Interested Article - Мегрелы

Мегре́лы или мингре́лы ( мегр. მარგალეფი — марга́лепи, ед. ч. маргаль; груз. მეგრელები — ме́греле́би) — народность картвельской языковой семьи . Являются субэтнической группой грузин [ уточнить ] . Традиционное население исторической области Мегрелия .

Говорят на мегрельском языке , входящем в картвельскую языковую семью . До переписи 1926 года выделялись отдельной народностью .

Эндоэтноним «мегрел» на грузинском языке впервые встречается в надписях Атени-Сиони , датируемых 735 г., а также в таких исторических источниках, как « Житие Картли » (IX-XIV вв.) .

Язык

Расселение народов картвельской семьи языков
Карта распространения мегрельского языка

Мегре́льский язы́к (самоназвание მარგალურ ნინა, "маргалур нина") — язык мегрелов, входит в мегрело-занскую (колхидскую) группу картвельской языковой семьи . В основном распространён в северо-западной Грузии (регионе Самегрело-Верхняя Сванетия ) и юго-восточной Абхазии . Примерное число говорящих — 800 тысяч человек.

Из других картвельских языков , стоит ближе всего к распространённому в Турции лазскому языку, вместе с которым они образуют занскую группу. Время разделения этих языков можно определить лексико-статистически : они имеют 47 % совпадений в 100-словном базовом списке, что по формуле Сводеша-Старостина соответствует VIII веку до н. э.

Мегрельский язык использует письменность на основе грузинского алфавита. В 1860-х годах делались попытки по введению кириллицы . Составителем первой мегрельской грамматики был русский педагог Михаил Завадский . В языке выделяется 9 падежей . В синтаксисе сильнее признаки номинативного строя , по сравнению с грузинским. Фонемный инвентарь языка характеризуется сравнительным богатством консонантизма, при умеренном развитии вокализма. Всего здесь 29 согласных фонем, 2 гласно-согласных, 5 гласных и 1 полугласная. Настоящие и истинные дифтонги отсутствуют.

Мегрельский и сванский языки происходят из одного общего прото-грузинского языка. Мегрельский, вероятнее всего, откололся от древне-картвельского языка в 700 году до н. э. В результате последующего многовекового воздействия со стороны грузинского языка , обусловленные им структурные изменения затрагивают все уровни языковой структуры. В фонетике — это укрепление позиции фонемы Q; в морфологии — появление целого ряда алломорфов аффиксальных морфем (напр., e- для пассива); в синтаксисе — развитие сложноподчиненного предложения; в лексике — значительное пополнение словарного состава.

Расселение

Мегрелы в традиционной одежде

Мегрелы являются коренным населением исторической области Мегрелия в Западной Грузии . В Мегрелии (Мингрелии), характерны поселения усадебного типа ( пацха ), поэтому такие сёла растягиваются на несколько километров.

Проживают в Самегрело-Верхняя Сванетия на северо-западе Грузии , а также на юго-востоке Абхазии ( Гальский и Ткварчельский районы ) и в столице Грузии — Тбилиси . Кроме того, проживают в составе грузинских диаспор в США , странах Европы и в России , всего в мире около свыше 450 тысяч.

Быт и уклад жизни

В горах есть благоустроенные, с виноградниками и садами мегрельские мятежные деревни. Даже с войском, подобным морю, невозможно проникнуть туда. Его население — сорок-пятьдесят тысяч человек, вооруженных ружьями.

(Османский путешественник и историк Эвлия Челеби «Книга путешествий)


Войны мингрельцев с соседями состоят, в сущности, из набегов и грабежей; нападения их на неприятеля чрезвычайно стремительны, так как у них нет недостатка в мужестве и решительности. Если неприятель обращается в бегство, они преследуют его вглубь страны, повсюду жгут и грабят, уводя людей всякого возраста и пола, а затем удаляются с той же стремительностью. Пленных набирают как можно больше; как только выбьют кого-нибудь из седла, тотчас же соскакивают с лошади, связывают побежденного веревкой, которую, как я говорил, они носят на поясе, и оставляют его под охраной своих слуг. Захвативший пленника имеет над ним право жизни и смерти и может распорядиться им по своему желанию. Обыкновенно его обращают в рабство и продают туркам. При нападениях мингрельцы стараются занять брод на какой-нибудь реке и, стреляя из засады, препятствуют неприятелю переправиться на другой берег.

