Interested Article - Чокер
- 2020-03-27
- 1
Чо́кер ( англиц. от choker «душитель») — вид украшений , короткое ожерелье , плотно прилегающее к шее . Своё современное название получило от чокера — тросовой петли, используемой при лесозаготовке трелёвочным способом .
Чокеры известны с древних времён — впервые они появились в IІІ тысячелетии до нашей эры — и сохраняют свою популярность в XXI веке. Украшение имеет множество разновидностей, может изготавливаться из ракушек, дерева , кости , драгоценных металлов , драгоценных и полудрагоценных камней , кожи , пластмассы , бархата , атласа и других материалов, часто оснащено регуляторами размера. Это украшение может иметь подтекст, трактовка которого зависит от типа микросоциума.
История
Древность
Чокеры из фаянсовых бусин, датированные серединой III тыс. до н. э. и относящиеся к эпохе Древнего царства , находили на территории Египта . По всей видимости, эта форма украшений не была распространена, так как наиболее известным типом древнеегипетских ожерелий являются оплечья из бусин и/или золота, покрывающие плечи и большую часть груди.
Считается, что первым народом, у которого чокеры получили распространение, стали коренные жители Америки. Первая такая находка датирована II веком до н. э. и относится к цивилизации майя . У американских индейцев ожерелье-чокер являлось символом власти вождя, а также выполняло сакральную защитную функцию, выступая в качестве талисмана от злых духов. Чокеры изготавливались из костей птиц и зверей, из дерева или ракушек.
В некоторых регионах Азии (например, Мьянма ) и Африки (народ ндебеле , ЮАР ) с глубокой древности до настоящего времени практикуется «вытягивание шеи» при помощи узких и высоких ожерелий из множества колец. Обычай практикуется в основном в отношении женщин, начиная с детского возраста. Женщина с вытянутой шеей считается очень привлекательной для соплеменников.
В античности ошейник с медальоном являлся признаком раба. На ошейнике содержалась надпись, кому принадлежит раб, а также указывалось наказание за кражу раба или помощь ему.
-
Женщина из народа арапахо , США, 1898
-
Девочка из племени падаунг с кольцами, удлиняющими шею. 1930-е годы
-
Раб-германец; на происхождение указывают длинные волосы, на статус раба — ожерелье-ошейник с медальоном. IV век н. э.
Эпоха Возрождения
Массивные золотые чокеры ( Саксонский воротник ), украшенные жемчугом и драгоценными камнями, входят в моду в эпоху Позднего Средневековья в XV—XVI веках. Плотно облегающее шею золотое ожерелье могло быть частью более крупного украшения, спускающегося на грудь. В Германии XVI века знатные дамы носили на шее несколько рядов массивных золотых украшений, верхнее из которых плотно охватывало шею. Эта мода нашла отражение на портретах того времени, особенно в портретах библейских персонажей работы немецкого живописца первой половины XVI века Лукаса Кранаха Старшего (1472—1553) (по нормам того времени художники изображали любых персонажей в современных им самим нарядах).
-
Мария Магдалина. Лукас Кранах Старший , ок. 1525 года
-
Портрет женщины. Лукас Кранах Старший , 1526 год
-
Портрет леди. Ханс Бальдунг , ок. 1530 года
-
Портрет Дианы Французской . Неизвестный французский художник, XVI век
Эпоха рококо
С началом эпохи Просвещения в моде появились платья с глубокими декольте и высокими причёсками . Для более гармоничного сочетания форм вновь понадобились шейные украшения, но более скромные, чем в эпоху Возрождения. В XVIII веке в моду вошли чокеры из ткани, чаще всего чёрные из бархата (так называемые ба́рхатки или бархо́тки), голубые в виде ленты или из кружевной ткани под цвет платья. Бархотки сохраняли популярность и на протяжении XIX века, во многом благодаря модному в 1840—1870-е годы стилю неорококо , подражавшему эпохе Марии-Антуанетты . Чёрный окрас позволял подчеркнуть бледность кожи, которая, как считалось, свидетельствовала о благородном происхождении дамы. Бархатки могли носить вообще без декора, но части их украшали жемчугом и драгоценными камнями, и даже крепили к ним подвески. Часто бархатка крепилась не с помощью застёжки, а имела ленточки, которые завязывались в бантик на задней стороне шеи. Если к чокеру крепилась крупная брошь , зачастую в форме банта («брошь Савинье») — такое украшение называлось склаваж .
