Бровиков, Владимир Игнатьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Владимир Игнатьевич Востоков ( 11 июля 1868 , село Голочёлово , Коломенский уезд, Московская губерния , Российская империя — 5 августа 1957 , Сан-Франциско , США ) — митрофорный протоиерей, общественный деятель и публицист. Апологет монархизма и антисемит .
Родился 11 июля 1868 года в семье священника Игнатия Матвеевича Востокова, служившего в Троицком храме села Голочёлова Московской губернии. Окончил Коломенское духовное училище (1882), Московскую духовную семинарию (1888).
С 1888 года преподаватель в приходской школе села Старый Ям Подольского уезда Московской губернии.
30 мая 1891 года рукоположен в иерея . Служил в храмах Московской епархии , в сёлах Иславское , Белые Колодези и в храме Флора и Лавра села Старый Ям , где основал общество трезвости и в 1899 году возглавил церковно-приходское попечительство, собравшее значительные пожертвования деньгами и строительными материалами на отделку храма.
2 ноября 1903 года митрополитом Владимиром (Богоявленским) был переведён настоятелем в московский .
В 1904 году собранием московского дворянства избран законоучителем Екатерининского института благородных девиц .
В 1905 году назначен епархиальным миссионером и настоятелем при Московском епархиальном доме . В 1906 году у него возник конфликт с будущим священномучеником, а тогда епархиальным миссионером отцом Иоанном Восторговым , на почве разногласий по поводу участия священников в деятельности политических партий. Востоков был направлен на должность настоятелем церкви Петра и Павла на Якиманке .
В Москве отец Владимир заслужил репутацию выдающегося проповедника, активиста антиалкогольного движения, критика социализма , стал известен как церковный писатель и публицист. Был редактором-издателем ежемесячника « » (с 1911 года), газеты «Рассвет», журнала «Живая беседа». Состоял в московском религиозно-философском обществе и . А. Д. Самарин , в близкое окружение которого входил отец Иоанн, пригласил его стать законоучителем для его детей. В 1912 году великая княгиня Елизавета Фёдоровна предложила ему место лектора при Марфо-Мариинской общине милосердия .
Являлся противником Григория Распутина , в котором, как и А. Д. Самарин, Елизавета Фёдоровна и многие другие представители московской патриотической общественности, видел угрозу для престола и Церкви. Резко осуждал Распутина в проповедях и статьях, а 1 мая 1913 года журнал «Отклики на жизнь» открыто выступил против «распутинского влияния». Летом 1915 года Востоков обратился к митрополиту Макарию (Невскому) с письмом, в котором напоминал о вступительной речи А. Д. Самарина перед членами Святейшего Синода: «Если же и после столь торжественного, ясного заявления церковной иерархии о борьбе с накопившимися церковными соблазнами распутинское зло останется в прежней силе, при молчании о нём церковной власти, то народ вправе будет назвать такую власть лицемерною, а ведь это ужасно!». Антираспутинская позиция Востокова была известна императрице Александре Фёдоровне , которая считала, что он руководит Самариным. 3 октября 1915 года она в письме Николаю II писала, что было бы хорошо, если бы митрополит Макарий «отделался» от отца Владимира. И по распоряжению В. К. Саблера он был переведён в Коломну настоятелем Христорождественской церкви, лишён благословения на выпуск журнала и взят под негласный надзор Охранного отделения.
26 января 1916 года Востоков был переведен на погост Ильинское. С 1 июня 1916 года отец Владимир являлся священником тюремной церкви святителя Тихона Задонского в Клину . На его проповеди собиралось столько народа, что храм не вмещал всех желающих его услышать, и проповеди приходилось проводить на лугу. Точных сведений о взглядах священника в то время не сохранилось, но есть основания предполагать, что они сдвинулись «влево», и многим он запомнился как «либеральный батюшка». В ответ на давление на него церковных властей усиливалась поддержка священника со стороны общественности. Так, ему выразил поддержку Александр Гучков , протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский приглашал Востокова перейти в его ведомство полковым священником, епископ Андрей (Ухтомский) приглашал служить в Уфу .
30 сентября 1916 года Востоков переехал в Уфу и стал ключарём Уфимского кафедрального собора.
