Interested Article - Сердюков, Владимир Иванович

Влади́мир Ива́нович Сердюко́в ( 28 февраля 1924 , Алма-Ата , Туркестанская АССР 26 марта 2003 , Санкт-Петербург ) — советский и российский художник — график, гравёр, мастер черно-белой и цветной ксилографии и книжной графики, живописец, иллюстратор и реставратор ксилографии. Занимался книжной иллюстрацией и эстампом. Специализировался на ксилографии (гравюрe на дереве) Х 2 . Основная тема в творчестве — « Ленинградские пейзажи». Известен как мастер книжной иллюстрации и ксилографии , реставратор досок известных художников-ксилографов.

Биография

Родился 28 февраля 1924 года в городе Алма-Ата Туркестанской АССР.

21 июня 1941 окончил среднюю школу, а 22 июня началась Великая Отечественная война . В армию призван в 1942 году Тахта-Базарским РВК, Туркменской ССР ( Марыйская область , Тахта-Базарский район ).

Дивизия была спешно переброшена на Западный фронт . Участвовал в войне в должности связиста в составе:

Согласно Приказу по 46 гвардейскому стрелковому полку 16 гвардейской стрелковой Карачеевской ордена Ленина Краснознаменной дивизии за номером 013/м от 27 мая 1944 г. за проявленную отвагу в боях, за стойкость, мужество, за героизм был удостоен Медалью «За отвагу» . Даты подвига 5 сентября 1942 , 15 апреля 1943 Владимира Ивановича за то, что в бою в районе города Ржева 5 сентября 1942 года получил тяжелое ранение. Вторично был ранен на Смоленском направлении 15 апреля 1943 года . Прошёл путь от Курска до Берлина . Брал Варшаву , Прагу и Берлин .

Награждён орденом Красной Звезды , « орденом Великой Отечественной войны 2-й степени » ,медалями « За взятие Берлина », « Освобождение Варшавы », « За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. » и многими другими.

Рисовал на фронте, после войны в 1945 году поступает в Алма-Атинское художественное училище на факультет «художественная графика», который оканчивает в 1949 году .

В 1949 переезжает в Ленинград и поступает Академию художеств на графический факультет.

В Академии познакомился в Ниной Николаевной Новосельской . В 1952 году у них родился сын Николай . Оба художника учились на графическом факультете у профессора Таранова Михаила Афанасьевича . Преподавателем ксилографии был В. Г. Антонов, проходивший курс ксилографии у Матэ Василия Васильевича . Ксилография стала основной техникой, в которой работал В. И. Сердюков.

В рамках дипломной работы на графическом факультете Академии Художеств выполнил девять иллюстрации в технике ксилография к поэме «Анхилита» советского поэта Гоппе Германа Борисовича .

Обучался на одном факультете с , с которым в 1967 году совместно проиллюстрировал роман «Лицом к лицу» писателя Лебеденко Александра Гервасьевича .

Творчество

Начинал работу Владимир Иванович в качестве иллюстратора газетных и журнальных статей в Ленинграде и Москве. Обычно в газетах работа была срочная, сегодня давали материал, а завтра нужно было нести в редакцию готовую работу. Книг дома было очень много, ведь понадобится могло все, что угодно. Помогали художнику зарисовки с натуры (натурные зарисовки). Рисовал он много и в любых условиях. Глаз был очень точным. Всю жизнь зарисовки с натуры были основой его произведений. Наиболее значительными работами были гравюры на дереве к книге «Литературные памятные места Ленинграда», выполненные по эскизам супруги Нины Николаевны Новосельской в середине 1970 -х годов.

Иллюстрации к книге Германа Борисовича Гоппе «Анхилита» (Издательство Детская литература. Ленинград), выпущенной в 1969 (Стихотворная поэма о судьбе испанской девушки, обретшей вторую родину в СССР) (9 ксилографий), гравюра к стихам Владислава Андреевича Шошина .