(Французский путешественник и ювелир Жан Шарден "Путешествие кавалера Шардена по Закавказью в 1672-1673 гг.)


Война — общее явление у всех народов мира, у мингрельцев вошла, так сказать, в привычку, и настолько они привыкли к употреблению оружия, что родители совсем маленьких детей берут на войну и заставляют их переносить все лишения её.

— Всякий постоянно держит в своем доме все необходимое для войны. Лучшую лошадь никогда не загоняют до усталости, если не по случаю войны; лучшую провизию также хранят для этой цели; все оружие держат наготове… Когда ложатся спать, то копье, меч, щит, шлем и нарукавники лежат у изголовья… В Одиши ни важные дела, ни высокое звание, ни болезнь никого не освобождает от военной службы… Колхида так мало известна, что, пожалуй, никто не поверит, если скажу, какое отборное и многочисленное войско она может выставить. В самое короткое время соберется тридцать тысяч воинов, все верховые, хорошо приученные и хорошо владеющие оружием… Не думаю, чтобы где-либо войско выходило на войну так образцово снаряженное, как мингрельское. Роскошная одежда так блестит, как нигде в другом месте…

(Арканджело Ламберти, «Описание Колхиды», Неаполь, 1654)


Они имеют воистину прозорливый и острый ум, доброжелательны, воспитаны, солидны и теплосердечны, но в то же время они горделивы, злы, жестоки, неумолимы и наглы...

Оружие мегрел; пика, лук и стрелы, прямой палаш, булава, щит; огнестрельное оружия мало кто применяет. Они хорошие войны и хорошие всадники. Очень искусны в владении пикой, стрелять из лука начинают учить детей с 4 лет, которые настолько хорошо овладевают онным, что бес труда попадают даже в летящую маленькую птичку...

(Французский путешественник и ювелир Жан Шарден "Путешествие кавалера Шардена по Закавказью в 1672-1673 гг.)


Колхи хотя и сильные и воинственные люди, однако... склонные к разбою. Разбой они считают за большое геройство. Потому-то они часто объединяются и идут походом на страну лезгин и лазов. Людей захватывают в плен и продают.

(Миная Медичи, История Понти, 1815-1819 гг)


Мегрелы настолько упорные... и так прочно хранят свои обычаи, что кто бы ни умер, ничего не изменят и не отстанут от обычных дел. Очень любят они веселье и пение. Насколько внешне ревнивы к духовным делам и иконопочитанию, настолько же склонны к суеверию — как простой народ, так и священники. И, поскольку их нравы и наряды очень похожи на абазские, некоторые считают их за один народ, называя их, со всеми гурджами вместе, одним именем колхов. Однако гурджи и мегрелы — это грузины-христиане, которые хотя и разные племена, зато считаются за один народ. Гурджи, как гражданин, более приличный; среди них много стройных и красивых. Они имеют школы, так что и девочки умеют читать и писать. И инородцы о них высокого мнения. Мегрелы же сравнительно дики и воинственны.

(Миная Медичи, История Понти, 1815-1819 гг)


