Саййидатаи
(
араб.
سيّداتاي
,
узб.
саййидотойи
,
уйг.
Seyid atai
, — состоит из слов
саййид
(
вождь, господин, глава, мастер
) и
ата
(святой, отец)) — почётный титул у
мусульман
для потомков пророка
Мухаммеда
у
суннитов
и в частности
шиитов
— нисходящие от известных исламских святых личностей по прозвищу
Саййид Ата
(настоящее имя Саййид Ахмад), которые считаются потомками
Али
и его жены
Фатиму
и внука
Хусейна
. В исламских странах сайиддатаи пользовались особыми привилегиями, занимали многие высокие посты во дворе правителей, пользовались особым почитанием, они как и другие
саййиды
имели право ходатайствовать за преступников и освобождались от телесных наказаний и смертной казни
. Отличием саида у
суннитов
была, как правило, зелёная
чалма
, а у шиитов — чалма чёрного цвета. Саййиды пользуются особым почитанием. В сознании мусульман потомки Саййид Ата часто отождествлялись со святыми
авлия
, они считались главными представителями религиозных идей
ислама
.
Саййидатаи являются потомками имама
Хусейна
, существует несколько ветвей подрода саййидатаи
сеййидов
, которые берут начало от разных предков по прозвищу
Саййид Ата
:
1)
Саййид Ата
(14 век)- его полное имя
Саййид Ахмад
ибн Амир Абу Бакр Ризои Яхё (другая версия - ибн Абд ал-Хамид
) ибн Саййид Амир Ахмади Кабир Хасан
, по отцовской линии был потомком Ибрахима ар-Риза ибн имам
Муса аль-Казима
, по материнской линии был потомком
Наджм ад-дина Кубра
(ум.618/1221), был учеником шейха тариката
Яссавия
Занги-Ата
, и получал от него степень
иршада
и
халифе
. Автор книги "Шаджарат аль-атрак" (родословное тюрков) (XV век) сообщал что хан Золотой Орды
Узбек-хан
, официально принял ислам от преемника
Занги-Аты
Саййид Аты
. Источники утверждают, что Саййид Ата, которому приписывается обращение в ислам золотоордынского хана
Узбека
, был хранителем мазара
Хаким-Аты
. Известно что Саййид Ата погребён в Арале близ
Амударьи
в мазаре
Сулеймана Бакыргани
.
3)
Саййид Ата
(XV век) - полное имя
Шейх Саййид Ахмад
- потомок
Хусейна
, считается учителем Шейха Шамс ад-дина Узганди (XV-XVI в), поэта и суфия тариката
Яссавия
.
4)
Саййид Ата
(XIV-XV в.)
Сани
(второй Саййид Ата) - настоящее имя
Cаййид Ахмад Мир Усмани ибн Саййид Абдулазиз Фирузхаш Умар Катталкул
, известный
суфий
, его могила находится в деревне Каттакишлак,
Шафирканского района
,
Бухарской области
.
5)
Саййид Ата (Ато)
(XV-XVI век) - полное имя
Мир Саййид Фатхуллах ибн Саййид Абдуллах Зухриддин (Мухаммад Соктаре) ибн Саййид Абулфайз
Дервиш
— среднеазиатский святой
авлия
,
сеид
, шейх аль-кутб. Именной мемориальный комплекс «Етти Туғ Ато (Саййид Ато)» состоящий из мавзолея и мечети находится на родине святого в
кишлаке
Падарон (Патрон),
Каршинского района
. Считается что он потомок святого, авлия, суфия и шейха учения
увайсия
ишкия —
Бурхануддин (Бурхан ад-дин) Кылыча Узгенского
.
6)
Саййид Ата
(XIV в.) - полное имя
Саййид Ахмад...ибн Саййид Махмуд (Мухаммад) Яссави
, суфийский святой, жил во времена правления золотоордынского хана
Азиз-хана
(ум.1368 г.), о Саййиде Ата упоминается в книге Натанзи (около 1413/14 г.г.) "Аноним Искандера", автор упоминает:
"…один из потомков султана, знающих Саййида Махмуда (Мухаммада) Ясави, прозванный Саййид Ата, дожил до его (Азиз-хана) времени…, Азиз-хан раскаялся от руки этого Саййид Ата и дал ему свою дочь»"
.
Исхаков Д.М. Институт сеййидов в Улусе Джучи и позднезолотоордынских тюрко-татарских государствах, Казань, Изд-во «Фэн» АН РТ, 2011, с.181
ТЗ, с.86-8; Абашин С. Занги ата//Ислам 3, с.41
Биобиблиографический словарь среднеазиатской поэзии (XVI – первая треть XVII в.) Б.Норик, Litres, 2017,
ISBN 5040013981
, 9785040013982
(рус.)
// Золотоордынское наследие. Материалы международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая Золотой Орды (XIII-XV вв.)». Казань, 17 марта 2009 г. : Сборник. — Казань: Фан, 2009. —
Вып. 1
.
21 февраля 2020 года.
Юдин В. П.
// Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). — Алма-Ата: Наука, 1969.
"Юдин", Бартольд, 1964,с-361
Семенов А.А. "Первые Шейбаниды и борьба за Мавераннахр", Материалы по истории таджиков и узбеков Средней Азии, Вып-1, Сталинабад, Изд-во
АН Тадж. ССР, 1954, cтр-116
от 20 октября 2020 на
Wayback Machine
Суфизм в Поволжье: особенности функционирования, Тагиров Р.Г.