Художник создал множество талантливых книжных, журнальных иллюстрации, обложек книг и журналов. Целый ряд иллюстраций художника связан с темой войны.

Оформил множество книг, сотрудничал со многими ленинградскими отделениями советских издательств и журналов: « Детская_литература », « Советский писатель », « Художественная литература », « Художник РСФСР », журнал « Нева ». Книги известных Советских писателей оформленные и проиллюстрированные Сердюковым Владимиром Ивановичем издавались более чем 100000 тиражами.

Владимир Сердюков по преимуществу ксилограф, представитель многотрудной и благодарной графической специальности. художника архитектурные темы приобретают все более эмоциональный характер, раскрываясь в живом соприкосновении с природой, обогащаясь жанровыми мотивами. А в ряде ксилографий В. Сердюков создает обобщающий, собирательный образ города во всем многообразии связей его прошлого и настоящего.

Сложный контрастный и вместе с тем глубоко печальный графический образ Ленинграда слагается из множества индивидуальных работ, воплощающих личное, авторское видение его самыми разными художниками. Этот коллективный портрет *** груз общественных представлений. Однако общие направление его развития очевидно — движение в сторону глубоко личной интерпретации привычного, хорошо и давно знакомого. Этому подчинены и выразительные средства гравёра: отталкиваясь от ровной, условно декоративной штриховки, он стремится пластически… Владимир Иванович создал свою лирическую манеру гравюры. Он рисовал штихелем, только намечая в эскизе контуры и массы. Им созданы десятки черно-белых и цветных гравюр на дереве с городскими пейзажами Ленинграда.

Выдающиеся гравюры: «Дворцовая площадь» , «Старо-Калининский мост» , «Летний Сад» представлены в альбоме цветных ксилографий «Ленинград» ( Ленинград. 20 гравюр на дереве В. И. и Н. В. Сердюковых ), созданный вместе с Николаем Владимировичем Сердюковым , сыном художника и выпущенным в 1984 году издательством « Художник РСФСР » .Замечательная гравюры «Благовещенская церковь» , «Банковский мостик» , «Над Невой» , «Нева» и многие другие изданы, многократно переизданы, и не стареют до сих пор.

Педагогическая деятельность

Владимир Иванович Сердюков был не только большим мастером рисунка, ксилографии, цветной ксилографии, наброска, любимый студентами педагогом (он вел рисунок в качестве доцента в ЛИСИ, а затем в ЛВХПУ им. Мухиной), но и очень мягким интеллигентным человеком.

Семья

  • Дедушка = Сердюков Максим Акимович
  • Бабушка = Сердюкова Анна
  • Отец — Сердюков Иван Максимович
  • Мать — Зубова Юлиания Яковлевна
  • Супруга — Новосельская Нина Николаевна — (3 июня 1926 — 11.06.1987) советский и российский художник -график, иллюстратор, мастер черно-белой и цветной линогравюры Х 3 . Член Союза художников СССР. Представитель . Известна как мастер большеформатной линогравюры и книжной иллюстрации .
  • Сын — Сердюков Николай Владимирович — советский и российский художник-график , мастер ксилографии и литографии, промышленный-дизайнер, педагог изобразительного искусства. Основатель и руководитель уникальных музеев печатной графики в которых каждый посетитель своими руками может напечатать гравюру на старинных станках, создать в мастер-классе монотипию, нарисовать литографию на настоящем литографском камне столетней давности. «Музей-мастерская старинных видов графики Печатня » в Невской куртине Петропавловской крепости, Санкт-Петербург (работавший 15 лет с 1997 по апрель 2012 г, закрытый дирекцией Петропавловской крепости) и «Музей-Печатня „Страницы истории печатного дела“» (действующий) в Историко-культурном комплексе Вятское имени Е. А. Анкудиновой , в Ярославской области.
  • Внук — Cеpдюкoв Владимиp Hикoлaeвич.
  • Внучка — - художник-график , мастер черно-белой и цветной линогравюры и офорта, педагог печатной графики в " в Санкт-Петербурге. Продолжает и развивает традиции печатной графики.