В 1917 году член Поместного Собора Православной Российской Церкви как делегат от мирян Уфимской епархии , участвовал в 1-2-й сессиях, член VII, XX отделов. Призвал Собор к осуждению Февральской революции (которую поначалу сам встретил положительно, даже служил по этому поводу молебен в красном пасхальном облачении), что произвело большой резонанс в церковной общественности, большая часть которой приняла революцию и признавала Временное правительство легитимным. Полагал, что большевикам удастся воплотить в жизнь идею «рабочей и крестьянской власти», поэтому приветствовал Октябрьскую революцию . 19 ноября 1917 года был возвращён московским митрополитом, будущим патриархом Тихоном (Беллавиным) в Москву, и назначен настоятелем .На соборном заседании 22 января 1918 года выступил с антисоветской речью и был объявлен советской властью вне закона.
Бежал на Юг России , контролировавшийся белыми , где начал пропагандировать восстановление монархии. В 1919 году полковой священник в Добровольческой армии, член I отдела и 1-й комиссии Юго-Восточного Русского Церковного Собора. Организовал в Екатеринодаре « », в которое входили от пяти до восьми тысяч человек, призывал к восстановлению абсолютной монархии и борьбе с евреями и масонами. Такая деятельность отца Владимира вызвала беспокойство у властей Кубанской Народной Республики . Негативную оценку его деятельности высказал протопресвитер военного и морского духовенства Добровольческой армии отец Георгий Шавельский, а 16 июня Кубанская Рада постановила выслать Востокова за пределы края за «развращение казацких душ монархизмом». Высылка не состоялась лишь благодаря заступничеству генерала А. С. Лукомского , который, однако, сам посоветовал отцу Владимиру переселиться в Новочеркасск . Прислушавшись к совету Лукомского, Востоков переселился в Новочеркасск, где стал настоятелем Александровской церкви. Кроме того руководил находящимся на нелегальном положении «Братством Животворящего Креста» и пытался издавать газету «Вечевой благовест».
В 1920 году Севастопольский епископ Вениамин (Федченков) , возглавляющий духовенство в Русской армии Врангеля, пригласил протоиерея Владимира стать духовником и проповедником в войсках.
В июле 1920 года Востоков направил Врангелю письмо с призывом уподобиться императору Константину , победившего «злого языческого царя Максенция Силою Честнаго и Животворящего Креста». После этого он был принят генералом А. П. Кутеповым , который одобрил план Востокова организовать «Всероссийское религиозно-крестоносное движение», призванное посредством массовых крестных ходов привлекать новых добровольцев для борьбы с « еврейским большевизмом » .
Востоков полагал целью Братства избавление от «еврейского массонства» и призывал население к еврейским погромам. Антисемитизм Востокова вызвал протест союнзиков. 22 сентября Врангель поставил Востокова в известность об союзническом ультиматуме, 3 октября издал приказ № 145 о запрещении готовящегося крестного хода .
Эвакуировавшись из Крыма в Галлиполи , оттуда переселился в Сербию , где служил законоучителем русской гимназии в Кикинде , а также был настоятелем церкви в городе Великий Бичкерек . В эмиграции не оставлял общественно-политическую деятельность — участвовал в 1921 года в Сремских Карловцах , состоял членом , пытался сблизиться с великим князем Кириллом Владимировичем (однако легитимисты находили его человеком «политически довольно-таки опасным, благодаря своим крайним убеждениям», как писал в воспоминаниях ). В 1923 году награждён палицей. В 1925 году митрополит Антоний (Храповицкий) назначил его разъездным священником-миссионером по Королевству сербов, хорватов и словенцев . С 1931 года настоятель храма в селе Панчево.
В 1944 году переселился в Австрию , затем оказался в Американской зоне оккупации . С 1945 года настоятель храмов в лагерях для перемещенных лиц в городах Кемптен, Фюссен, Шляйсгайм (Германия). В 1950 г. награжден митрой.
С 1951 году настоятель храма святителя Тихона Задонского в Сан-Франциско , духовник Корпуса Императорской Армии и Флота .
В 1954 году Архиерейским Синодом РПЦЗ ему было присвоено звание протопресвитера . В 1955 году вышел на покой, скончался 5 августа 1957 года. Похоронен на Сербском кладбище Сан-Франциско .