерк истории древнееврейской религии. — М.: ОГИЗ — 1937 — С. III—LXXXIV.
  • Никольский Н. М. // ВДИ , 1938 — № 1 — С. 30—44.
  • Никольский Н. М. // ВДИ , 1938 — № 1 — С. 164—175.
  • Никольский Н. М. // ВДИ , 1938 — № 3— С. 314—332.
  • Никольский Н. М. // ВДИ , 1938 — № 4 — С. 72—98.
  • Кризис «критической» библеистики и задачи марксистской исторической науки. // Учёные записки БГУ, 1939, вып. 1. — Минск, 1939.
  • Никольский Н. М. // ВДИ , 1939 — № 2 — С. 68—76.
  • Никольский Н. М. // ВДИ , 1941— № 1 — С. 45—63.
  • Никольский Н. М. // Исторический журнал — 1944 — № 7—8 — С. 63—75.
  • Никольский Н. М. // Исторический журнал — 1945 — № 1—2 — С. 36—48.
  • Никольский Н. М. // ВДИ , 1946 — № 1 — С. 35—59.
  • Никольский Н. М. // ВДИ , 1946 — № 2 — С. 21—30.
  • Никольский Н. М. // Вучоныя запіскі БДУ. Вып. 6. Серыя гістарычная. — Мінск, 1948. — С. 24—40.
  • Никольский Н. М. // Наука в БССР за 30 лет. — Минск, 1949. — С. 472—482.
  • Никольский Н. М. // Ученые записки БГУ. Выпуск 16. Серия историческая. - Мн.:Главное учебно-педагогическое издательство БССР, 1953. — С. 379—394.

Примечания

  1. Никольский Николай Михайлович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. . Дата обращения: 29 сентября 2010. 24 сентября 2015 года.
  3. [Цит. по: Ботвинник М. Н. М. Никольский. Минск, 1967, с. 5.]
  4. [Цит. по: Ботвинник М. Н. М. Никольский. с. 127.]
  5. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  6. См. здесь « Азиатский способ производства », раздел «Дискуссии в Советском Союзе».
  7. Ср.: Никольский Н. М. Избр. произведения по истории религии. М., 1974.
  8. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  9. Ориг. изд. на нём. : Prolegomena zur Geschichte Israels; 2. Auflage, 1883., СПб., 1909
  10. от 3 августа 2017 на Wayback Machine // Электронная еврейская энциклопедия
  11. Н. М. Никольский // Мень А. В. Библиологический словарь: в 3 т. — М. : Фонд имени Александра Меня, 2002.
  12. Никольский Н. М. Древний Израиль. М.: 1911; 2 изд., испр. и доп. М.: 1922
  13. Мень А. В. Библиологический словарь: в 3 т. — М. : Фонд имени Александра Меня, 2002. , там же.
  14. Никольский Н. М. , Иисус и первые христианские общины. М.: 1918

Литература

  • Лурье, И. М. Сорокалетие научной и общественно-педагогической деятельности акад. Н. М. Никольского // Вестник древней истории , 1940, № 3—4;
  • Ботвинник, М. Б. Николай Михайлович Никольский. — Минск, 1967;
  • Вопросы истории древнего мира и средних веков: к 100-летию со дня рождения Н. М. Никольского. М., 1977;
  • Крих С. Б. 2017;
  • Крих С. Б. // Восток . 2018. № 1;
  • Крих С. Б. 2018
  • Krikh S. от 28 июля 2021 на Wayback Machine // Quaestio Rossica. — Vol. 7. — 2019. — № 4. P. 1299—1308.

Ссылки

Источник —

Same as Никольский, Николай Михайлович