Образование

Высказывания и цитаты

Владимир Иванович был остёр на оригинальные изречения и формулировки.

"Не будем об этом сказать"



"Ленинград - один из крупнейших мировых центров науки, промышленности, культуры, искусства. Исторически юный, он, тем не менее, - один из самых красивых городов мира. Архитектурное чудо, творение многих поколений талантливейших зодчих, живописцев, скульпторов, он живет, растет, гармонично развивается и в наши дни и, как прежде, властно приковывает к себе внимание художников. Свой вклад в эту художественную летопись внесли и продолжают вносить многие советские мастера искусства - и в их числе графики Владимир Иванович и Николай Владимирович Сердюковы. Именно их работы - цветные гравюры на дереве (ксилографии) - и входят в альбом, который Вам предлагается. Гравюры, составляющие альбом, несомненно, высокохудожественны каждая в отдельности, хотя и неравноценны. Но их значимость становится еще выше, когда рассматриваешь листы альбома в комплексе, где каждая гравюра является одной из частей большой и целостной ксилографической сюиты. В этой сюите есть своя строгая и логичная построенность, композиционная закономерность, которая позволяет увидеть образ Ленинграда раскрывающимся как бы во времени и пространстве, во всем богатстве его объемно-пластической и цветовой характеристики. Работая над альбомом как над единым целым, авторы - а каждый из них имеет свою индивидуальность, свой творческий почерк - сумели так соединить свои усилия, что добились приведения почти всех гравюр к стилистическому единству. Только очень изощренный глаз заметит, что в отдельных листах характер штриха, характер трактовки формы (деревья, волны, облака) чуть отличается от других. Это - естественное, более того, драгоценное качество, которое неповторимо, как голос, как интонация. Но согласование, гармонизация этих голосов - безусловная заслуга ведущего автора , художника тонкого, многоопытного, бесконечно требовательного к себе и другим. Необычнайно тонкая и технически сложная работа советских и российских художников-граверов, мастеров ксилографии и книжной графики: и . Гравюры напечатаны вручную в несколько цветов типографской краской на белой бумаге. Альбом «Ленинград» состоит из двадцати цветных ксилографий, выполнены в жанре "городской пейзаж"." Вступительная статья Мямлина Игоря Гавриловича к книге «Ленинград. 20 гравюр на дереве В. И. и Н. В. Сердюковых»

Серии художественных работ

  • Альбом «Ленинград. 20 гравюр на дереве В. И. и Н. В. Сердюковых» созданный совместно с сыном Сердюковым Николаем Владимировичем — Печатная книга. Формат издания 70x90/4. Издательство Художник РСФСР . Год выпуска 1984 . В серии гравюр изображены городские пейзажи Ленинграда 1980-х годов. Гравюры напечатаны вручную в несколько цветов типографской краской на белой бумаге. Альбом «Ленинград» состоит из двадцати цветных ксилографий, список работ:
  1. «Штаб Октября. Смольный»
  2. «Аврора»
  3. «Триумфальная Арка главного штаба»
  4. «Октябрь. Дворцовая площадь»
  5. «Площадь Ленина»
  6. «Музей революции»
  7. «Медный всадник. Невское утро»
  8. «Петропавловская крепость. Морозное утро»
  9. «Ледоход на Неве. Стрелка Васильевского острова»
  10. «Зимний Летний сад (Летний дворец Петра I)»
  11. «Летний Сад»
  12. «Крюков канал»
  13. «Старо-Калининский мост»
  14. «Пискаревское мемориальное кладбище»
  15. «Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы»
  16. «Площадь Стачек»
  17. «Город-порт. Памятник Крузенштерну»
  18. «Морской вокзал»
  19. "У кинотеатра «Прометей»
  20. „Праздничный Невский“