Язык их отличается от грузинского, хотя служба в церкви идет на грузинском. Лет 20 назад духовные правители решили вести службу в церкви на мегрельском и даже перевели молитву Иоанна Златоуста, однако этому массово воспротивились все сословия Мегрелии. Надо отметить, что хорошо знающих грузинский язык среди мегрелов больше, чем в иных уголках Грузии. У сельских тружеников Мегрелии, есть одно хорошее качество, которого начисто лишены жители восточной Грузии, я говорю про сельские ярмарки. В Картли и Кахети крестьянин никогда не вынесет на продажу урожай, передавая его продажу иностранным посредникам. В Телави, Сигнахи и Гори вся торговля в их руках (армяне, евреи). При сборе урожая торгаши ходят по деревням и за бесценок скупают весь урожай,что потом втридорога продать. Это губит население Картли и Кахетии, и этой болезни начисто лишена Мегрелия. Тут в каждой деревне по пятницам проводятся большие базары, в городах же несколько раз в году проводятся крупные ярмарки. Мегрелы несут свое добро на ярмарку и базар и там продают или обменивают по выгодной себе цене. Продают Щелк, табак, хлеб, фрукты, всякую посуду, мёд, вино, домашних животных, а покупают соль, шерсть, оружие, пряжу и другое. Купцы тут повсеместно мегрелы, поэтому другие люди тут не появляются. Единственную конкуренцию им пытаются оказать урии (евреи), но они не могут диктовать цены на рынке, как это делают евреи в Кахетии, потому что мегрелы не слабее их в купле-продаже. Это хорошее качество принесет мегрелам много пользы в будущем. Находчивостью они превосходят всех грузин: Поехать в Кахетию и там поровну в доле обработать сад, открыть духан с видом на море, пронести контрабанду через таможню - все это легко дается мегрелу. Трудно найти таких талантливых, прилежных, предприимчивых и находчивых людей, как мегрелы.

(Грузинский педагог и журналист, основатель научной педагогики в Грузии Иакоб Гогебашвили в своем труде "Сокровищница" 2-й пол. XIX века.)


Мегрелы издавна живут в соседстве с абхазами. Мегрельский язык сохраняет твёрдые позиции в быту. Этнокультурные и бытовые традиции в значительной мере сохраняют преемственность со своими историческими формами. Традиционно хорошее владение навыками верховой езды. Мегрельские войска, в основном, состояли из кавалерии в панцирях. Сверху — чёрная чоха с закатанными рукавами, под панцирем — чёрная шёлковая рубаха ахалухи. Ниже — широкие шаровары и облегающие ногу высокие чёрные сапоги. На голове башлык или папаха . Под ним видна кольчатая бармица от шлема. …Пришли до трёх тысяч свирепых мегрельских горцев, полностью снаряжённых и вооружённых, закованных в стальные панцири и с обнажёнными руками, верхом на своих скакунах. — Так описывает Эвлия Челеби вооружение грузинских войск (там были войска со всей Грузии), подошедших к крепости Гонио в 1647 году.

Мегрельские всадники носили бурку и головной убор башлык — кабалахи, завязывая его по-разному. Плотно прилегающая к талии чоха, сшитая из шерстяного материала, с широкими и длинными рукавами и полами, ниспадающими до колен, надевалась поверх хлопчатобумажного или шелкового ахалохи, обычно темных цветов. Эта одежда выгодно подчеркивала узкую талию и широкие плечи мужчин. Ахалохи (или ахалухи ) опоясывалось узким ремнем с серебряной чеканкой, на пояс подвешивался кинжал. Обувью служили туго обтягивающие голени мягкие кожаные сапоги с острыми носками.

Женщины носили длинные платья, расширяющиеся к низу и с глубоким вырезом в районе груди. Под ним специальный парчовый или вышитый нагрудник, пояс домотканый, широкий и длинный, рукава платья длинные с разрезом, свободно свисающие от спины. Под платье надевали рубаху с гладкими и узкими рукавами. Манжеты вышиты национальными узорами. На голове косынка (тавсапари"), которую завязывали особо.

Традиции и культура

Мегрельский князь, рисунок Григория Гагарина .
Мегрелия. Княгиня Чкония, фотопортрет Дмитрия Ермакова .

Как и многие кавказцы, мегрелы уважают законы предков, стараясь их придерживаться и передавая в устной форме из поколения в поколение.

Среди мегрелов широко распространена любовь к пению, а многие из напевов очень мелодичны (записаны с приложением нот X. Гроздовым в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа», 1894); песни исполняются под аккомпанемент грузинского народного инструмента чонгури . Реже играют на дудуке, гануне или на зурне.