-
Портрет графини А. М. Воронцовой. Пьетро Ротари . Италия, Между 1756 и 1762 годами
-
Портрет графини Екатерины Ивановны Головкиной . Луи Токке , 1757 год. Государственный Эрмитаж
-
Донья Мария де ла Лус Падилья и Гомес де Сервантес. Мигель Кабрера , ок. 1760 года, Бруклинский музей
-
Женщина в голубом. Томас Гейнсборо , конец 1770-х — начало 1780-х годов
-
Девушка в красном платье. Пьетро Ротари, 1755 год
Классицизм
В первые десятилетия XIX века чокеры вышли из моды, так как ампирная мода стремилась подражать античности. На смену плотно облегающим шею бархаткам пришли классические ожерелья. Также ношение чокеров было несовместимо с высокими воротниками-стойками ( херусками ), являвшимися украшением сами по себе. Новый пик популярности классических бархаток пришёлся на вторую половину XIX века и стиль неорококо .
В Великобритании мода на чокеры введена принцессой Уэльской, будущей королевой Александрой Датской . В детстве Александра перенесла операцию, оставившую на её шее небольшой шрам . Чтобы скрыть его, принцесса носила чокеры или платья с высоким воротником. Специально для неё начали изготавливать очень высокие бусы, которые тесно окружали шею до самого подбородка. Такое необычное украшение быстро положило начало новой моде. Вместе с высоким чокером в моду вошёл сетевой чокер. Бусы изготавливались не только из ажурной ткани, но и из драгоценных металлов.
-
Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. Владимир Боровиковский , 1811 год. Третьяковская галерея
-
Королева Дании Луиза Гессен-Кассельская (1817—1898)
-
Александра Датская в молодости, ок. 1870 года
-
Портрет великой княгини Марии Федоровны . Генрих фон Ангели , 1874 год
-
Портрет дамы. Жюль Жозеф Лефевр , 1890 год
XX—XXI века
Чокеры, преимущественно широкие, из драгоценных металлов или рядов жемчуга, сохраняли популярность и в начале XX века, так называемую «прекрасную эпоху». Ювелиры-представители направления ар-нуво , в том числе Рене Лалик , делали чокеры в виде широкой тканевой ленты, в центре которой помещалась драгоценная планшетка (Plaque de cou). Одновременно с этим в моде оставались и классические тонкие бархатки, и высокие ожерелья из нескольких рядов бриллиантов и жемчуга, остававшиеся атрибутом высшей аристократии.
В период между I и II мировыми войнами чокеры не были популярны, но с середины XX века они вновь возвращаются в моду, их носят культовые актрисы и звёзды: Марлен Дитрих , Мерилин Монро , Элизабет Тейлор , Софи Лорен , Бриджит Бардо и другие. Кроме того, чокеры из драгоценных камней и жемчуга носила принцесса Диана , что, несомненно, способствовало популяризации этого украшения.
В 1980-е годы чёрные кожаные чокеры, часто украшенные металлическими шипами, цепочками, заклепками, становятся атрибутом неформальных молодёжных субкультур и музыкальных направлений, таких как рок , панк и готика . Подлинный пик популярности чокеров приходится на 90-е годы, когда из провокационного украшения они стали модным трендом, в это время в моде были как «панковские» ошейники из чёрной кожи, так и чокеры из синтетических тканей ярко-кислотных цветов, либо животного окраса, часто они дополнялись пластиковыми бусинками, бисером, стеклярусом или металлическими кулонами в виде геометрических фигур, сердец.
Параллельно с этим произошло внедрение чокеров в БДСМ-культуру, где украшения из кожи и латекса стали символом и атрибутом доминантно-сабмиссивных отношений.
-
Актриса Джерти Миллар в чокере, состоящем из драгоценной пластинки на основе из жемчужных бус
-
Планшетка для чокера. Рене Лалик , Париж, ок. 1898—1900 годов
-
Принцесса Диана во время танца с Джоном Траволтой , 1985 год
-
Молодой человек в чокере с шипами на готическом фестивале Wave-Gotik-Treffen , 2011 год
-
Ошейник на женщине как элемент БДСМ -культуры
См. также
Примечания
- (англ.) . collections.mfa.org. Дата обращения: 12 ноября 2019. 12 ноября 2019 года.
- (англ.) . collections.mfa.org. Дата обращения: 12 ноября 2019. 12 ноября 2019 года.
- Battiscombe, Georgina. Queen Alexandra . — London: Constable, 1969, p. 24—25.
- Duff, David. Alexandra: Princess and Queen . — London: Collin, 1980, p. 37
Литература
- Андреева Р. П. Бархотка // Энциклопедия моды. — СПб. : Литера, 1997. — С. 102. — ISBN 5-86617-030-2 .
- Беловинский Л. В. Бархотка // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой . — М. : Эксмо , 2007. — С. 38. — 784 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4 .
Ссылки
- от 18 января 2017 на Wayback Machine
- от 2 декабря 2016 на Wayback Machine
- 2020-03-27
- 1