Художественные работы

Ксилографии

Чёрно-белые ксилографии

  • Чёрно-белая ксилография „На Заячьем острове“» . (1967 г.) 11х18 см
  • Чёрно-белая ксилография «Вечер» . (19** г.) **х** см
  • Чёрно-белая ксилография «Банковский мостик» . (19** г.) **х** см
  • Чёрно-белая ксилография «Ростральная колонна» . (19** г.) **х** см
  • Чёрно-белая ксилография «У ростральной колонны» . (1969 г.) 5,5 х 8 см
  • Чёрно-белая ксилография «Ленинградский мотив» . (1968 г.) 13,5 х 9,5 см
  • Чёрно-белая ксилография «Блокадной зимой» . (1968 г.) 14 х 9,5 см
  • Чёрно-белая ксилография «Фонтанка у Аничкова моста» . (1968 г.) 11 х 16 см
  • Чёрно-белая ксилография «У Авроры» . (1977 г.) 16 х 20 см
  • Чёрно-белая ксилография "Музей Революции « (бывш. особняк Матильды Кшесинской» . (1969 г.) 6 х 4 см
  • Чёрно-белая ксилография «Арка Главного штаба» . (1960 г.) 6 х 4 см
  • Чёрно-белая ксилография «Крюков канал» . (1970 г.) 22 х 28 см
  • Чёрно-белая ксилография «На Неве» . (1966 г.) 6 х 19 см
  • Чёрно-белая ксилография «Смольный» . (1969 г.) 6 х 4 см
  • Чёрно-белая ксилография «На Неве» . (1966 г.) 6 х 19 см
  • Чёрно-белая ксилография «Сочи. Мост» . (1967 г.) 30 х 25 см
  • Чёрно-белая ксилография «Сочи. Площадь» . (1968 г.) 25 х 30 см
  • Чёрно-белая ксилография «Нева» . (1967 г.) 30 х 25 см
  • Чёрно-белая ксилография «Набережная» . (1968 г.) 30 х 25 см
  • Чёрно-белая ксилография «Сочи. Автовокзал» . (1969 г.) 20 х 25 см
  • Чёрно-белая ксилография «Аничков мост» . (1968 г.)

Цветные ксилографии

  • Цветная ксилография «Покорение Енисея» . (1967 г.) Размер листа — ** х ** см. 35х45 см
  • Цветная ксилография «Таврический дворец» . (1977 г.) Размер листа — ** х ** см. 35х45 см
  • Цветная ксилография «Благовещенская церковь» . (1979 г.) Размер листа — ** х ** см. 35х45 см
  • Цветная ксилография «Голубые Ивы» . (1979 г.) Размер листа — ** х ** см. 35х45 см
  • Цветная ксилография «Лодочная прогулка» . (1975 г.)
  • Цветная ксилография «Летний вечер» . (1975 г.) Размер листа — 23,5 х 30 см. 35х45 см
  • Цветная ксилография «Над Невой» . (1973 г.) Размер листа — 23,5 х 30 см. 35х45 см
  • Цветная ксилография «Мосты» . (1976 г.) 12×17 см
  • Цветная ксилография «Летний сад» . (1981 г.) 21х19 см
  • Цветная ксилография «Октябрь. Дворцовая площадь» . (1984 г.) 17×30 см
  • Цветная ксилография «Арка Главного штаба, ксилография» . (19** г.) **х** см
  • Цветная ксилография «Петропавловский собор» . (1976 г.) **х** см
  • Цветная ксилография «Триумфальная арка главного штаба» . (19** г.) 24,5 × 27 см
  • Цветная ксилография «Нева. Петропавловская крепость» . (19** г.) 13,5×17.5 см
  • Цветная ксилография «Александро-Невская Лавра» . (19** г.) 17,5×12.5 см
  • Цветная ксилография «Дворцовая площадь» 2 . (19** г.) 17×14.5 см
  • Цветная ксилография «Львиный мост» . (19** г.) 19,5 × 18.5 см
  • Цветная ксилография «Над крюковым каналом» . (1979 г.)