Наиболее известные блюда мегрельской кухни — купаты, кучмачи, джурджани, хачапури, г’уму (мамалыга), эларджи, лечкере, гебжалиа, пучхолиа, лобио, чвищтари и др

Антропология

В Мингрелии находим наибольший процент светловолосых, наименьший- с тёмным цветом глаз и наименьший процент тёмного типа по цвету волос и глаз. По описательным признакам население Мингрелии ближе других провинций стоит к Гурии.

(А. Джавахишвили 1912)


В Мингрелии нет особого типа; здесь одинаково попадаются и брюнетки, и блондинки.Стройный рост, умные, выразительные лица, миловидные головки, длинные и шелковистые волосы, вьющиеся по плечам, и правильные роскошные формы тела - приковывают внимание. Движения их смелы, грациозны, страстны и выказывают вполне окружающую их природу.

(Издание "Народы России" 1880 года.)


Мегрелы, как и большая часть народов, проживающих на восточном побережье Чёрного моря , относятся к доиндоевропейской ( гаплогруппа G ) средиземноморской расе европеоидной большой расы ( принадлежат к южным европеоидам ). Относятся к понтийскому и кавкасионскому типам большой европеоидной расы .

Как было написано выше мегрелы принадлежат к понтийскому и кавкасионскому типу, но доминируют среди них понтиды, а точнее западно грузинский вариант понтида- Колхид . В его составе выделяется два подтипа. Один характерен как раз для мегрелов и гурийцев и может быть обозначен как причерноморский вариант . Второй подтип характерен для большей части имеретин и обозначен как собственно западно-грузинский . Причерноморский вариант, характерный для мегрелов, отличается от западно-грузинского: сочетание больших длины тела и продольного диаметра головы, уменьшенного скулового диаметра и более низкой верхней губы, более поднятого кончика носа и большего развития надбровья.

Колхский тип: доминирует среди мегрелов Гальского, Чхороцкуйского, Цаленджихского, Зугдидского районов.

Этот тип характеризуется:

-средним поперечным диаметром головы

-узким лицом

-высоким процентом светлых глаз

-светлыми волосами

-горизонтальным или приподнятым кончиком носа

-высоким переносьем и поперечным профилем спинки носа

-малой высотой носа

-толстыми губами

-выше среднего развитием волос на груди.

Государственность и религия

В конце второго тысячелетия до н. э. вместе с другими картвельскими племенами — протозанами, мегрелы образовали государство Эгриси в грузинской традиции и Колхида в древнегреческой.

В позднем Средневековье мегрелы пользовались относительной самостоятельностью от имеретинских царей (княжество Мегрелия) и имели собственную династию владетельных князей ( Дадиани ), которые являлись сюзеренами Абхазии. В 1803 году владетель Мегрельского княжества вступил в российское подданство. С 1857 года введено российское управление. Мегрельское княжество было упразднено в 1867 году и вошло в состав Российской империи ( Кутаисская губерния ) . Князья Дадиани впоследствии стали частью российского дворянства ( после ликвидации княжества в 1867 году ).

Основная религия — православие . Верующие мегрелы относятся к Грузинской православной церкви , но как и все грузины, при отсутствии грузинских православных храмов, по месту жительства посещают храмы, принадлежащие другим Поместным Православным Церквам. Впервые христианство в Мегрелии появилось в I веке н. э., в качестве государственной религии — в IV веке , однако до VI века мегрелы сочетали православие с ( зороастрийскими или митраическими ) элементами верований. Древние мегрелы относились к этносу колхов .

Мегрельские фамилии

Основными окончаниями мегрельских фамилий являются: «уа/иа/ава». Как, например, Чхетиа, Куциа, Пагава, Кобалава, Гагуа, Гошуа и другие . В русском написании обычно используется «-ия» вместо «-иа».

В топонимии

  • Населённый пункт, косвенно связанный своим названием с данной народностью, существует в России — станица Мингрельская в Краснодарском крае (на современном месте с 1865 года).