Иллюстрации

Реставрационные работы

Сердюков обладал редчайшим даром реставратора ксилографий — деревянных печатных форм. Дерево, хоть и твердых пород, а гравюры резались на самшите, пальме, груши, яблони, крайне недолговечны. На него пагубно влияют перепады температур. От них дерево трескается. Доски — печатные формы приходится переклеивать, подшлифовывать, а затем заново прорезать не просто, а в манере автора произведения.
Благодаря реставрационным работам выполненным Сердюковым Владимиром Ивановичем, удалось сохранить многие доски (печатные формы) выдающихся художников и мастеров русской ксилографии А. П. Остроумовой-Лебедевой , В. А. Фаворского , А. И. Кравченко , , М. И. Пикова , М. В. Куприянова .
Благодаря титаническому труду Владимира Ивановича по восстановлению печатных форм в 70-х — 90-х годах XX века напечатаны ксилографии:

Награды

Ссылки

  • 1973 г. ЭРГ-34161. Государственный Эрмитаж
  • Вступительная статья Игоря_Гавриловича Мямлина . — Ленинград: Художник РСФСР, 1984 . — 6 с. ил.; 20 л. ил. в папке; 36 х 42 см.
  • , 1960. Илл.: В. Сердюков]
  • / Л. П. Сёмин; [Ил.: Н.Новосельская и В.Сердюков].- [Изд. 2-е].-Ленинград: Дет.лит., [Ленингр. отд-ние], 1974.-143с.: ил.]
  • [ Роман. Перевод с английского А. Панасьева. Худ. Сердюков В. Сер: 700 (Фита). Выпуск 31. Киев: Ника-Центр, 1999 г. 382 с. Суперобложка Твердый … Карпелан Б. В темных комнатах и в светлых. Сборник. Пер. со шведского М. Радуга, 1983 г. 369 с. Палiтурка / переплет: Твердый, Обычный формат.]
  • 17 июля 1968

Выставки

Художественные работы в коллекциях музеев

Примечания

  1. Дата обращения: 22 декабря 2021. 14 апреля 2010 года.
  2. Нева: орган Союза советских писателей СССР. 1978
  3. Нева: орган Союза советских писателей СССР. 1978
  4. Художник: Сердюков Николай Владимирович . Род. 1952. Дар петербургских художников, участников альбома «Морская столица России»
  5. Художник: Сердюков Николай Владимирович . Род. 1952. Дар петербургских художников, участников альбома «Морская столица России»
  6. от 8 декабря 2020 на Wayback Machine «Мнение, что за пределами Петербурга нет культурной жизни, несправедливо»
  7. единственный в России музей-печатня.
  8. телеканала «Алмазный край» 25 марта 2019 г
  9. Иллюстрации: В. Сердюков. — Ленинград: Детгиз. Ленингр. отделение, 1968. — 64 с. : ил.; 20 см.
  10. . Дата обращения: 21 января 2021. 13 апреля 2021 года.
  11. . Дата обращения: 21 января 2021. 13 апреля 2021 года.
  12. . Дата обращения: 21 января 2021. 20 сентября 2020 года.
  13. . Дата обращения: 21 января 2021. 12 апреля 2021 года.
  14. . Дата обращения: 21 января 2021. 12 апреля 2021 года.
  15. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  16. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  17. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  18. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  19. . Дата обращения: 21 января 2021. 13 апреля 2021 года.
  20. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  21. . Дата обращения: 21 января 2021. 12 апреля 2021 года.
  22. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  23. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  24. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  25. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  26. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  27. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  28. . Дата обращения: 21 января 2021. 12 апреля 2021 года.
  29. . Дата обращения: 21 января 2021. 12 апреля 2021 года.
  30. . Дата обращения: 24 сентября 2022. 24 сентября 2022 года.
  31. . Дата обращения: 24 сентября 2022. 24 сентября 2022 года.
  32. . Дата обращения: 24 сентября 2022. 24 сентября 2022 года.
  33. . Дата обращения: 24 сентября 2022. 24 сентября 2022 года.
  34. . Дата обращения: 24 сентября 2022. 24 сентября 2022 года.
  35. . Дата обращения: 24 сентября 2022. 24 сентября 2022 года.
  36. Сердюков В. И. «Покорение Енисея». 1967 г. СССР. Бумага, ксилография. 210х262
  37. . Дата обращения: 25 января 2021. 29 января 2021 года.
  38. . Дата обращения: 25 января 2021. 30 января 2021 года.
  39. . Дата обращения: 24 сентября 2022. 24 сентября 2022 года.
  40. . Дата обращения: 25 января 2021. 1 февраля 2021 года.
  41. . Дата обращения: 25 января 2021. 31 января 2021 года.
  42. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  43. . Дата обращения: 21 января 2021. 12 апреля 2021 года.
  44. . Дата обращения: 25 января 2021. 30 января 2021 года.
  45. . Дата обращения: 25 января 2021. 30 января 2021 года.
  46. . Дата обращения: 21 января 2021. 20 сентября 2020 года.
  47. . Дата обращения: 25 января 2021. 2 февраля 2021 года.
  48. . Дата обращения: 25 января 2021. 30 января 2021 года.
  49. . Дата обращения: 25 января 2021. 1 февраля 2021 года.
  50. . Дата обращения: 25 января 2021. 31 января 2021 года.
  51. . Дата обращения: 24 сентября 2022. 24 сентября 2022 года.
  52. Иллюстрации: В. Сердюков, . — Москва ; Ленинград : Сов. писатель. Ленингр. отделение, 1967. — 612 с. : ил.; 21 см. Революционное движение в России, 20 в. (х. л.) Иностранная военная интервенция и гражданская война в СССР 1918—1920 гг. (х. л.)
  53. Иллюстрации: В. Сердюков. — Ленинград : Сов. писатель. [Ленингр. отд-ние], 1957. — 436 с., 1 л. ил.; 21 см. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. (х. л.). Эстонцы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (х. л.)
  54. Иллюстрации: В. Сердюков. — Ленинград : Сов. писатель, 1955. — 255 с., 5 л. ил. : ил.; 21 см. Медицинские работники в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (х. л.) Великая Отечественная война 1941—1945 гг. (х. л.)
  55. Иллюстрации, ксилографии: В. Сердюков. Л .: Лениздат , ( 1958 ). 1 л. фронт., 480 с. 17×13,5 см. Автор: Дудин Михаил Александрович
  56. Иллюстрации: В. Сердюков. — Ленинград: Детгиз. Ленингр. отделение, 1959. — 176 с., 3 л. ил. : ил.; 22 см
  57. Иллюстрации: В. Сердюков. — Ленинград: Детгиз. Ленингр. отделение, 1959. — 80 с., 4 л. ил. : ил.; 22 см
  58. Иллюстрации: В. Сердюков. — Ленинград: Детгиз. Ленингр. отделение, 1958. — 271 с. : ил.; 20 см.
  59. от 21 января 2021 на Wayback Machine Иллюстрации: В. Сердюков. — Ленинград: Детгиз. Ленингр. отделение, 1959. — 288 с., 1 л. ил. : ил.; 22 см. Комсомольцы (д. л.)
  60. от 20 января 2021 на Wayback Machine Иллюстрации: В. Сердюков. — Ленинград: Детгиз. Ленингр. отделение, 1960. — 408 с. : ил.; 21 см. — (Школьная библиотека. Для средней школы).
  61. от 20 января 2021 на Wayback Machine Иллюстрации: В. Сердюков. — Ленинград: Детгиз. Ленингр. отделение, 1963. — 174 с. : ил.; 21 см.
  62. от 21 января 2021 на Wayback Machine Иллюстрации: Новосельская Нина Николаевна и Сердюков Владимир Иванович. Комсомольцы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., Связисты в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Ленинград : Дет. лит
Источник —

Same as Сердюков, Владимир Иванович