Примечания

  1. . Дата обращения: 3 июня 2011. 5 декабря 2013 года.
  2. Абхазия — регион в Закавказье на юго-восточном побережье Чёрного моря . Фактически управляется частично признанной Респу́бликой Абха́зия , согласно административно-территориальному делению Грузии Автономная Республика Абхазия в составе Грузии .
  3. . Дата обращения: 3 мая 2012. 4 октября 2013 года.
  4. Точные данные о численности грузин и мегрел, в Абхазии отсутствуют; в данных переписях, политиками, журналистами в разное время давались оценки от 40 до 70 тысяч.
  5. . Дата обращения: 3 мая 2012. 30 апреля 2020 года.
  6. . Дата обращения: 3 мая 2012. 23 декабря 2021 года.
  7. от 29 апреля 2020 на Wayback Machine : от 18 октября 2012 на Wayback Machine
  8. (недоступная ссылка)
  9. The Oxford handbook of languages of the Caucasus. — New York, 2021. — С. 530-531. — ISBN 978-0-19-069072-4 .
  10. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  11. Мегрелы // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин , Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур , Б. А. Ларин , С. И. Ожегов , Б. В. Томашевский , Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
  12. Картвельские языки — статья из Большой советской энциклопедии .
  13. от 2 февраля 2013 на Wayback Machine & от 22 января 2009 на Wayback Machine
  14. . от 20 мая 2011 на Wayback Machine . World Culture Encyclopedia . Retrieved on March 29, 2008.
  15. . bigenc.ru. Дата обращения: 27 августа 2019. 27 августа 2019 года.
  16. David Levinson. от 16 февраля 2018 на Wayback Machine , p 34: «Included in the Georgian ethnic and national group are a number of subgroups such as Ajars, Khevsur, and Mingrelians.» ;
    Stuart J. Kaufman от 16 февраля 2018 на Wayback Machine , p 86: «Additionally, the Georgian category includes an array of politically important subgroups especially Mingrelians, Svans and Ajarians»
    Tunç Aybak от 20 ноября 2017 на Wayback Machine , p 185: «…Georgians (Megrels)…» ;
    от 20 ноября 2017 на Wayback Machine , p 116: «Georgia consists of three ethnics tribes: Imeretians, Kartvels, and Mingrelians.»
  17. Small Nations and Great Powers: A Study of Ethnopolitical Conflict, by Svante E. Cornell, p 142;
    Political Construction Sites: Nation-building in Russia and the Post-Soviet World, by Pål Kolstø, p 8

  18. Мегрелы // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
    Т. Ф. Ефремова. Мегрелы // Толковый словарь Ефремовой . — 2000.
    С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Мегрелы // Толковый словарь Ожегова . — 1949—1992.
  19. . Дата обращения: 8 сентября 2011. 29 сентября 2007 года.
  20. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Мегрелы // Толковый словарь Ожегова . — 1949—1992.
  21. Понтийский тип индо-средиземноморской расы // Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь . — 2013.
  22. от 11 января 2012 на Wayback Machine Глава VII К вопросу об этнической принадлежности населения Древней Грузии. Основные этапы этно-социального развития грузинского народа. Очерки истории Грузии (в 8-и т.). Т.I. Грузия с древнейших времен до IV в. н. э. / Ин-т ист., археолог. и этнографии; [Ред. Г. А. Меликишвили, О. Д. Лордкипанидзе . —Тб., Мецниереба: Тип. АН ГССР. —1989. —508с.: ил.; 21 см. — Библиогр. в подстроч. примеч.—[ ISBN 5-520-00498-6 ]
  23. Мегрелы // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  24. Никонов В. А. География фамилий. — М.: Наука, 1988. — С. 155—156.
  25. Цхадаиа П. А. от 15 июля 2020 на Wayback Machine // Этнографическое обозрение . — 2002. — № 3. — 91—104.

Литература

  • Broers L. (англ.) = Who are the Mingrelians? Language, Identity and Politics in Western Georgia // 6th Annual Convention of the Association for the Study of Nationalities. — 2001. 31 марта 2012 года.
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, с. 398

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Мегрелы